logo
курс лекций производственный менеджмент

8.3. Содержание бизнес-плана предприятия.

Бизнес-план является общепризнанным средством деловой информации. В мировой практике бизнеса практически все инвестиционных проекты описываются при помощи бизнес-планов.

Разработка бизнес-плана является необходимым условием для получения компанией внешнего финансирования. Профессионально разработанные документы раскрывают все сложные вопросы планирования проекта, просчитывают финансовую составляющую, прогнозируют развитие ситуации по проекту.

Планирование, как таковое, свойственно для любого человека, управляющего проектом, не обязательно даже в сфере бизнеса. Но под термином "бизнес-планирование" обычно подразумевается не просто план, а план, составленный для внешних пользователей. Разумеется, в любом учебнике вы прочтете, что этот план нужен и вам самим, но ситуации это не изменит - для себя и для "наружного употребления" составляются разные планы, причем только второй обычно имеет все атрибуты "бизнес-плана". А раз так, то оказывается, что, с одной стороны, составитель бизнес-плана меньше склонен к размышлениям над своим бизнесом (он в этот момент решает задачи скорее рекламного свойства), а с другой стороны, читатель бизнес-плана не слишком доверяет автору и хотел бы максимально формализовать свои отношения с ним (читатель - это не инвестор, а его эксперты; им надо отчитываться о причинах того или иного решения и хочется защитить себя от обвинений в необъективности). А если это малый бизнес, то нужно еще и максимально сократить время принятия решений - проекты недорогие, а экспертам приходится платить так же. В результате возникают стандартизованные формы представления планов, ничего не проясняющие в проекте и его перспективах, но помогающие разобраться с документами компании. Вполне естественное решение для малого бизнеса. Не писать же полноценный проект для получения кредита в несколько тысяч долларов.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым. Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия - относится ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей. Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.