logo
Монтаж строительных конструкций О Е Пантюхов MS

4.4 Определение опасных зон, образующихся при работе грузоподъёмных машин (кранов) и механизмов

При работах в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером вы­полняемых работ.

На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск.

Граница зоны обслуживания кранов определяется максимальным вылетом (Кз) на участке между крайними стоянками башенного крана на рельсовом крановом пути согласно рисунку 4.22 и стреловых кранов согласно рисунку 4.23.

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузоподъемными кранами, а также вблизи строящегося здания (рисунок 4.24) принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице 4.4 или графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении (рисунок 4.25).

Таблица 4.4 - Минимальное расстояние отлета груза при его падении

Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) предмета, м

перемещаемого краном груза в случае его падения

предметов в случае их падения со здания

До 10

4

3,5

« 20

7

5

« 70

10

7

« 120

15

10

«200

20

15

« 300

25

20

«450

30

25

Примечание. При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.

Под высотой возможного падения груза при его перемещении краном следует понимать расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузозахватном приспособлении (строп, траверса и др.)

Рисунок 4.24 – Определение границы опасной зоны:

Вгр – наименьший габарит перемещаемого груза; Lгр – наибольший габарит перемещаемого груза; X – минимальное расстояние отлета груза

В необходимых случаях в стесненных условиях строительства величина опасной зоны может быть сокращена за счет уменьшения максимальной высоты подъема и перемещения грузов. Уменьшение максимальной высоты подъема обуславливается техническими и организационными решениями.

К техническим решениям по сокращению величины опасной зоны относятся: ограничение высоты подъема, зоны обслуживания путем ограничения поворота стрелы или ограничения вылета, применение кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных стропов, и грузозахватных приспособлений, оборудованных устройствами для испытания прочности монтажных петель или страховочного приспособления, исключающих возможность падения грузов, применение защитных ограждений (экранов).

К организационным решениям относятся мероприятия, содержащие дополнительные требования, связанные с обеспечением производства работ (мероприятия по выполнению погрузочно-разгрузочных работ с обозначением на местности зон подъема груза не на полную высоту и т. п.).

Граница опасной зоны принимается:

- для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5 м;

- для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы согласно рисунку 4.26.

Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом га­барита наибольшего груза соответственно таблице 4.4.

Рисунок 4.25 – График определения минимального расстояния отлета груза при его падении:

1 – при перемещении кранами груза в случае его падения; 2 – в случае падения предметов со здания

Рисунок 4.26 – Определение опасной зоны при работе грузового подъёмника:

1 – здание; 2 – подъемник; 3 – граница опасной зоны

Эксплуатация зданий и их отдельных частей, находящихся вблизи строящихся или реконструируемых зданий, допускается при условии, если перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого здания не находится в опасной зоне возможного падения предметов, определяемой в зависимости от высоты возможного падения груза до перекрытия верхнего этажа эксплуатируемого здания и при выполнении следующих мероприятий:

- оконные, дверные проемы эксплуатируемого здания и его отдельных частей, попадающие в зону возможного падения предметов, должны быть закрыты защитными ограждениями; входы и выходы эксплуатируемого здания должны быть устроены за пределами опасной зоны;

- перемещение грузов у существующих (находящихся вблизи строящихся) зданий с глухими капитальными стенами или стенами с проемами, закрытыми защитными ограждениями, может производиться на расстоянии не менее 1 м от стены (рисунок 4.27), если максимальная высота подъема груза меньше высоты здания, с применением средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов.

В связи с тем, что нормативными документами не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, противовесная консоль и часть крановой стрелы, на которую не может заходить грузовая техника при наличии соответствующего концевого выключателя (или упора), могут перемещаться за пределами строительной площадки и над местами, где могут находиться люди, при соблюдении требований техники безопасности.

При определении границы опасной зоны вдоль луча, ограничивающего поворот стрелы, у кранов, имеющих подъемную стрелу, необходимо учитывать изменение высоты подъема в зависимости от вылета, поэтому рас­стояние от линии ограничения (по лучу) до границы опасной зоны является переменной величиной при изменении вылета (при отсутствии мероприятий по ограничению высоты подъема).

Границу опасной зоны обозначают на местности знаками, предупреждающими о работе крана. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены.

Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.

На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.

При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, граница которых определяется в со­ответствии с таблицей 4.4, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи ее, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

- устройство защитных сооружений (укрытий), обеспечивающих защиту людей от действия опасного фактора:

- оснащение башенных кранов «Системой ограничения зоны работы башенного крана в стесненных условиях».

- оснащение стреловых самоходных кранов координатной защитой;

- ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны не менее 7м;

- перемещения грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение грузов;

- на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном; зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов, расположение которых показано на рисунках 4.28-4.31.

Рисунок 4.28 – Возведение девятиэтажного здания административного назначения, расположенного между двумя жилыми зданиями равной высоты:

1 – граница зоны обслуживания краном; 2 – граница опасной зоны от действия крана; 3 – зона складирования грузов; 4 – площадка приёма раствора и бетонной смеси; 5 – стоянка транспорта под разгрузкой; 6 – место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7 – линия ограничения зоны обслуживания; 8 – линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания; 9 – стенд схем строповок; 10 – шкаф электропитания крана; 11 – контрольный груз; 12 – ограждение крановых путей; 13 – временный забор; 14 – навес над выходом в здание; 15 – пешеходная дорожка; 16 – граница опасной зоны от строящегося здания; 17 –знак, предупреждающий о работе крана с пояснительной табличкой; 18 – пункт мойки колёс автотранспорта; * - стоянка крана в нерабочее время; α – угол принудительного ограничения поворота стрелы; α1 – угол привязки ограничения к оси пути.

Пояснения к рисунку 4.28.

1.Главным условием строительства примыкающих зданий без от­селения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также другие мероприятия).

2.Над зданием К груз не может перемещаться, так как максимальная высота перемещения груза ниже высоты стен этого здания.

3.Оконные проемы зданий К и К попадающие в опасную зону, должны быть закрыты защитными ограждениями.

4.Монтаж и перемещение конструкций в 7-метровой зоне у прилегающих зданий производится в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, все работы в зоне примыкания выполняются по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности.

За 7 м (размер от габарита груза) от примыкающих зданий груз должен быть опущен на высоту 0,5м от встречающихся на пути препятствий при последующем перемещении и успокоен от раскачивания, а дальнейшее горизонтальное перемещение должно производиться на минимальной скорости с удерживанием от разворота оттяжками.

5. Перемещение стрелы в сторону здания К должно быть принудительно ограничено. Стрела не должна доводиться до примыкающего здания на 2 м.

6. Со стороны К должно быть установлено защитное ограждение из элементов трубчатых лесов на высоту не менее 3 м выше монтажного горизонта, а перемещение груза должно быть принудительно ограничено на высоте не менее чем на 0,5м ниже верха защитного ограждения.

7. При необходимости, когда стрела не доводится на 2 м до примыкающего здания и может образовываться участок мертвой зоны у здания, работы на этом участке должны выполняться вручную.

Намеченные мероприятия должны быть согласованы с организацией, эксплуатирующей соответствующие здания и территории.

Рисунок 4.30 - Возведение многоэтажного здания, примыкающего к более низкому жилому дому и выходящего на магистраль с интенсивным движением транспорта:

1- граница опасной зоны от действия крана; 2 – граница опасной зоны строящегося здания; 3 – зона складирования грузов; 4 – площадка приема раствора и бетонной смеси; 5- стоянка транспорта под разгрузкой; 6 – место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7 – линия ограничения зоны обслуживания; 8 – линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания; 9 – стенд схем строповок; 12 - ограждение крановых путей; 13 – временный забор с козырьком; 14 -временный забор;15 - навес над входом в здании; 16 – пешеходная дорожка; 17 – знак, предупреждающий о работе крана; * - стоянка крана в нерабочем состоянии.

Пояснения к рисунку 4.30.

1. Перемещение грузов у примыкающего жилого здания К аналогично примечанию к рисунку 4.28. Поворот стрелы у здания К принудительно ограничен. Защитное ограждение у здания К устанавливается на консоли из металлоконструкции, заложенных в стены возводимого здания.

2. В связи с выходом строящегося здания на городскую маги­страль с интенсивным движением городского транспорта, когда не представляется возможным выгородить опасную зону от действия крана, работы производить аналогично примыкающим зданиям - под защитой ограждения из элементов трубчатых лесов и с принудительным ограничением высоты подъема. Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ог­раждения не менее чем на 0, 5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3 м от уровня монтажного горизонта. Со стороны проезжей части строительные леса должны быть защищены на всю высоту синтетической или проволочной сеткой.

Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе 2 м.

Подаваемый груз за 7 м от защитного ограждения должен быть опущен на высоту 0,5 м от монтажного горизонта (или препятствий, встречающихся на пути), успокоен от раскачивания и на минимальной скорости с удерживанием от разворота оттяжками должен перемещаться к наружной стене с защитным ограждением. Работы должны производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, по наряду-допуску на работы в зонах постоянно действующих опасных производственных факторов.

Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:

- установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания;

- принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен;

- на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой;

- закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;

- максимальную высоту перемещения грузов (до низа груза) принять ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м;

- вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек;

- при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 5 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками;

- при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь;

- монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГАИ.