logo
Антонова Е

7.4. Трубопроводный транспорт сжиженных газов

Под трубопроводным транспортом сжиженного газа пони­мают транспорт пропана и бутана по магистральным трубо­проводам, в которых газ находится под давлением, превышающем его упругость паров, т.е. в сжиженном состоянии. В этом заключается особенность транспортировки сжиженных газов по магистральным трубопроводам, для которых недопу­стимо падение давления в сети ниже упругости насыщенных паров (давления насыщения) при данной температуре, во избежание образования паровой фазы, заполняющей живое сечение трубопровода. Обычно в трубопроводе поддержива­ют давление, превышающее давление упругости паров на 0,6 — 0,7 МПа. При уменьшении этой разницы пропускная способность снижается за счет образования газовых мешков. К указанному виду транспорта прибегают при доставке газа с завода-поставщика крупным потребителям, например неф­техимическим предприятиям, где газ используется в основ­ном в качестве сырья.

Протяженность трубопроводов сжиженного газа обычно невелика — в пределах 100 — 500 км, так как крупные потре­бители располагаются относительно близко к нефте- и газо­перерабатывающим предприятиям.

По типовой схеме сжиженный газ забирается из резерву­аров насосами головной станции и через пункты замера рас­хода подается в магистральный трубопровод, на котором че­рез определенные расстояния сооружены промежуточные пе­рекачивающие станции, оборудование которых аналогично головной станции. Пропан и бутан перекачиваются по само­стоятельному трубопроводу или вместе с другими светлыми нефтепродуктами (преимущественно с бензином) в целях ми­нимального смешения. При перекачке двух партий нефтепро­дуктов между ними в качестве буфера закачивают бутан; также поступают и при перекачке двух партий пропана. Учи­тывая вероятность образования гидратных пробок в трубо­проводе из-за влияния влаги и появления незначительных неплотностей, при эксплуатации трубопроводов следят за гер­метичностью арматуры и за давлением в трубопроводе, кото­рое должно быть не менее 0,8 — 1,0 МПа. Кроме того, обеспе­чиваются постоянное применение ингибитора для обезвожи­вания газа (метанола, из расчета 2 л на 1 т) и осушка трубо­провода перед закачкой продукта.

Важное значение имеет соблюдение относительного по­стоянства объема перекачиваемого сжиженного газа, требу­емого давления и температурного режима, что обеспечива­ется соответствующим контролем при помощи контрольно-измерительных приборов. Кроме экономической эффектив­ности трубопроводный транспорт сжиженных газов более удобен в эксплуатации, позволяет вести круглосуточную перекачку и применять средства автоматики, обеспечиваю­щие минимальную трудоемкость и безопасность системы при минимальных потерях.