logo
Антонова Е

7.2. Водный транспорт сжиженных газов

Перевозка сжиженных газов по водным магистралям осу­ществляется как морским, так и речным транспортом. Наибо­лее широкое развитие имеет морской транспорт, обеспечива­ющий доставку сжиженного газа потребителям как внутри страны, так и за ее пределами. Морским транспортом в основном доставляются сжиженные углеводородные (СУГ) и лишь частично сжиженные природные газы (СПГ), которые могут находиться в сжиженном состоянии лишь при глубо­ком охлаждении до — 160 °С. Основной объем морских пере­возок осуществляется в морских судах — танкерах (газово­зах), оборудованных специальными резервуарами для хране­ния. В зависимости от типа резервуаров, устанавливаемых на газовозах, различают следующие типы транспортных судов:

1) танкеры с резервуарами под давлением 1,6 МПа, рас­считанные на максимальную упругость паров продукта (для пропана);

2) танкеры с теплоизолированными резервуарами под по­ниженным давлением (полуизотермические), предназначенные для транспортировки сжиженного газа при промежуточном охлаждении от —5 до +5 °С;

3) танкеры с теплоизолированными резервуарами под низ­ким давлением (изотермические) для транспортировки сжижен­ного газа при давлении, близком к атмосферному и низкой отрицательной температуре (— 40 °С для пропана, — 103 ° С для этилена и — 162 °С для сжиженного природного газа метана).

Перевозка газа под давлением и в полуизотермическом со­стоянии осуществляется в танкерах вместимостью до 2000 м3, при этом используют цилиндрические вертикальные, горизон­тальные и сферические резервуары. Вертикальные резервуары применяют в основном для перевозки сжиженного газа под давлением 1,6 МПа (рис. 7.2). Горизонтальные цилиндрические и сферические резервуары используют при полуизотермичес­ком способе перевозки.

Изотермические танкеры отличаются большой вместимос­тью (до 10 000 м3) и подачей при сливе-наливе более чем 500 — 1000 т/ч. Применяют их и при значительных грузообо­ротах. Поскольку в этих танкерах сжиженный газ перевозит­ся под давлением, близким к атмосферному, грузовые резер­вуары выполняются прямоугольной формы в виде танков, которые хорошо вписываются в контур судна.

Рис. 7.2. Газовоз с вертикальными резервуарами