4.1.4 Привязка грузоподъемных машин к зданиям и сооружениям
Использование кранов для выполнения СМР должно производиться в соответствии с проектом производства работ.
Привязка и установка кранов должна соответствовать условиям выполнения строительно-монтажных работ по грузоподъемности, вылету и высоте подъема, т. е. по грузовым характеристикам кранов.
Требуемая грузоподъемность крана на соответствующем вылете определяется по массе наиболее тяжелого груза со съемными грузозахватными приспособлениями (электромагнит, стропы, траверсы и т. п.). В массу груза включаются также масса навесных монтажных приспособлений, закрепляемых на монтируемых конструкциях до ее подъема, и конструкций усиления жесткости груза.
Грузоподъемность крана ( ) определяется по следующей формуле:
,
где – масса поднимаемого груза, т;
– грузозахватного приспособления, т;
– масса навесных монтажных приспособлений, т;
– масса конструкций усиления жесткости, т.
Для башенных кранов с переменным вылетом стрелы грузоподъемность зависит от вылета.
Необходимый рабочий вылет Rр определяется расстоянием по горизонталям от вращения поворотной части башенного крана до вертикальной оси грузозахватного органа (рисунок 4.3).
Требуемая высота подъема hа определяется от отметки установки грузоподъемных машин (кранов) по вертикали и складывается из следующих показателей: высоты здания (сооружения) от нулевой отметки здания с учетом отметок установки (стоянки) кранов до верхней отметки здания (сооружения) верхнего монтажного горизонта hз, запаса высоты, равной 2,3 м, из условий безопасного производства работ на верхней отметке здания, где могут находиться люди, максимальной высоты перемещаемого груза hгр (в положении, при котором производится его перемещение) с учетом навешенных на грузе монтажных приспособлений или конструкций усиления, длины (ширины) грузозахватного приспособления hгр пр в рабочем положении, как показано на рисунках 4.3–4.5:
Нп= [(hз ± n) + hгр + hгр.пр. + 2,3], м,
где n – разность отметок стоянки кранов и нулевой отметки здания или со оружения.
Расстояния между выступающими частями передвигающегося по наземным крановым путям башенного крана (его поворотной или другой наиболее выступающей частью) и ближайшим контуром здания (сооружения), включая его выступающие части (карнизы, пилястры, балконы и т. п.) или временные строительные приспособления, находящиеся на здании или у здания (строительные леса, выносные площадки, козырьки и т. п.), а также строениями, штабелями грузов и другими предметами должны составлять согласно ПБ 10-382-00 от земли или рабочих площадок на высоте до 2 м не менее 0,7 м, а на высоте более 2,0 м – не менее 0,4 м соответственно (см. рисунок 4.3). Для кранов с поворотной башней и числом секций в башне более двух это расстояние принимается не менее 0,8 м по всей высоте ввиду возможного отклонения башни от вертикали.
Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2,0 м.
* В связи с возможным отклонением от вертикали поворотной башни высотой более двух секций и грузового полиспаста габарит приближения следует принимать 800 мм вместо 400 мм по всей высоте.
** От наиболее выступающей части крана
Рисунок 4.3 - Привязка башенного крана к зданию:
Н – отметка высоты подъёма; – необходимый рабочий вылет; – наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле; – высота здания (сооружения); – высота поднимаемого (перемещаемого) груза; – длина грузозахватного приспособления; - высота подъёма; К – колея пути крана; Б - минимальное расстояние от выступающей части здания до оси рельса, ; в – размеры между осями здания; Ж – размер зоны, в которой запрещается нахождение людей, определяется в ПОС; а – расстояние от оси здания до его наружной грани(выступающей части); п – габарит приближения; S – расстояние от оси крана до оси здания
Приближение к зданию или сооружению приставного крана определяется минимальным вылетом, при котором обеспечивается монтаж ближайших к башне крана конструктивных элементов здания с учетом размеров фундамента крана и условий крепления крана к зданию. Конструкции фундамента приставного крана в каждом конкретном случае должны определяться расчетом.
Рисунок 4.4 - Привязка стрелового крана к зданию
– необходимый рабочий вылет; – масса поднимаемого груза; – наибольший радиус поворотной части крана; – высота подъёма; – высота здания (сооружения); – высота поднимаемого (перемещаемого) груза; –длина грузозахватного приспособления; S – расстояние от оси крана до оси здания; Ж – размер зоны, в которой запрещается нахождение людей; В – размеры между осями здания; а – расстояние от оси здания до его наружной грани(выступающей части); П – габарит приближения.
Расстояние между поворотной частью стреловых самоходных кранов и конструкциями, штабелями грузов, лесами и другими предметами должно быть не менее 40 м.
Приближение кранов к неукрепленным откосам котлованов, траншей или выемок при ненасыщенном грунте разрешается только за пределами призмы обрушения грунта и определяется расстоянием по горизонтали от основания откоса котлована (выемки):
- до нижнего края балластной призмы рельсового кранового пути согласно рисунку 4.5 и таблице 4.2;
- для стреловых кранов – до ближайших опор согласно рисунку 4.6 и таблице 4.2.
Наибольшую крутизну откосов котлованов, траншей и других временных выемок, устраиваемых без крепления в нескольких грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, следует принимать по приложению Б.
Для определения характеристики грунта при установке крана у котлована (выемки) необходимо руководствоваться инженерно-геологическими изысканиями, при этом при наличии в откосе разнородных грунтов определение приближения крана производится по одному виду грунта с наихудшими показателями, т. е. по наиболее слабому грунту.
При установке кранов у зданий или сооружений, имеющих подвалы или другие подземные пустотные сооружения, д. быть рассчитана несущая способность стен указанных сооружений на крановые нагрузки (рисунок 4.7).
Если расстояние от нижнего края балластной призмы рельсового пути и ближайшей опоры стрелового крана до наружной грани стены подвала соответствует показаниям, приведенным в таблице 3.2 и приложении 3, то проверочных расчетов на устойчивость конструкций подвалов, фундаментов и т.п. не требуется.
Таблица 4.2 - Минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса и до ближайших опор крана
Глубина выемки, м | Грунт ненасыпной | |||
песчаный | супесчаный | суглинистый | глинистый | |
1,0 | 1,50 | 1,25 | 1,00 | 1,00 |
2,0 | 3,00 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
3,0 | 4,00 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
4,0 | 5,00 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
5,0 | 6,00 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
Примечание. При глубине выемки более 5 м расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор крана определяется расчётом |
При выборе крана с подъемной стрелой необходимо, чтобы от габарита стрелы до выступающих частей здания соблюдалось расстояние не менее 0,5 м, а до перекрытия или покрытия здания и других площадок, на которых могут находиться люди, не менее 2 м по вертикали (см. рисунок 4.3 и 4.4). При наличии у стрелы крана предохранительного каната указанные расстояния от каната принимаются согласно рисунку 4.8.
При привязке к зданиям и сооружениям башенных и стреловых кранов, имеющих подъемную стрелу, необходимо учитывать возможность монтажа конструкций, ближайших к крану, при этом особое внимание следует обращать на случаи, когда работа кранов ограничена.
При привязке башенных кранов следует учитывать необходимость их монтажа и демонтажа, обратив при этом особое внимание на положение стрелы и расположенного вверху противовеса по отношению к возводимому зданию или сооружению. Во время монтажа и демонтажа этих кранов стрела и расположенный вверху противовес должны находиться над свободной территорией, т. е. не должны попадать на строящиеся или существующие здания и другие препятствия.
|
Рисунок 4.6 - Установка стреловых кранов у откосов выемок:
- масса поднимаемого груза; – глубина котлована; – размер колеи или базы гусеничного крана, или опорного контура для кранов с выносными опорами; Z – расстояние от опоры крана до края железобетонной опорной плиты; - высота подъёма; S – расстояние от оси вращения крана до ближайшей оси здания; С – расстояние от основания откоса котлована до ближайшей опоры крана; 1:m - крутизна откоса
Рисунок 4.7 - Установка кранов у зданий с подвалом, без расчета выдавливания стен от крановых нагрузок:
а – рельсовый стреловой кран; б – стреловой самоходный кран; - расстояние от верха подготовки до под полы до уровня стоянки крана или основания балластной призмы; С – расстояние от наружной стены подвала до основания балластной призмы рельсового пути или до ближайшей опоры стрелового самоходного крана.
При строительстве или реконструкции грузоподъемные краны могут устанавливаться также внутри зданий или сооружений. Габарит приближения кранов или перемещаемых грузов к конструкциям здания (сооружения) показан на рисунке 4.9.
Подбор крана с учетом расстояния приближения к зданию (сооружению), котловану (выемке) заключается в проверке соответствия грузовой характеристики крана требуемым параметрам (грузоподъемности, вылету, высоте подъема). Если по рабочим параметрам возможно применение нескольких типов кранов, то выбирать кран следует исходя из его технико-экономических показателей, включая стоимость перебазирования, длительность монтажа, стоимость рельсового кранового пути, наличие крана к моменту монтажа здания (сооружения), скоростные параметры крана (скорости передвижения крана, подъема и посадки груза, изменения вылета, движения грузовой тележки, частоты вращения).
При привязке башенных кранов с поворотной башней для возведения надземной части здания (сооружения) расстояние (S) от оси вращения крана до ближайшей оси здания или сооружения (см. рисунок 4.3 и 4.4) определяется по формуле:
S = a + п +Rn ,
где а - наибольшее расстояние от оси здания до его выступающих частей, м;
п - габарит приближения, м;
Rn - наибольший радиус поворотной части крана, м.
При этом при расчете сумма а + п для башенных кранов принимается наибольшей.
Привязка башенных кранов, устанавливаемых у откоса котлована (выемки), к оси здания (сооружения) в соответствии с рисунком 4.5 определяется по формуле:
S = r + c + 0.5d + 0.5k,
где r - расстояние от оси здания (сооружения) до основания откоса котлована (выемки);
с - расстояние от основания откоса котлована (выемки) до края балластной призмы;
d - ширина основания балластной призмы;
k - ширина колеи крана.
Привязка стреловых кранов, устанавливаемых у откоса котлована (выемки) или траншеи, к зданию (сооружению) в соответствии с рисунком 4.6 определяется по формуле:
S = r + c + 0.5 Lоп ,
где r - расстояние от оси здания до основания откоса котлована (выемки);
с - расстояние от основания котлована (выемки) до ближайшей опоры крана, определяемое по таблице 4.2;
Lоп - размер колеи или базы гусеничного крана, а для кранов с выносными опорами - размер опорного контура.
При привязке кранов у зданий или сооружений, имеющих подвалы (см. рисунок 4.7), необходимо учитывать требования, изложенные выше.
При отсутствии ограждений рельсовых крановых путей со стороны строящегося здания (сооружения) все дверные проемы в сторону рельсовых крановых путей должны быть наглухо закрыты.
Монтаж конструкций верхних этажей многоэтажных зданий краном на «себя», когда расстояние между стрелой и перекрытием (покрытием) или предохранительными канатами и перекрытием (покрытием) менее 0,5 м, или когда подъемная стрела пересекается с контуром строящегося здания, осуществляется по специально разработанной технологии с учетом мероприятий по безопасному производству работ с ограничением количества рабочих, находящихся на монтажном горизонте, и выходу их на монтажный горизонт.
Рисунок 4.8 - Вертикальная привязка стреловых кранов с предохранительным канатом:
– необходимый рабочий вылет; – масса поднимаемого груза; – наибольший радиус поворотной части крана; B – размер здания
При возведении зданий или сооружений, а также их отдельных частей башенными кранами методом на «себя», в первую очередь необходимо:
- установить величину шага отступления крана, которая должна быть связана с длиной звеньев (полузвеньев) рельсового кранового пути, модулем конструктивных элементов здания (сооружения) и длиной стрелы крана;
- определить крайнее положение крана на каждом участке пути с привязкой тупиковых упоров;
- заземление рельсового кранового пути и укладка звена для стоянки крана в рабочее время должны быть выполнены в той части пути, которая демонтируется в последнюю очередь;
- каждый раз перед демонтажем участка рельсового кранового пути необходимо переставить на новое место тупиковые упоры и выключающие линейки и восстановить на конце пути соединительный проводник.
Если при привязке крана габарит приближения, т. е. расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами оказывается меньше 1 м, необходимо зону вращения поворотной части крана с учетом габарита приближения огородить сигнальным ограждением.
- Введение
- 1 Исходные данные для проектирования
- 2 Состав, содержание и оформление курсового проекта
- 2.1 Состав пояснительной записки
- 2.2 Состав графической части проекта
- 2.3 Оформление курсового проекта
- 3 Последовательность разработки курсового проекта
- 3.1 Анализ объемно-планировочной и конструктивной схемы зданий
- 3.2 Состав комплексного процесса монтажа зданий
- 3.3 Определение объемов монтажных работ
- 3.4 Выбор методов производства монтажных работ
- 3.5 Выбор монтажных приспособлений
- 4 Выбор грузоподъемных машин и механизмов, транспортных средств
- 4.1 Выбор грузоподъёмных машин (кранов)
- 4.1.1 Указания к выбору
- 4.1.2 Выбор башенных кранов
- 4.1.3 Выбор самоходных стреловых кранов
- 4.1.4 Привязка грузоподъемных машин к зданиям и сооружениям
- 4.2 Выбор схемы механизации монтажных работ и вертикального транспорта на объектах реконструкции и ремонта
- 4.2.1 Указания к выбору схем механизации
- 4.3 Проектирование установки грузоподъемных машин
- 4.3.1 Проектирование установки башенных кранов
- 4.3.2 Проектирование установки стреловых самоходных кранов
- 4.3.3 Проектирование установки строительных подъемников
- 4.4 Определение опасных зон, образующихся при работе грузоподъёмных машин (кранов) и механизмов
- 4.5 Ограничение зон обслуживания кранами при работе в стеснённых условиях
- 4.6 Технико-экономическое сравнение грузоподъёмных машин (кранов)
- 4.7 Выбор транспортных средств
- 5 Проектирование строительных генеральных планов
- 5.1 Организация строительной площадки в условиях
- 5.2 Технико-экономические показатели стройгенпланов
- 6 Разработка технологических карт
- 6.1 Методика разработки
- 6.2 Примерный перечень объёмов работ для составления карт при строительстве вновь возводимых зданий и сооружений
- 6.3 Содержание технологических карт
- Многоэтажные промышленные здания
- Одноэтажные промышленные здания
- Гражданские здания
- 6.4 Разработка технологических схем
- 6.5 Определение технико-экономических показателей
- 7 Технология производства монтажных работ
- 7.1 Монтаж стальных конструкций каркасов одноэтажных зданий
- 7.2 Монтаж железобетонных конструкций каркасов многоэтажных зданий
- 7.3 Замоноличивание стыков и заделка швов
- 7.4 Особенности монтажа сборных конструкций в зимних условиях
- 8 Определение продолжительности и планирование производства монтажных работ
- 9 Расчет потребности в материально-технических ресурсах
- 10 Контроль качества монтажных работ
- 11 Обеспечение безопасных условий труда при производстве монтажных работ
- Исходные данные для проектирования
- Варианты объемно-планировочных схем зданий
- Основные конструктивные элементы несущего каркаса одноэтажного здания
- Сечения бескрановых сплошностенчатых колонн из широкополочных двутавров
- Габариты элементов колонн
- Стальные фермы из парных уголков и широкополочных тавров
- Элементы покрытия
- Узлы сопряжения элементов каркаса
- Объем сопутствующих монтажу работ
- Усредненные показатели единовременных затрат
- Нормы затрат труда на монтаж стальных конструкций одноэтажных зданий
- Среднестатистические расчетные данные среднемесячной температуры зимнего периода работ
- Относительная прочность бетона при изотермическом прогреве
- Относительная прочность бетона в зависимости от сроков и температуры твердения
- Относительная прочность бетона с противоморозными добавками при твердении при отрицательных температурах
- Рекомендуемый состав звена рабочих-строителей (без машиниста крана) при монтаже строительных конструкций и сопутствующих монтажу работ
- Предельные отклонения фактического положения железобетонных конструкций (колонн, ригелей) многоэтажных зданий
- Содержание