logo
Монтаж строительных конструкций О Е Пантюхов MS

4.2.1 Указания к выбору схем механизации

Выбор схемы механизации производится с учетом данных о возможности использования собственных и привлеченных строительных машин на объекте ремонта. Главным критерием оптимальности при выборе машины являет-

ся минимизация затрат ручного труда при перемещении строительных грузов. В случае равнозначности вариантов предпочтение отдается машине, характеризуемой меньшей стоимостью машино-смены и обладающей лучшими показателями в части трудоемкости и времени монтажа (демонтажа), условий транспортировки и эксплуатации на объекте.

При производстве капитального ремонта каменных зданий с заменой перекрытий и крыши наиболее эффективна схема механизации монтажных работ и вертикального транспорта, предусматривающая применение башенных или стреловых кранов, подающих грузы через верх ремонтируемого здания. Использование этой схемы рационально также для зданий, ремонтируемых с полной или частичной разборкой крыши и чердачного перекрытия (или участков чердачного и междуэтажных перекрытий, расположенных по одной вертикали в многоэтажных зданиях).

Капитальный ремонт с применением крупноразмерных железобетонных конструкций (при массе элемента более 1 т) может производиться только с помощью башенных или стреловых (при ремонте малоэтажных зданий) кранов.

Если на указанных выше объектах монтируются железобетонные балочные перекрытия или перекрытия по стальным балкам массой более 100 кг, применение башенных или стреловых кранов следует считать оптималь­ным, так как другие средства механизации не обеспечивают укладку несущих элементов этих перекрытий в проектное положение.

Для ремонта малых объектов с перекрытиями по стальным балкам массой до 100 кг, деревянным балкам или сборно-монолитным перекрытиям проектируется схема механизации с использованием легких передвижных (переносных) стреловых кранов, кранов «в окно», лебедок, подъемников.

В случае производства ремонта с сохранением крыши и перекрытий для подачи материалов используются подъемники и краны «в окно», лебедки. При необходимости механизировать перемещение деталей внутри здания (а в ряде случаев и их монтаж) могут быть применены монорельсы с тельфером (или система монорельсов с тельферами). Башенные и стреловые кра­ны, а также легкие передвижные (переносные) стреловые краны в схемах механизации ремонта такого типа могут применяться лишь при условии подачи грузов на грузоприемные площадки, устанавливаемые в оконных проемах.

Для подачи кусковых и сыпучих грузов, растворных и бетонных смесей в подвал, а также на I и II этажи ремонтируемых зданий могут использоваться ленточные конвейеры (транспортеры).

Башенные краны на объектах капитального ремонта обеспечивают механизацию всего комплекса транспортных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Стреловые краны в меньшей мере, чем башенные, применимы для монтажа конструкций на объектах ремонта: при производстве монтажа с сохранением наружных стен требуется большой вылет стрелы при значительном подъеме крюка. Это ограничивает область применения стреловых кранов. Последние используются, как правило, при ремонте малоэтажных зданий.

Легкие стреловые краны, передвигаемые по настилу, по рельсовому пути, устанавливаемые на эстакаде либо на чердачном перекрытии ремонтируемого здания, большей частью обеспечивают только подъем и подачу грузов внутрь ремонтируемого дома и из-за недостаточных гру­зоподъемности и вылета стрелы не могут быть использованы при монтаже конструкций. Такие краны применяются во всех случаях, когда максимальная масса укладываемых (монтируемых) элементов допускает выполнение работ вручную. Подъемники, подающие грузы внутрь здания через оконные проемы, обеспечивают перемещение деталей в зону монтажа с последующей укладкой их в проектное положение вручную.

Краны «в окно» используются для подачи грузов внутрь здания, на небольшую глубину. Они обладают меньшей грузоподъемностью, чем подъемники.

Система двух электрических талей с монорельсами, устанавливаемыми один в виде консоли в оконном проеме, другой – по оси пролета, позволяет подавать детали внутрь здания, затем перемещать их в монтажную зону и укладывать в проектное положение.

Мачтовые подъемники обеспечивают подъем груза до уровня оконного проема, при удлинении платформы они могут быть использованы для подъема длинномерных материалов.

Электрические лебедки позволяют поднимать груз до уровня оконного проема. Применяются также для подъема длинномерных материалов,

На рисунке 4.10 приведены основные схемы механизации подъемно-транспортных и монтажных работ при капитальном ремонте зданий.