4.7. Координация компонентов интегрированных систем управления
Функционирование интегрированной автоматизированной системы управления требует обеспечения координируемости ее компонентов как по информационной и нормативной базе, так и по формируемым управленческим решениям.
Взаимосвязанность по информационной и нормативной базе в ИАСУ определяется исходя из того, что каждый компоненте соответствует своя степень подробности описания объекта. В связи с этим и детализация используемой информационной и нормативной базы должна меняться при переходе от уровня к уровню, т.е. от компоненты к компоненте. При этом должен существовать механизм перехода от детализации информации на уровне I к детализации информации на уровнях I+1 и I-1.
При координируемости по формируемым управленческим решениям задача координатора, в качестве которого выступает система верхнего уровня, состоит в выработке таких рекомендаций системам нижнего уровня, которые приведут к желательным результатам.
Координируемость решений в ИАСУ рассматривается как координация решений двух уровней совокупности элементов, обусловливающая формулирование согласованных решений двух взаимосвязанных компонент ИАСУ. Для координации решений предлагается следующая детализация элементов:
•параметры, формируемые на верхнем уровне иерархии и выступающие в качестве ограничений в задачах нижнего уровня;
•параметры, характеризующие состояние производственного процесса, которые передаются с нижнего уровня на верхний уровень;
•механизм соподчинения задач, решаемых на нижнем и верхнем уровнях иерархии;
•регламентация действий верхнего и нижнего уровней в единой системе.
Принципы координации ИАСУ принято рассматривать на примере двухуровневой системы, в которой рассматриваются цели функционирования трех типов, соответствующие трем типам решаемых задач - это глобальные, определенные по отношению ко всей системе и всему процессу производства, и задачи, решаемые вышестоящей и нижестоящей управляющими системами. Цели могут быть сходными и различными, а иногда и противоречивыми. В непосредственном контакте с производственным процессом находятся элементы нижнего уровня, поэтому достичь глобальной цели можно только через действия этих элементов. В связи с этим они должны быть координируемы как относительно решаемой выше задачи, так и задач, решаемых вышестоящими элементами. По сути дела координация сводится к обеспечению желательных результирующих взаимодействий элементов. Возможны три подхода для реализации такого взаимодействия.
1.Прогнозирование взаимодействий, которое осуществляется путем прогноза точного значения ожидаемого состояния процесса, например, с помощью имитационного моделирования.
2.Согласование взаимодействий, которое сводится в условиях производства к специализации последнего, к раздельному планированию разных видов производства в соответствии с требованиями рынка.
3.Оценка взаимодействия, которая является обобщением принципа прогнозирования. Координатор здесь не сообщает точных значений сигналов, а лишь ограничивает область их изменения.
Целесообразность и широта применения того или иного принципа зависят от специфики конкретного производства.
При реализации ИАСУ должны обеспечиваться информационное разделение и координация локальных решений. Информационное разделение заключается в обеспечении возможности оценивать одни подсистемы другими подсистемами, не изменяя при этом ни цели, ни ограничения, накладываемые на решения локальных подсистем.
Координация локальных решений состоит в том, что верхняя подсистема может оказывать влияние на нижние подсистемы на основании своих собственных наблюдений и окружающей среды.
- 1.3. Информационное обследование предприятия
- 1.5. Стандарты описания, анализа и реорганизации бизнес-процессов
- 2.2.Иерархия систем
- ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
- 3.1. Требования научного управления
- 3.2.5. Кибернетические принципы
- 3.3.3. Рабочий проект
- 3.4. Организация проектирования
- 4.3. Автоматизированные системы управления предприятием
- 4.3.2. Подсистема «Перспективное планирование»
- 4.3.3. Подсистема «Техническая подготовка производства»
- 4.3.4. Подсистема «Технико-экономическое планирование»
- 4.3.6. Подсистема «Управление основным производством»
- 4.3.9. Подсистема «Управление вспомогательным производством»
- 4.3.10. Подсистема «Управление кадрами»
- 4.3.11. Подсистема «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности»
- 4.4. Системы автоматизированного проектирования
- 4.4.3.Взаимодействие САПР с другими автоматизированными системами
- 4.5. Автоматизированная система технологической подготовки производства
- 4.5.1. Понятие системы технологической подготовки производства
- 4.5.2. Конструкторская подготовка производства
- 4.5.5. Планирование технического обслуживания и ремонта
- 4.6. Автоматизированные системы научных исследований
- 4.7. Координация компонентов интегрированных систем управления
- ГЛАВА 5. ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
- 5.2.Автоматизированные системы управления предприятиями
- 5.2.1.Системы управления ресурсами предприятий (MRP/ERP)
- 5.2.4. Системы управления цепочками поставок (SCM)
- 5.3 Корпоративные Интернет-порталы
- 5.5. Специализированные ИАСУ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ