10.1.Оценка деловых качеств менеджера.
Прежде всего уточним понятие "руководство".
Руководство –такое поведение, при котором один человек реально влияет на деятельность других, обеспечивая движение к поставленной цели.
Современный менеджмент базируется на учете достижений теории и практики в области руководства. Различные теории в области руководства детально изложены в зарубежной и отечественной литературе. Поэтому мы остановимся только на технике руководства, а также на некоторых приемах анализа и контроля.
Прежде всего следует обратить внимание на постановку цели.
Цели должны удовлетворять следующим требованиям:
конкретность;
обозримость;
согласованность;
реалистичность.
Руководитель и сотрудники вместе определяют цели организации/отдела и или цели планируемой работы, определяют ответственность и ожидаемые результаты. Результаты используются для руководства отделом/подразделением; для оценки отклонений от намеченных целей и обоснования решений о корректировке целей.
Как правило, методы управления посредством цели предполагают наличие обратной связи между руководителем и подчиненными. Необходимо обращать внимание на отношение к работе, не на личные качества. При условии сосредоточения на производственном аспекте деятельности сотрудники более открыты для обратной связи. Следует быть конкретным и не обобщать, укреплять в сотрудниках веру в собственные силы и чувство собственного достоинства.
Руководство любой деятельностью фирмы будет эффективным при условии рационального распределения времени руководителя и подчиненных. В этой связи следует напомнить принцип В. Парето и принцип Д. Эйзенхауэра, которые широко применяются в различных областях менеджмента.
Так, В. Парето считал, что на достижение желаемых результатов больше всего влияет концентрация на жизненно важных проблемах. Он разработал правило 20/80: концентрация 20% времени на жизненно важных проблемах обеспечивает 80% успеха.
Принцип Д. Эйзенхауэра связан с распределением задач по их важности и срочности:
А-задачи: важные и срочные следует выполнять немедленно;
В-задачи: важные, но не срочные. Нужно установить сроки выполнения;
С-задачи: менее важные, которые следует делегировать.
В практике менеджмента применяют следующие методы более рационального использования времени руководителя:
тщательный анализ структуры затрат времени;
распределение предстоящих задач по принципу АВС;
формулировка долгосрочных целей;
планирование времени;
сокращение нерациональных затрат и потерь времени.
Отметим, что принципы Парето и Эйзенхауэра широко применяются в управлении запасами, управлении качеством и других задачах производственного менеджмента.
К современным менеджерам относят лиц “с индивидуальным подходом”, помогающим подчиненным учиться на собственном опыте и поддерживающих в сотрудниках дух предпринимательства и творчества.
Такие руководители успешно решают основные проблемы человеческих отношений, к которым принято относить: умение реагировать на непредсказуемые реакции подчиненных; преодоление информационного “голода” в коллективе; четкую формулировку требований к сотрудникам; установление с ними надежной обратной связи; способность отделить “зерна от плевел”, поскольку люди далеко не всегда правильно интерпретируют события и не всегда говорят то, о чем думают.
Они ставят перед собой задачу дать людям возможность достаточно зарабатывать, чувствовать удовлетворение от своего труда, участвовать в управлении предприятием, создавать условия для самостоятельного решения проблем. В этом уважении к личности человека проявляется высшая суть гуманизма менеджмента.
Руководитель не должен стремиться ужиться с каждым. Это нужно только в отношении действительно ценных, нравственно зрелых людей. Но объективным в отношении каждого шеф должен быть обязательно.
Современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение, рацпредложение или “ноу-хау”.
В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
В увязке с функциями управления роль менеджера сводится к следующему:
он - председатель, организатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
он - генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы, докопаться до истины. Его слабое место — болезненное отношение к критике;
он - энтузиаст: полный энергии, берущийся не только сам за любые задания, но и воодушевляющий на это других. Он может быть властолюбив и поэтому с теми, кто не идет за ним, раздражителен;
он - контролер, аналитик, способный оценить сделанное, выдвинутую идею, найти в ней сильные и слабые места. Это гарант качества. Он исполнителен, надежен, но иногда угрюм и часто сторонится людей;
он - искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный;
он - исполнитель, хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь. Надежен, способен к кропотливой работе, но часто “тонет” в мелочах, а поэтому иногда медлителен;
он - работяга. Нравится всем прежде всего потому, что не стремится занять ничье место, зато способен выслушать и ободрить. В жизни он не заметен, но когда отсутствует — его не хватает;
он - шлифовщик, необходим, чтобы связывать разорванные концы.
Менеджер высокого класса должен:
1. Уметь ставить высокие личные цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою квалификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть честным, обязательным, целеустремленным и красиво одеваться.
2. Уметь научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность, аргументировано доказывать устно и письменно свои идеи.
3. Уметь формулировать цели коллектива, понимать характер, особенности личности и адекватно оценивать себя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.
4. Знать технические и технологические особенности, принцип действия покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства.
5. Уметь анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопределенности.
6. Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления, организовывать стимулирование работников за реализацию концепции маркетинга, повышение качества и экономию ресурсов.
Социологи для анализа и оценки менеджера разработали модель, которая включает следующие качества:
Деловые (образование, знания и опыт).
Способность (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ).
Культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность.
Характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки).
Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Направленность интересов (материальная, социальная, духовная).
Возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий).
Здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).
- Тема 1. Структура и содержание системы «производственный менеджмент».
- 1.1. Роль и место курса «производственный менеджмент» в системе экономических наук.
- 1.2. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Организация производства в системе производственного менеджмента.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Организация производства во времени.
- 4.1. Длительность производственного цикла. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла.
- 4.2. Длительность технологического цикла. Методика его расчета в зависимости от вида сочетания операций.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства.
- 5.1. Характеристика автоматического производства.
- 5.2 Организация поточного производства.
- 5.3. Робототехнологический комплекс.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 6. Организация вспомогательного производства.
- 6.1.Организация ремонтного хозяйства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 7. Организация материально-технического обеспечения (мто) и складского хозяйства.
- 7.1. Функции, задачи и состав органов мто. Формы снабжения, нормирование расхода материальных ресурсов.
- Список рекомендуемой литературы
- 8. Планирование деятельности предприятия.
- 8.1 Сущность и принципы планирования.
- 8.2. Формирование хозяйственной стратегии.
- 8.3. Содержание бизнес-плана предприятия.
- Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- 8.4. Определение условий, организация, исполнение бизнес-плана.
- Глава 9 Организация технической подготовки производства.
- 3.Технологическая подготовка производства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 10. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 10.1.Оценка деловых качеств менеджера.
- 10.2. Основы формирования коллектива.
- Список рекомендуемой литературы