logo
Сергаева история НГП

Приоритетные новые экспортные на­правления транспортировки уг­леводородов

Концепцией развития системы магистральных трубопроводов России определены основные цели расширения существующих и соз­дания новых экономически эффек­тивных экспортных направлений транспортировки нефти: привле­чение инвестиций в развитие ТЭКа, увеличение объемов добычи нефти, обеспечение стратегиче­ских интересов страны, удовле­творение потребностей россий­ских и иностранных производите­лей нефти и создание привлека­тельных условий для транспорта нефти стран СНГ через террито­рию РФ.

Среди новых маршрутов, эко­номически выгодных и обеспечи­вающих надежность поставок, прежде всего следует назвать Балтийскую трубопроводную си­стему. Первая очередь БТС, ус­пешно реализованная «Транснефтью», сразу вышла на проектную мощность. Впереди – поэтапное увеличение пропускной способно­сти БТС (рис. 7).

Рис. 7. Балтийская трубопроводная система

Реализация проекта интегра­ции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», межправительственное соглашение по которому подписа­но 16 декабря 2002 года, позволит транспортировать значительные объемы российской нефти, а в перспективе – нефть Казахстана и Азербайджана на средиземно­морский рынок, минуя пролив Босфор (рис. 8).

Рис. 8. Проект трубопровода «Дружба» - «Адрия» (возможны изменения)

Нефтепровод Бургас – Александрополис, еще один проект «Транснефти», должен решить за­дачу создания альтернативы про­екту Баку – Тбилиси – Джейхан, экономически эффективного мар­шрута транспортировки россий­ской и каспийской нефти на миро­вой рынок. Участие России в про­екте позволит стране укрепить свои позиции на Балканах (рис. 9).

Рис. 9. Основные направления экспорта нефти России

Сегодня большое значение при­дается развитию восточного на­правления транспортировки энер­горесурсов, развитию системы магистральных нефтепроводов вплоть до побережья Японского моря. Сооружение магистрального нефтепровода даст толчок к развитию топливно-энергетического комплекса в Западно-Сибирском и особенно в Восточно-Сибирском регионах и в Приморье. Выход к побережью Японского моря позво­лит поставлять российскую нефть на рынки Южной Кореи, Японии, США, а также Китая.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Китайской национальной нефтегазовой корпо­рацией, ПК «ЮКОС» и АК «Транс­нефть» ведутся работы по проекту Россия – Китай, предусматриваю­щему строительство магистрально­го нефтепровода Ангарск – Дацин. Подготовлено ТЭО проекта, прово­дится его экспертиза (рис. 10).

Рис. 10. Проект восточного нефтепровода «Ангарск-Находка»

(возможны изменения)

Минэнерго считает, что проек­ты строительства нефтепровода Россия – Китай и нефтепровода для транспортировки нефти до морского терминала на российском побережье Японского моря следу­ет рассматривать одновременно, с целью принятия решения о реали­зации наиболее экономически вы­годного решения.

В настоящее время нефтедобы­вающая промышленность Дальне­го Востока в основном базируется на топливно-энергетических ре­сурсах Сахалинской области. Пер­спективы увеличения уровня нефтегазодобычи на территории обла­сти связаны с началом освоения шельфа Охотского моря. В Саха­линской области ведутся работы по реализации проектов Сахалин-I и Сахалин-II, предусматривающих, в частности, строительство нефте­провода через Татарский пролив до терминала Де-Кастри протя­женностью 207 км и пропускной способностью 12,5 млн т в год.

В рамках второго этапа реали­зации проекта Сахалин-II пред­стоит осуществить строительство двух сухопутных трубопроводов протяженностью 800 км для транс­портировки нефти и газа с север­ной в южную часть острова.