Тема 12. История развития и структура системы газоснабжения
Газ в отличие от нефти нельзя долго накапливать, поэтому развитие сети газопроводов имеет очень большое значение. Общая длина газопроводов нашей страны (СССР) к 1990 году составляла 180 тыс. км. Характерными чертами Единой системы газоснабжения являлись: наличие общих центров управления, что позволяло менять направление подачи газа, ликвидировать тем самым колебание его поступления в различные районы; радиальная направленность веток газопроводов от месторождений в крупные промышленные центры (рис. 3).
В России после распада СССР осталась лишь часть Единой системы:
- Центральная система (Ставрополь – Москва, Краснодар – Серпухов – Санкт-Петербург, Ростор-на-Дону – Донецк, Ростов-на-Дону – Луганск);
- Западная система (Коми – Белоруссия и страны Балтии);
- Поволжская система (Саратов – Москва, Саратов – Ярославль – Череповец, Оренбург – Самара, Минибаево – Казань – Нижний Новгород);
- Кавказская система (Ставрополь – Грозный, Майкоп – Невиномысск, Владикавказ – Тбилиси);
- Уральская система (Газли – Челябинск – Екатеринбург);
- система Средняя Азия – Центр (много веток);
- система Западная Сибирь – Центр (много веток, в том числе экспортных с Уренгоя и Ямала).
По сравнению с зарубежными трубопроводы Тюменской области имеют значительно больший диаметр (почти в 1,5 раза), что связано с большими объемами перекачки газа. Это в свою очередь усложняет ремонтно-восстановительные работы.
Как правило, магистральные газотрубопроводы заглубляют в грунт обычно на глубину 0,8 м до верхней образующей линии трубы, если нет особых геологических или температурных условий. Для магистральных трубопроводов применяют цельнотянутые и сварные трубы диаметром 300–1420 мм. Толщина стенок труб определяется давлением в трубопроводе, которое достигает 10 МПа.
Трубопровод, прокладываемый в районах с вечномерзлыми грунтами или через болота, можно укладывать на опоры или в искусственные насыпи. На пересечении крупных рек газопроводы утяжеляют закрепленными на трубах грузами или сплошными бетонными покрытиями и заглубляют ниже дна реки. Кроме основной, укладывают резервную нитку перехода того же диаметра.
На пересечении железных и крупных шоссейных дорог трубопровод проходит в патроне из труб, диаметр которых на 100–200 мм больше диаметра трубопровода. В зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливают линейные краны или задвижки с интервалом 10–30 км для перекрытия участков в случае аварии или ремонта. С обеих сторон линейного крана на газопроводе имеются свечи для выпуска газа в атмосферу при авариях.
Вдоль трассы проходит линия связи (телефонная или радиорелейная), которая имеет в основном диспетчерское назначение. Трубопровод защищает от наружной коррозии противокоррозионное изоляционное покрытие. На расстоянии 10–20 км друг от друга вдоль трассы находятся пункты размещения линейных обходчиков. Перекачивающие станции располагаются на конденсатопроводах с интервалом 50–150 км, на газопроводах с интервалом 100–200 км.
М
Рис. 3. Газопроводы ОАО «Газпром»
- Раздел 1. Основные понятия
- Тема 1. Нефть, газ и уголь – не только источники энергии
- Уголь как источник энергии
- Нефть и газ как источники энергии
- Раздел 2. История добычи, переработки и применения нефти и газа
- Тема 2. История добычи и применения нефти и газа
- Тема 3. Начало нефтяной промышленности
- Тема 4. Краткая история добычи и переработки нефти
- Тема 5. Нефть и газ – не только источники энергии, но и ценное сырье для химической промышленности Основные продукты переработки нефти и газа
- Газ как моторное топливо
- Раздел 3. Происхождение нефти и общие подходы к ее классификации
- Тема 6. Гипотезы происхождения нефти
- Тема 7. Общая классификация нефти
- Тема 8. Основные свойства нефтепродуктов
- Раздел 4. История транспорта и хранения нефти и газа
- Тема 9. История развития способов транспортировки
- И хранения нефти и нефтепродуктов
- Тема 10. История трубопроводного транспорта
- Тема 11. Структура нефтепровода
- Тема 12. История развития и структура системы газоснабжения
- Тема 13. Основные положения трубопроводного транспорта нефти Классификация трубопроводов
- Общее назначение сооружений магистральных нефтепроводов (мн)
- Основные характеристики трубопровода
- Тема 14. Классификация технологических трубопроводов
- Трубопроводная арматура
- Тема 15. Классификация нефтебаз
- Основные сооружения нефтебаз
- Тема 16. История развития резервуаростроения
- Отечественные стальные резервуары
- Оборудование стальных резервуаров
- Тема 17. Потери нефти и нефтепродуктов при транспортировке и хранении Классификация потерь нефти и нефтепродуктов
- Источники потерь от испарения
- Методы сокращения потерь нефти и нефтепродуктов
- Раздел 5. История разработки основных месторождений нефти и газа
- Тема 18. Основные месторождения и показатели добычи
- Нефти и газа в России
- Основные районы добычи газа в России
- Освоение месторождений Западно-Сибирского региона
- Тема 19. История развития и состояние газовой промышленности Этап перевода системы газоснабжения на природный газ
- Применение газа в отечественной транспортной промышленности
- Тема 20. Теплотехнические свойства нефтепродуктов и газа
- Газогидраты
- Раздел 6. Перспективы развития нефтегазовой отрасли
- Тема 22. Динамика развития мировой нефтегазодобычи
- Мировые запасы нефти и газа
- Тема 22. Структура нефтяной и газовой промышленности России Нефтяная промышленность
- Газовая промышленность
- Тема 23. Современные проблемы, методы их решения и перспективы развития нефтегазовой отрасли
- Перспективы развития нефтегазовой отрасли
- Приоритетные новые экспортные направления транспортировки углеводородов
- Прогноз ресурсов нефтяного сырья
- Внедрение разработок отраслевой науки в трубопроводном транспорте нефти
- Продукция отечественной трубной промышленности
- Библиографический список
- Содержание
- Раздел 1. Основные понятия