1.2. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.
Целевая подсистема состоит из следующих компонентов (подцелей):
повышение качества выпускаемых товаров и выполнение услуг;
ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров;
расширение рынка сбыта товаров;
организационно-техническое развитие производства;
повышение качества сервиса товаров;
социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды (ОПС).
Перечисленные компоненты (подцели) направлены на выполнение трех целей организации:
повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и организации (эту цель выполняют подцели 1,2,5);
повышение эффективности функционирования организации (подцели 1,2,3);
комплексное развитие организации (подцели 4 и 6).
Данные проблемы невозможно решить без применения законов, научных подходов, принципов, методов, изложенных в нашей книге.
Компонентами обеспечивающей подсистемы являются:
методическое обеспечение;
ресурсное обеспечение ;
информационное обеспечение;
правовое обеспечение.
Ниже приводится краткое содержание данных компонентов.
Прежде всего рассмотрим такой компонент обеспечивающей подсистемы, как методическое обеспечение.
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), национального, республиканского, регионального либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Национальные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах, и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам высшего уровня.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе для фирмы, независимо от формы собственности.
Следующим компонентом обеспечивающей подсистемы производственного менеджмента является ресурсное обеспечение.
Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:
своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.
Виды ресурсов:
трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники и служащие, младший обслуживающий персонал, ученики) и непромышленный персонал;
материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);
основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.);
финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;
совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.
Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.
Процесс движения ресурсов включает формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы.
Факторы улучшения использования ресурсов:
применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;
оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, экономического обоснования мероприятий по оптимизации, балансовых методов, сетевых моделей и др. методов;
совершенствование конструкции товара;
совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;
применение материалов с заранее заданными свойствами;
типизация технологий путем унификации элементов конструкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;
совершенствование управления ресурсами;
применение оптимальных для данных условий методов обеспечения ресурсами;
стимулирование улучшения использования ресурсов.
Методы обеспечения ресурсами:
через товарно-сырьевые биржи;
прямые связи, аукционы, конкурсы;
собственное производство или подготовка;
спонсорство и др.
Информационное обеспечение системы менеджмента — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику.
Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.
Руководитель 50–90 % всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.
Канал — средство передачи информации.
Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие:
Зарождение идеи.
Кодирование и выбор канала.
Передача.
Декодирование.
Предлагается следующая классификация информации:
по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;
по форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;
по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
по стадии жизненного цикла объекта — по стадии маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. (до списания);
по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей.
Технологический процесс переработки информации должен включать механизацию операций по переработке информации. Операции дифференцируют на рутинные и творческие. К рутинным относятся операции, связанные с сортировкой, заполнением, размножением документов и т.д. К творческим — операции по переработке информации, результатом выполнения которых является управленческое решение.
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:
правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.);
законы и нормативные акты по системам;
стандартизации;
метрологии;
сертификации товаров и услуг;
защиты прав потребителей;
антимонопольной политики;
управления качеством товаров;
безопасности и охраны труда и др.;
законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
правовое регулирование образования и функционирования фирмы.
Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, т.к. каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня; будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.
Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие из перечисленных направлений правового обеспечения находятся на стадии обновления.
Содержание функциональной и управляющей подсистемы.
Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов: маркетинг; планирование; организация процессов; учет и контроль; мотивация; регулирование.
Регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.
Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, являются следующие:
темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;
новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;
политика поставщиков;
рыночная стратегия конкурентов;
государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;
ценовая политика;
другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.
Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:
изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;
факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;
факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.
Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.
Компонентами управляющей подсистемы являются следующие:
управление персоналом;
социология и психология менеджмента;
разработка и реализация управленческого решения;
анализ в принятии решений;
прогнозирование в принятии решений.
Напомним, что методика разработки конкурентоспособных и эффективных управленческих решений основана на изучении экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, методов и моделей управления.
Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам объектов: среднего качества — для потребителей с низким доходом (капиталом), высокого качества — для массового потребителя со средним доходом, очень высокого (престижного) качества — для потребителей с высоким доходом. Исключения составляют только нормативные акты (законы, указы, постановления, стандарты и т.п.) — они должны быть только очень высокого качества.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Международные стандарты серии ИСО 9000, а также законы Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”, “О защите прав потребителей”, “О стандартизации”, введенные в 1993 году, проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.
Основными факторами достижения выпуска конкурентоспособных объектов являются:
качество системы менеджмента, определяемое количеством и глубиной применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента, проектирования и производства объектов;
качество разработки объекта с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения, надежности и др. в проектно-конструкторской документации;
качество материализации проекта, определяемое прогрессивностью технологии, организации производства и менеджмента;
затраты потребителя на приобретение (цена объекта), транспортирование, эксплуатацию, ремонты и утилизацию объекта за нормативный срок его службы;
степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, определяемая качеством упаковки, степенью соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, качеством гарантийного обслуживания и др. требованиями.
К условиям обеспечения конкурентоспособности относятся:
применение совокупности подходов к развитию системы менеджмента;
обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;
рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат по всем стадиям жизненного цикла объектов;
применение современных методов исследований и разработок (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);
рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;
формирование системы мер по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.
Полезный эффект товара определяется следующей системой показателей качества:
1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.
2. Надежность товара — сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.
- Тема 1. Структура и содержание системы «производственный менеджмент».
- 1.1. Роль и место курса «производственный менеджмент» в системе экономических наук.
- 1.2. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.
- Контрольные вопросы:
- Тема 2. Организация производства в системе производственного менеджмента.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Организация производства во времени.
- 4.1. Длительность производственного цикла. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла.
- 4.2. Длительность технологического цикла. Методика его расчета в зависимости от вида сочетания операций.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства.
- 5.1. Характеристика автоматического производства.
- 5.2 Организация поточного производства.
- 5.3. Робототехнологический комплекс.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 6. Организация вспомогательного производства.
- 6.1.Организация ремонтного хозяйства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 7. Организация материально-технического обеспечения (мто) и складского хозяйства.
- 7.1. Функции, задачи и состав органов мто. Формы снабжения, нормирование расхода материальных ресурсов.
- Список рекомендуемой литературы
- 8. Планирование деятельности предприятия.
- 8.1 Сущность и принципы планирования.
- 8.2. Формирование хозяйственной стратегии.
- 8.3. Содержание бизнес-плана предприятия.
- Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- 8.4. Определение условий, организация, исполнение бизнес-плана.
- Глава 9 Организация технической подготовки производства.
- 3.Технологическая подготовка производства.
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 10. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 10.1.Оценка деловых качеств менеджера.
- 10.2. Основы формирования коллектива.
- Список рекомендуемой литературы