Тема 2. История добычи и применения нефти и газа
По-гречески «нафта» – горная смола, «петролеум» по-латыни означает каменное масло (петрос – камень, олеум – масло), нефть называют также «черное золото» (земляное масло) и др.
На заре цивилизации на первобытного человека сильное впечатление производило пламя, появляющееся из нефтяных источников. Причиной возгорания могли быть удары молний, искры костра. Когда из расщелин поступала непрерывная струя газа, тогда вспыхивал «вечный огонь», вокруг которого воздвигались города и храмы. В военных действиях нефть использовали в качестве сжигающего средства: горящие стрелы, горшки, наполненные нефтью, сбрасывали с городских стен на головы атакующих. В XII–XIII вв. завоевание крупных городов таким образом приводило к многочисленным пожарам.
Как исторический факт известно изобретение «греческого огня». Эта смесь воспламенялась от контакта с воздухом. Залить водой было невозможно: вода лишь усиливала его горение, способствуя растеканию смеси. Когда арабы попытались захватить Константинополь, греки вылили в море огромное количество зажигательной смеси. В результате пожара арабский флот был полностью сожжен. Флот князя Игоря в 941г. был тоже полностью сожжен. Причиной конфликта была такая удаленная провинция, как Тмутараканское княжество, где располагались источники нефти.
В быту люди применяли нефть для освещения жилищ. Тогда как в основном в древних Египте, Риме, Греции светильники заправлялись оливковым маслом, в Прикаспии местные жители применяли нефть.
Использовалась нефть и как лекарственное средство. Во время войны за независимость в 1783г. солдаты революционных войск Б. Линкольна собирали с поверхности ручья в Западной Пенсильвании нефть и прикладывали к суставам, таким образом они снимали ревматическую боль.
В те далекие времена люди пользовались нефтью, выходящей на поверхность Земли из расщелин и трещин. Затем для добычи нефти в местах её неглубокого залегания начали использовать колодезный способ. Для поднятия на поверхность скопившейся в колодцах нефти применяли бадьи или бурдюки, поднимали вручную или конной тягой. Хранили нефть в глиняных сосудах или бурдюках и в них же транспортировали гужевым транспортом. В XVII в. появляются первые хранилища нефти. Нефть хранилась в земляных ямах-амбарах глубиной 4–5 м, устроенных в глинистых грунтах, позднее нефть хранилась в подземных каменных амбарах, зацементированных особым цементом.
История нефтяной промышленности нашей страны тесно связана с Бакинскими месторождениями нефти. В первых столетиях нашей эры бакинская нефть была известна арабам и персам. Бакинская нефть доставлялась даже в Багдад.
В 1723 г. в Москве по приказу Петра I Бакинская нефть в Главной Московской аптеке была подвергнута перегонке для изготовления лекарственных бальзамов. В 1745 г. купец Фёдор Прядунов из Архангельска построил первый в мире нефтеперегонный завод на реке Ухте, на котором получали осветительную жидкость (керосин). Завод проработал до 1782 г., перерабатывая ежегодно 2000 пудов нефти. До 1000 пудов керосина в год отправляли в Москву. В 1823 г. на Кавказе вблизи крепости Моздок крепостные крестьяне братья Дубинины соорудили завод по перегонке нефти, просуществовавший 25 лет. На этом перегонном заводе получили светлую прозрачную осветительную жидкость – фотоген (от греческого «фотос» – свет, «гениао» – произвожу), а в остатке получили грязно-черную жидкость. За остатком закрепилось арабское слово «макзулат» – отброс, которое со временем преобразовалось в «мазут».
Изобретение Игнатием Лукасевичем керосиновой лампы и её широкое распространение по всему миру резко увеличило спрос на керосин (от английского «керозен» – под этим названием позднее из Америки доставляли в Россию керосин).
В 1846–1847 гг. производство осветительного масла из каменного угля организовал в США А. Геснер. Он назвал полученную жидкость «керосин ойл» (греч. «керос» – воск, восковое масло). Когда в 50-х годах XIX в. осветительное масло в США начали получать из нефти, то его также назвали керосином.
В настоящее время керосином называют фракцию нефти, которая выкипает в температурных пределах от 175 до 300 оС. Различают керосин:
1) для освещения;
2) применяемый в качестве горючего для тракторов;
3) керосин авиационный – топливо для реактивных двигателей.
Теплота сгорания нефти больше, чем у других видов топлива: антрацита – в 1,5 раза, торфа – в 2 раза, дров – в 4 раза. Её не умели, да и не могли сжигать в обычных топках. Только великое изобретение Владимира Григорьевича Шухова в 1888 г. (тогда Шухов был студентом 3 курса) позволило сжигать нефть в особого рода горелках – форсунках. Идея форсунки Шухова лежит в основе всех современных горелок для жидкостей и газов, и даже твердых веществ. Позднее были изобретены: двигатель внутреннего сгорания (изобретатель – француз Этьен Ленуар, 1860 г.), дизель (немецкий инженер Рудольф Дизель, 1897 г.), реактивные двигатели (Константин Эдуардович Циолковский, 1883 г.), работающие на продуктах переработки нефти.
- Раздел 1. Основные понятия
- Тема 1. Нефть, газ и уголь – не только источники энергии
- Уголь как источник энергии
- Нефть и газ как источники энергии
- Раздел 2. История добычи, переработки и применения нефти и газа
- Тема 2. История добычи и применения нефти и газа
- Тема 3. Начало нефтяной промышленности
- Тема 4. Краткая история добычи и переработки нефти
- Тема 5. Нефть и газ – не только источники энергии, но и ценное сырье для химической промышленности Основные продукты переработки нефти и газа
- Газ как моторное топливо
- Раздел 3. Происхождение нефти и общие подходы к ее классификации
- Тема 6. Гипотезы происхождения нефти
- Тема 7. Общая классификация нефти
- Тема 8. Основные свойства нефтепродуктов
- Раздел 4. История транспорта и хранения нефти и газа
- Тема 9. История развития способов транспортировки
- И хранения нефти и нефтепродуктов
- Тема 10. История трубопроводного транспорта
- Тема 11. Структура нефтепровода
- Тема 12. История развития и структура системы газоснабжения
- Тема 13. Основные положения трубопроводного транспорта нефти Классификация трубопроводов
- Общее назначение сооружений магистральных нефтепроводов (мн)
- Основные характеристики трубопровода
- Тема 14. Классификация технологических трубопроводов
- Трубопроводная арматура
- Тема 15. Классификация нефтебаз
- Основные сооружения нефтебаз
- Тема 16. История развития резервуаростроения
- Отечественные стальные резервуары
- Оборудование стальных резервуаров
- Тема 17. Потери нефти и нефтепродуктов при транспортировке и хранении Классификация потерь нефти и нефтепродуктов
- Источники потерь от испарения
- Методы сокращения потерь нефти и нефтепродуктов
- Раздел 5. История разработки основных месторождений нефти и газа
- Тема 18. Основные месторождения и показатели добычи
- Нефти и газа в России
- Основные районы добычи газа в России
- Освоение месторождений Западно-Сибирского региона
- Тема 19. История развития и состояние газовой промышленности Этап перевода системы газоснабжения на природный газ
- Применение газа в отечественной транспортной промышленности
- Тема 20. Теплотехнические свойства нефтепродуктов и газа
- Газогидраты
- Раздел 6. Перспективы развития нефтегазовой отрасли
- Тема 22. Динамика развития мировой нефтегазодобычи
- Мировые запасы нефти и газа
- Тема 22. Структура нефтяной и газовой промышленности России Нефтяная промышленность
- Газовая промышленность
- Тема 23. Современные проблемы, методы их решения и перспективы развития нефтегазовой отрасли
- Перспективы развития нефтегазовой отрасли
- Приоритетные новые экспортные направления транспортировки углеводородов
- Прогноз ресурсов нефтяного сырья
- Внедрение разработок отраслевой науки в трубопроводном транспорте нефти
- Продукция отечественной трубной промышленности
- Библиографический список
- Содержание
- Раздел 1. Основные понятия