6.1.Организация ремонтного хозяйства.
Ремонтное хозяйство создается на предприятии для того, чтобы обеспечить с минимальными затратами рациональную эксплуатацию его основных производственных фондов.
Основными задачами ремонтного хозяйства являются: осуществление технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов; монтаж вновь приобретенного или изготовленного самим предприятием оборудования; модернизация эксплуатируемого оборудования; изготовление запасных частей и узлов (в том числе для модернизации оборудования), организация их хранения; планирование всех работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также разработка мероприятий по повышению их эффективности.
В состав ремонтного хозяйства предприятия входят: отдел главного механика, ремонтно-механический цех (цехи), смазочное и эмульсионное хозяйства, склады оборудования и запасных частей. В цехах организуются цеховые ремонтные службы, возглавляемые механиками цехов.
Рабочая готовность оборудования обеспечивается системой технических и организационных мер по уходу, надзору системой планово-предупредительного ремонта (ППР).
Система ППР включает следующие виды работ: уход за оборудованием, ремонтное обслуживание, периодические ремонтные операции.
Система ППР предусматривает выполнение следующих видов ремонта: текущий, средний и капитальный. При этом могут применяться три метода проведения ремонта: послеосмотровой, метод стандартных ремонтов и метод периодических ремонтов.
Текущий ремонт представляет собой наименьший по объему вид планового ремонта, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности агрегата. Он заключается в частичной разборке машины, замене или восстановлении отдельных ее узлов и деталей, ремонте несменяемых деталей.
Средний ремонт отличается от текущего большим объемом работ и числом изношенных деталей, подлежащих замене.
Капитальный ремонт – полное или близкое к полному восстановление ресурса агрегата с заменой (восстановлением) любых его частей, включая базовые.
Для организации ремонта оборудования в единой системе планово-предупредительного ремонта разработан ряд нормативов, позволяющих планировать объем ремонтов, их очередность и сроки проведения.
В состав нормативов входят:
длительность ремонтного цикла - время работы оборудования между двумя капитальными ремонтами;
структура ремонтного цикла - количество и последовательность входящих в ремонтный цикл отдельных видов ремонта и осмотра;
межремонтный период - время работы оборудования в часах между двумя смежными ремонтами:
t мр = Трц / (Пт + Пс + 1), где
Тц - длительность ремонтного цикла;
Пт - количество текущих ремонтов;
Пс - количество средних ремонтов;
межосмотровой период - время работы оборудования между очередным ремонтом и осмотром:
tмо = Трц / (Пт + Пс + По +1), где
По - количество осмотров;
категория ремонтной сложности - присваивается оборудованиям в зависимости от их сложности и, соответственно, трудоемкости ремонта. На единицу ремонтной сложности капитального ремонта приходится 35 нормо/час, текущего - 10 нормо/час.
На основе нормативов определяются следующие показатели:
объем ремонтных работ в условных единицах:
V = К*Г*Р, где
К - количество оборудования данного вида;
Г - группа ремонтной сложности;
Р - количество ремонта или осмотра данного вида оборудования;
трудоемкость каждого вида ремонта в нормо/час:
Те = V * Нте, где
Нте - норма трудоемкости ремонта на 1 ремонтную единицу;
численность ремонтных рабочих:
Ч = Трр / (Фв * Квн), где
Трр - трудоемкость ремонтных работ;
Фв - полезный фонд времени работы 1 рабочего;
Квн - коэффициент выполнения норм;
время простоя оборудования в ремонте:
t = V*Нп, где
Нп - норма простоя оборудования в ремонте (на 1 ремонтную единицу).
. Организация инструментального хозяйства.
Инструментальное хозяйство на предприятии создается для централизации управления и проведения работ по обеспечению производства технологической оснасткой, ее хранению, эксплуатации и ремонту.
Основными задачами инструментального хозяйства являются: определение потребности предприятия в оснастке; планирование приобретения (изготовления) и обеспечения производства оснасткой; организация эксплуатации оснастки и технический надзор за ее эксплуатацией; обеспечение рабочих мест оснасткой; организация учета и хранения оснастки; разработка мероприятий по совершенствованию инструментального обслуживания и снижению затрат на его обеспечение.
Инструментальное хозяйство предприятия включает: инструментальный отдел, цехи по изготовлению технологической оснастки, центральный инструментальный склад (ЦИС), цеховые инструментально-раздаточные кладовые (ИРК), мастерские по заточке, ремонту и восстановлению инструмента. Инструментальный отдел имеет в своем составе подразделения по проектированию технологической оснастки, по планированию, учету и анализу производственно-хозяйственной деятельности инструментального хозяйства, по снабжению предприятия покупным инструментом и оснасткой и др.
Инструментальное хозяйство включает в себя следующие подразделения: отдел проектирования инструмента (ОПИ), центральный инструментальный склад (ЦИС), инструментально-раздаточная кладовая (ИРК), мастерская по заточке инструмента.
Потребность в инструменте определяется на основе норм расхода:
норма расхода инструмента на деталь:
n = N*tм / (Тизн*(1-Ку)*60), где
N - количество обрабатываемых деталей;
tм - машинное время на обработку детали, (мин);
Тизн - срок службы инструмента до полного износа, (час);
Ку - коэффициент случайной убыли, (0,05-0,1);
Тизн = (Апер + 1)*tп, где
Апер - количество переточек,
tп - время работы инструмента между очередными переточками;
укрупненная норма расхода (по каждому виду инструмента в разрезе групп однотипных станков на час их работы):
П = (t*Км *Кд) / Тизн, где
t - часы работы оборудования;
Км - коэффициент, характеризующий отношение машинного времени к штучному;
Кд - коэффициент долевого участия данного вида инструмента в общей машинной работе.
Организация энергетического хозяйства.
Задачи и состав энергетического хозяйства. Назначение энергетического хозяйства – бесперебойное обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми видами энергетических услуг при минимальных затратах на содержание данной службы. Для этого ее усилия должны быть направлены на решение следующих основных задач:
получение со стороны энергии общепромышленного назначения и производство собственными силами отдельных ее видов;
организацию и планирование рационального потребления энергии всеми подразделениями предприятия;
надзор за правильной эксплуатацией энергетического оборудования, его техническим обслуживанием и ремонтом;
разработку и осуществление мероприятий по экономии энергоресурсов.
В состав энергохозяйства предприятия входят теплосиловой, энергосиловой, газовый, слаботочный, электроремонтный участки и др.
Теплосиловой участок охватывает котельные, компрессорные установки, тепловую и канализационную сети, водоснабжение. Его назначение – обеспечение производства паром, водой, сжатым воздухом.
Электросиловой участок объединяет понижающие подстанции, электрические сети, генераторные и трансформаторные установки. Его задача – обслуживание всех подразделений предприятия электроэнергией.
Газовый участок располагает газовыми сетями, кислородными и ацетиленовыми станциями, холодильными установками, промышленной вентиляцией. Он отвечает за обеспечение производства кислородом, ацетиленом и другими газами.
Слаботочный участок охватывает заводскую телефонную и радиотрансляционную связь, а также другие виды связи и сигнализации, обеспечивая их бесперебойную работу в установленном режиме.
Электроремонтный участок (цех) располагает соответствующими техническими средствами и кадрами для осуществления ремонта электрооборудования и электроаппаратуры.
Расход энергии определяется по ее видам и направлениям использования:
расход электрической энергии на двигательную силу (Эд):
Эд = (О*Мд*Фо*Кзо*Км) / (Кд*Пэ), где
О - количество единиц оборудования данного типа;
Мд - мощность двигателя данного оборудования (кВт);
Фо - планируемый полезный фонд времени работы оборудования, (ч);
Кзо - коэффициент загрузки оборудования (0,9-0,96);
Км - коэффициент машинного времени работы оборудования (0,6-0,7);
Кд - коэффициент полезного действия двигателя (0,8);
Пз - потери электроэнергии в сети (0,98);
расход электрической и других видов энергии на технологические цели:
Эт = Σ В*Уэ, где
В - планируемый объем производства продукции в принятых единицах исчисления (шт., т, куб. м, т.д.);
Уэ - удельный расход энергии на единицу продукции (электроэнергии - кВт ч, пара - куб. м );
расход энергии на осветительные цели:
Зосв = ΣЛ*Мз*Тзр, где
Л - количество светильников данного типа;
Мз - мощность светильника;
Тзр - продолжительность осветительного периода, ч.
Общий расход энергии находится суммированием ее расхода по направлениям:
Э = Эт + Эд + Эосв + Эпр, где
Эпр - расход энергии на прочие цели (слаботочную связь, вентиляцию, телевидение и т.д.)
Потребность в энергии рассчитывается по этапам:
устанавливается производственная программа выпуска основной продукции;
определяется потребность энергоносителей по всем направлениям использования. Общая потребность устанавливается в виде потребности НЕТТО и с учетом потерь - БРУТТО;
на основе расчетов потребностей в энергии разрабатывается баланс энергии (электроэнергии, тепловой, топливный, водный и т.д.) В первую очередь разрабатывается расходная часть баланса, после этого - приходная).
Организация транспортного хозяйства.
Транспортное хозяйство включает комплекс разнообразных технических средств и устройств, предназначенных для транспортировки различных грузов, а также соответствующий аппарат транспортного обслуживания.
Задача транспортного хозяйства предприятия - осуществление наиболее рационального перемещения грузов как внутри предприятия, так и вне его (по доставке на предприятие сырья, материалов и др., отправке готовой продукции) в соответствии с требованиями производственного процесса при минимальных затратах на содержание транспортной службы. Значение транспортного фактора, однако, не ограничивается осуществлением перемещения грузов, не менее важна его роль как организующего начала производственного процесса, в особенности в условиях поточного и автоматического производства, в котором транспортные операции, будучи совмещенными с технологическими, выступают в качестве фактора, обеспечивающего непрерывность и бесперебойность производственного процесса.
В состав транспортного хозяйства предприятия входят: транспортный отдел, специализированные цехи (участки) железнодорожного и безрельсового транспорта, автогаражи, ремонтные и другие службы.
Заводской транспорт подразделяется прежде всего по сферам обслуживания – на внешний, межцеховой и внутрицеховой.
По принципу действия транспорт подразделяется на прерывный (автомобили, мостовые краны, подъемники, электрокары и т.д.) и непрерывный (конвейеры, и транспортеры всех видов).
Существует также деление транспорта по его видам – на рельсовый, безрельсовый, механический, водный, воздушный, трубопроводный; рельсовый транспорт подразделяется на напольный (железнодорожный) и подвесной; безрельсовый включает автомобили, тягачи, автокары, электрокары, тележки и т.д.; механический транспорт охватывает грузоподъемные механизмы (краны, подъемники), конвейерные устройства (ленточные, пластинчатые, скребковые и др.); водный – это толкачи, баржи; воздушный транспорт - вертолеты. Основными видами внешнего транспорта являются железнодорожный, безрельсовый (автомобили, тракторы), водный, трубопроводный.
Транспортное хозяйство включает в себя внутризаводской, внутрицеховой транспорт, а также транспорт для выполнения внешних операций.
Основными технико-экономическими показателями, характеризующими эффективность использования транспортных средств, являются:
среднесуточный пробег;
коэффициент технической готовности парка;
коэффициент использования грузоподъемности по времени и пробегу;
себестоимость перевозки тонны груза;
себестоимость транспортировки груза на внешних и внутренних транспортных средствах.
Количество необходимых транспортных средств определяется по формуле:
п = (Q*t) / (Т*Кисп*Кз*q), где
Q - масса груза, подлежащей перевозке в сутках, (т);
t - длительность одного рейса (ч);
Т - полезное время работы в сутки;
q - грузоподъемность транспортной единицы (т);
Кз - коэффициент транспортной единицы во времени;
Кисп - коэффициент полезного использования грузоподъемности.
Длительность одного рейса определяется по формуле:
t = tг + tп + tз + tр + tд, где
tг - время перемещения с грузом;
tп - время перемещения порожняком;
tз - время загрузки транспортного средства;
tр - время разгрузки транспортного средства;
tд - время оформления документов.
Задание.
Задача 1.
Определить межремонтный период текущего ремонта шаровой мельницы для помола керамической массы, если за время межремонтного цикла (86400 ч.) делается 9 средних и 110 текущих ремонтов.
Задача 2.
Определить количество и виды ремонтов в год по 18 индивидуальным вулканизаторам для вулканизации автокамер. Фактическое время работы вулканизатора - 6240 ч., длительность межремонтного цикла - 82380 ч., межремонтного периода среднего ремонта - 12960 ч., межремонтного периода текущего ремонта - 720 ч.
Задача 3.
Планом предусмотрены следующие виды ремонтных работ оборудования механической мастерской.
-
Виды станков
виды ремонтов и график их выполнения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
токарно-винторезный
вертикально-сверлильный
поперечно-строгальный
вертикально-фрезерный
11
7
8
10
К - - О - - Т - - О - -
О - - Т - - Ок - - К - -
Т - - О - - С - - О - -
- - О - - Т - - Ок - - К
Нормы продолжительности простоя оборудования в ремонте в сутках на ремонтную единицу при работе ремонтных рабочих в одну смену:
текущий ремонт (Т) - 0,25 суток;
средний ремонт (С) - 0,6 суток;
капительный ремонт (К) - 1,0 сутки.
Требуется определить :
объем ремонтных работ в условных ремонтных единицах по видам ремонтов;
трудоемкость ремонтных работ в часах.
Задача 4.
Объем выпуска продукции на предприятии массового производства характеризуется данными (по вариантам):
изделия | 1 | 2 | 3 |
“А” “Б” “В” | 3000 1000 2000 | 3100 1100 2400 | 2500 1200 2500 |
Норма машинного времени, необходимая для обработки детали, составляет: на изделие “А” - 3 ч., “Б” - 4 и “В” - 6 ч. Величина слоя режущей части инструмента, стачиваемая за время переточек - 6 мм, за одну переточку - 0,2 мм. Время работы между переточками - 4 ч. Одновременно на станке применяется 6 резцов. Коэффициент естественной убыли инструмента - 0,08. Выяснить плановую потребность предприятия в режущем инструменте.
Задача 5.
Рассчитать потребность предприятия в автотранспорте для перевозок грузов.
Исходные данные.
Количество подлежащих перевозке грузов в сутки - 200 тыс.т.
Коэффициент неравномерности перевозок - 1,3.
Средняя дальность перевозок - 5 км.
Грузоподъемность машин - 10 т.
Коэффициент использования грузоподъемности машин - 0,9.
Простой машины под погрузкой-выгрузкой 0,1 часа на 1 т груза.
Режим работы транспорта - двухсменный, семичасовые смены; рабочих дней в году (за вычетом выходных дней и простоев на ремонте) - 300.
Средняя скорость движения машин - 50 км/ч.
Задача 6.
Определить количество пятитонных автомашин для подвозки строительного песка на кирпичный завод из карьера, если среднесуточная потребность в песке составляет 300 т, продолжительность рейса автомашины 0,9 ч, коэффициент использования грузоподъемности машины - 0,85. Машины работают в две смены.
- Тема 1. Структура и содержание системы «производственный менеджмент».
- 1.1. Роль и место курса «производственный менеджмент» в системе экономических наук.
- 1.2. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Организация производства в системе производственного менеджмента.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Организация производства во времени.
- 4.1. Длительность производственного цикла. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла.
- 4.2. Длительность технологического цикла. Методика его расчета в зависимости от вида сочетания операций.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства.
- 5.1. Характеристика автоматического производства.
- 5.2 Организация поточного производства.
- 5.3. Робототехнологический комплекс.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 6. Организация вспомогательного производства.
- 6.1.Организация ремонтного хозяйства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 7. Организация материально-технического обеспечения (мто) и складского хозяйства.
- 7.1. Функции, задачи и состав органов мто. Формы снабжения, нормирование расхода материальных ресурсов.
- Список рекомендуемой литературы
- 8. Планирование деятельности предприятия.
- 8.1 Сущность и принципы планирования.
- 8.2. Формирование хозяйственной стратегии.
- 8.3. Содержание бизнес-плана предприятия.
- Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- 8.4. Определение условий, организация, исполнение бизнес-плана.
- Глава 9 Организация технической подготовки производства.
- 3.Технологическая подготовка производства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 10. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 10.1.Оценка деловых качеств менеджера.
- 10.2. Основы формирования коллектива.
- Список рекомендуемой литературы