8.4. Определение условий, организация, исполнение бизнес-плана.
После разработки плана начинается следующая фаза производственного менеджмента. Необходимо оценить условия выполнения плана и приступить к организации его выполнения. Прежде всего, нужно оценить внешние и внутренние факторы, которые могут оказать влияние на реализацию плана.
При определении условий реализации плана трудно переоценить важность исходной информации о положении на рынке. Это обусловлено тем, что в деятельности многих предприятий сфера продаж является узким местом. Предприятие должно реагировать на изменение ситуации на рынке.
Определяя условия реализации плана, полезно располагать следующей информацией:
Динамика численности населения с разбивкой по районам и возрастным группам. Эта информация важна при организации реализации товаров и услуг.
Потребление товаров и услуг на душу населения, что позволяет выявить тенденции в поведении потребителей.
Динамика доходов населения (клиентов). Эта информация важна для разработки стратегии производства и планирования затрат.
Динамика покупательной способности.
Динамика общего спроса на сопоставимые на рынке товары и услуги. Последнее имеет значение для обоснования вероятного перехода на производство взаимозаменяемых товаров.
Динамика изменения производственных мощностей конкурентов или численности занятых в конкурентной области.
Информация по п. 4-6 позволяет вычленить три группы товаров и услуг:
- товары и услуги с растущим спросом;
- нейтральные товары и услуги;
- товары и услуги с падающим спросом.
В зависимости от типа потребителей или групп клиентов создается структура организации. Предприятия, поставляющие свою продукцию разным группам потребителей, заинтересованы в такой организации работы, которая позволяет, как можно полнее удовлетворить запросы всех групп клиентов. На основании сегментации рынка могут быть созданы соответствующие подразделения внутри организации.
Избранная форма организации может действовать в течение достаточно долгого времени. Однако у предприятия могут возникнуть задачи временного характера, связанные с реализацией плана. В таком случае создаются временные организационные структуры. Временные организационные структуры называют проектными организациями. Эта структура создается для решения специфических задач внутри организации и нередко существует достаточно автономно. Как правило, организация состоит из одной или нескольких групп сотрудников из различных подразделений предприятия (основной организации). Сотрудники, вошедшие в проектную организацию, на некоторое время освобождаются от основной работы и переходят в подчинение руководителя проекта.. При создании временной структуры необходимо четко определить ее задачу, назначить руководителя проекта, установить сферу ответственности каждого исполнителя проекта.
Пример проектной организации: создание дилерской сети для продвижения товара к конечному пользователю.
Для реализации плана необходима обоснованная структура административных подразделений. Это обусловлено тем, что в каждой организации существуют задачи, связанные с созданием условий для работы, контролем.
Все административные задачи можно разделить на две большие группы:
общее обеспечение производственного процесса, когда административные структуры не вмешиваются в его содержание (отдел внешних сношений и т. п.);
административные структуры, непосредственно связанные с содержанием производственного процесса (плановый отдел, контроль качества и т.п.).
При создании административных подразделений нужно принимать во внимание следующие аспекты:
какие задачи будут входить в компетенцию административных служб?
как будут выполняться административные задачи (централизованно или каждое подразделение будет иметь свою административную службу)?
будут ли административные структуры влиять на производственный процесс, какие они получат полномочия?
каким образом административные расходы будут учитываться при определении производственных затрат?
При создании организационной структуры и определении ее функций нужно оценить ее эффективность для деятельности всей организации и выполнения плана.
В зарубежной практике менеджмента наблюдается тенденция изменений в структуре организаций. Эти изменения являются скорее правилом, чем исключением. Для создания эффективной организации необходимо постоянно изучать ситуацию за пределами фирмы и прогнозировать требования потребителей.
Важнейшей составляющей фазы "определение условий и организация" является оценка собственной конкурентной позиции на рынке. Оценка проводится с целью определения положения предприятия на отраслевом рынке; для привлечения средств инвесторов в перспективное производство; разработки программ выхода на новые рынки сбыта.
Любое предприятие существует благодаря своим потребителям. Быстро меняющиеся рынки требуют подвижной и гибкой организационной структуры, способной адекватно реагировать на всевозможные изменения.
Реализация стратегии предполагает четкую постановку задач перед исполнителями, определение ожидаемых результатов и контрольных сроков.
Заключительной фазой цикла производственного менеджмента является руководство (анализ, контроль, принятие решений) и коллектив в производственном менеджменте. Рассмотрим эту фазу.
Контрольные вопросы.
1.В чем состоит сущность планирования и каковы его основные задачи?
2.Почему повышается роль планирования в условиях рыночных отношений?
3.Какие принципы следует соблюдать при планировании?
4. Из каких разделов состоит бизнес-план?
5. Как применяется оптимизационный подход к планированию?
Список рекомендуемой литературы
1. Джурабаев К.Т. и др. Производственный менеджмент. Учебное пособие.- М., 2005.-416с.
2. Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В.А. Козловского.-М.: ИНФРА-М,2003.-574с.
3. Производственный менеджмент: Учеб. для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 583с.
4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник.-М.:ЮНИТИ,1997.-447с.
- Тема 1. Структура и содержание системы «производственный менеджмент».
- 1.1. Роль и место курса «производственный менеджмент» в системе экономических наук.
- 1.2. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Организация производства в системе производственного менеджмента.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Организация производства во времени.
- 4.1. Длительность производственного цикла. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла.
- 4.2. Длительность технологического цикла. Методика его расчета в зависимости от вида сочетания операций.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства.
- 5.1. Характеристика автоматического производства.
- 5.2 Организация поточного производства.
- 5.3. Робототехнологический комплекс.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 6. Организация вспомогательного производства.
- 6.1.Организация ремонтного хозяйства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 7. Организация материально-технического обеспечения (мто) и складского хозяйства.
- 7.1. Функции, задачи и состав органов мто. Формы снабжения, нормирование расхода материальных ресурсов.
- Список рекомендуемой литературы
- 8. Планирование деятельности предприятия.
- 8.1 Сущность и принципы планирования.
- 8.2. Формирование хозяйственной стратегии.
- 8.3. Содержание бизнес-плана предприятия.
- Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- 8.4. Определение условий, организация, исполнение бизнес-плана.
- Глава 9 Организация технической подготовки производства.
- 3.Технологическая подготовка производства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 10. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 10.1.Оценка деловых качеств менеджера.
- 10.2. Основы формирования коллектива.
- Список рекомендуемой литературы