1.1. Роль и место курса «производственный менеджмент» в системе экономических наук.
Ученые утверждают, что история возникновения и развития менеджмента как особого вида профессиональной деятельности насчитывает примерно 7 тысячелетий. Правда, внося ясность, они уточняют, что, как самостоятельная область знаний, в которой обобщена богатая практика и искусство управления, менеджмент сформировался в конце ХIХ века. Совершенно очевидно, что понятие и сущность менеджмента постоянно меняются с течением времени и в соответствии с развитием человеческого общества, приобретая новые черты и особенности.
Появление практики менеджмента связано с последствиями промышленного переворота в Англии в конце 18ого века, а именно:
Управление производством.
Концентрация капитала.
Обострение конкуренции.
Как следствие - появление Организаций менеджерского типа (т.е. таких организаций, где право на собственность и управление данной собственностью были разделены).
Кроме того, укрупнение производства привело к необходимости привлечения специальных людей для управления, способных заменить владельца на низовом уровне (чаще всего инженеры).
Последствия промышленного переворота к началу XIX века распространились на континентальную Европу, а к середине XIX века и на североамериканский континент, где, кроме экономического, приобрели и социально-политическое значение.
Наиболее крупными организациями менеджерского типа в США являлись компании в железнодорожном бизнесе, в металлургии, а позднее - в нефтяной и химической отраслях, а потом и в телеграфно-телефонном бизнесе.
К концу XIX - началу XXого века появились первые работы, в которых была сделана попытка обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.
Так, в сегодняшнем менеджменте все четче проявляется значение системных знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий. Понятно, что такая сфера человеческой деятельности требует накопления и постоянного пополнения научных знаний и применения их в практической работе. Несомненно, что инновации в менеджменте, продекларированные в конце прошлого века, должны будут в полной мере реализоваться в новом столетии.
Принцип системности пронизывает все элементы управления, где система – это совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимосвязи (т.е. как единое целое).
Производственная система – целенаправленный процесс, благодаря которому происходит превращение отдельных элементов системы в полезную продукцию.
Полная система производственной деятельности организации называется операционной системой.
В зависимости от целей исследования могут выделяться и другие системы:
Целевую подсистему.
Обеспечивающую подсистему.
Функциональную подсистему.
Управляющую подсистему.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности должен находится в основном звене всей экономики – на предприятии. Эффективность деятельности предприятий, позволяющая им долговременно и стабильно функционировать, в значительной степени зависит от компетентности их руководителей, способных грамотно определить потребности рынка, организовать в соответствии с ними производство товаров или услуг, создавать благоприятные условия для высокопроизводительной работы своего персонала, обеспечивающей необходимое качество продукции. Эта ситуация требует целой армии неординарно мыслящих и соответственно подготовленных специалистов, способных успешно работать в условиях рыночной экономики.
Большой вклад в разработку системного подхода и организационных проблем управления производством внесла кибернетика, позволяющая использовать принцип «обратной связи».
Растущая самостоятельность российских предприятий вызывает интерес их работников к вопросам организации и управления производством, что в дальнейшем мы и рассмотрим.
- Тема 1. Структура и содержание системы «производственный менеджмент».
- 1.1. Роль и место курса «производственный менеджмент» в системе экономических наук.
- 1.2. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Организация производства в системе производственного менеджмента.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Организация производства во времени.
- 4.1. Длительность производственного цикла. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла.
- 4.2. Длительность технологического цикла. Методика его расчета в зависимости от вида сочетания операций.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства.
- 5.1. Характеристика автоматического производства.
- 5.2 Организация поточного производства.
- 5.3. Робототехнологический комплекс.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 6. Организация вспомогательного производства.
- 6.1.Организация ремонтного хозяйства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 7. Организация материально-технического обеспечения (мто) и складского хозяйства.
- 7.1. Функции, задачи и состав органов мто. Формы снабжения, нормирование расхода материальных ресурсов.
- Список рекомендуемой литературы
- 8. Планирование деятельности предприятия.
- 8.1 Сущность и принципы планирования.
- 8.2. Формирование хозяйственной стратегии.
- 8.3. Содержание бизнес-плана предприятия.
- Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- 8.4. Определение условий, организация, исполнение бизнес-плана.
- Глава 9 Организация технической подготовки производства.
- 3.Технологическая подготовка производства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 10. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 10.1.Оценка деловых качеств менеджера.
- 10.2. Основы формирования коллектива.
- Список рекомендуемой литературы