3. Дифференциальные (реверсивные) индуктивные датчики
Дифференциальные индуктивные датчики представляют собой совокупность двух одинарных (нереверсивных) датчиков с общим якорем. Предназначены дифференциальные индуктивные датчики для получения реверсивной статической характеристики и для компенсации электромагнитной силы притяжения якоря.
Рассмотрим работу дифференциального индуктивного датчика (рис. 3, а), состоящего из двух одинаковых сердечников 1 и 2 с обмотками и расположенного между сердечниками якоря 3, способного перемещаться влево и вправо относительно среднего симметричного положения. Питание дифференциального датчика осуществляется от трансформатора с выводом от средней точки вторичной обмотки. Сопротивление нагрузки RH включается между этой средней точкой и общей точкой обмоток сердечников 1 и 2. Ток в сопротивлении нагрузки можно представить как алгебраическую сумму двух токов: в левом и правом контурах. Каждый контур состоит из половины вторичной обмотки трансформатора, одинарного индуктивного датчика и сопротивления нагрузки RH, общего для обоих контуров. Рассмотрим направления контурных токов в момент времени, когда во вторичной обмотке трансформатора индуцируется условно положительный полупериод напряжения: плюс — у левого зажима; минус — у правого. Полярность средней точки относительно левого зажима будет минусовая, а относительно правого — плюсовая. Принимая за положительное направление тока во внешней цепи от плюса к минусу, определяем, что ток левого контура I1 направлен сверху вниз, а ток правого контура I2 — снизу вверх. Следовательно, эти токи вычитаются, а через нагрузку пойдет разностный ток. В следующий полупериод полярность изменится на противоположную (на рис. 3 показана в скобках). Соответственно изменится направление токов в нагрузке, но опять ток в нагрузке будет равен разности токов I1 и I2 (направление их показано пунктиром). Очевидно, что каждый из этих контурных токов можно определить по формулам (11) или (13). При среднем (симметричном) положении якоря 3 индуктивности обмоток 1 и 2 одинаковы. Следовательно, токи I1 и I2 равны, разность их равна нулю, выходной сигнал (ток в сопротивлении нагрузки) равен нулю: .
Рис. 3. Дифференциальный индуктивный датчик
При перемещении якоря вправо (примем его за положительный входной сигнал) индуктивность L2 возрастает, поскольку воздушный зазор в одинарном индуктивном датчике 2 уменьшается, а индуктивность L1 убывает, поскольку зазор в датчике 1 увеличивается. Следовательно, I1> I2 и появляется выходной сигнал в виде тока нагрузки определенной полярности. При перемещении якоря влево (отрицательный входной сигнал) соответственно уменьшается L2 и увеличивается L1 соотношение токов I1< I2 и полярность тока нагрузки изменяется. Поскольку речь идет о переменном синусоидальном токе, это означает, что фаза тока изменяется на 180°. Таким образом, статическая характеристика дифференциального датчика (рис. 3, б) будет реверсивной, зависящей от знака входного сигнала. А дифференциальным датчик называется потому, что выходной сигнал формируется как разность сигналов двух одинаковых датчиков.
Силы притяжения якоря к сердечникам возникают и в этом случае, но направлены они в противоположные стороны и поэтому почти полностью взаимно компенсируются. Поэтому для перемещения якоря требуется незначительное усилие. Очень важной особенностью дифференциального датчика является равенство нулю выходного сигнала при нулевом входном сигнале. Напомним, что в одинарном датчике выходной сигнал (ток через обмотку) был не равен нулю даже при нулевом воздушном зазоре.
Для получения реверсивной статической характеристики используют и мостовую схему включения индуктивных датчиков (рис. 4, а, б). Плечи моста образованы обмотками двух сердечников 1 и 2 с индуктивностями соответственно L1 и L2 и двумя постоянными резисторами с сопротивлением R. К одной диагонали моста подводится напряжение питания U0 переменного тока, со второй диагонали снимается выходное напряжение Uвых. Если якорь 3 занимает среднее положение, то индуктивности L1 и L2 одинаковы и мост сбалансирован. Выходное напряжение Uвых при этом равно нулю. При отклонении якоря от среднего положения баланс моста нарушается, так как индуктивность одной обмотки увеличивается, а другой — уменьшается. Изменение направления перемещения якоря вызывает изменение фазы выходного напряжения на 180°, т. е. характеристика мостовой схемы индуктивных датчиков является реверсивной (см. рис. 3, б).
Рис. 4. Мостовая схема реверсивного индуктивного датчика
Оценим чувствительность датчика в мостовой схеме. Сначала преобразуем уравнение (12) для индуктивности:
где — относительное перемещение якоря,— индуктивность датчика при среднем положении якоря, когда якорь3 находится на одинаковом расстоянии от сердечников 1 и 2, равном δ0. Уравнение для помножим и поделим на (1 - σ):
Уравнение для L2 помножим и поделим на (1 + σ):
Чувствительность оценивается при малых входных сигналах, когда х < δ0 и σ < 1. Поэтому и в знаменателе можно пренебречь. В первом приближении для малых входных сигналов принимаем
; (21)
Полагая, что мост не нагружен, для установившегося режима можно записать выражение для выходного напряжения схемы:
(22)
Формулу (22) можно упростить в предположении, что активные сопротивления обмоток (R1, R2) значительно меньше их индуктивных сопротивлений (ω L1, ω L2).
Подставляя в (22) значения индуктивностей L1 и L2, определяемых выражением (21), получим для малых отклонений
(23)
Модуль выражения (23) определяет амплитуду выходного напряжения, а аргумент — фазу.
Амплитуда выходного напряжения
Чувствительность (или коэффициент преобразования) датчика определяется как производная выходного напряжения по перемещению при х = 0:
(24)
Повысить чувствительность можно увеличением напряжения питания и снижением величины начального воздушного зазора, т. е. сближением сердечников 1 и 2.
Питание индуктивных датчиков всегда осуществляется переменным током, но с помощью выпрямительных схем выходной ток может быть и постоянным. Для того чтобы иметь реверсивную характеристику, используют фазочувствительный выпрямитель. Схема реверсивного индуктивного датчика с выходным постоянным током показана на рис. 5. Сердечники на схеме показаны Ш-образной формы. Такие сердечники используются чаще, чем П-образные, показанные на предыдущих рисунках, хотя принцип действия одинаков для датчиков с сердечниками разной формы. Выходной сигнал датчика снимается с помощью измерительного трансформатора 1 и подается на одну диагональ выпрямительного моста 3. Опорное напряжение снимается с трансформатора 2 и подается на другую диагональ моста 3. Нагрузка Rн включается между средними точками вторичных обмоток трансформаторов 1 и 2. При фазочувствительном выпрямлении изменение фазы сигнала на 180° приводит к изменению полярности выпрямленного напряжения.
Рис. 5. Схема включения реверсивного индуктивного датчика с выходным постоянным током
Следует отметить, что при неидентичности одинарных индуктивных датчиков, используемых в дифференциальной или мостовой схемах, возникает остаточное напряжение даже в среднем положении якоря. Это остаточное напряжение сдвинуто по фазе относительно напряжения питания, определяющего фазу полезного сигнала. Следовательно, остаточное напряжение может быть разложено на две составляющие. Одна составляющая, совпадающая по фазе с полезным сигналом, называется синфазной. Другая составляющая, сдвинутая по фазе на 90° относительно полезного сигнала, называется квадратурной. Остаточное напряжение является напряжением погрешности, и поэтому желательно его скомпенсировать. Синфазную составляющую остаточного напряжения можно скомпенсировать соответствующим перемещением якоря от среднего положения. Одновременно скомпенсировать и синфазное и квадратурное напряжения погрешности таким способом нельзя. Для подавления квадратурной составляющей могут быть использованы фазочувствительные выпрямители, обладающие свойством не пропускать сигналы, сдвинутые по фазе на 90° относительно опорного напряжения.
Реверсивные индуктивные датчики с сердечниками Ш- и П-образной формы используются для измерения довольно малых перемещений; они имеют начальный зазор порядка 0,3—1 мм.
Для измерения больших перемещений применяют индуктивные датчики в виде катушки с подвижным внутренним сердечником. Если сердечник полностью введен внутри катушки, на которую намотана обмотка, то ее индуктивное сопротивление максимально, а ток в обмотке имеет минимальное значение. При выводе сердечника из катушки индуктивное сопротивление уменьшается, а ток соответственно увеличивается. Индуктивные датчики в виде катушки с перемещающимся внутри нее сердечником получили название плунжерных датчиков. Их также называют индуктивными датчиками с разомкнутым магнитопроводом, поскольку даже при максимальной индуктивности обмотки основной путь магнитного потока проходит по воздуху. С этой точки зрения рассмотренные выше датчики с обмоткой на неподвижном сердечнике и с перемещающимся якорем называют индуктивными датчиками с замкнутым магнитопроводом.
Рис. 6. Индуктивный датчик плунжерного типа
У плунжерных датчиков есть одна очень важная особенность: они позволяют получить информацию о перемещении из замкнутого, изолированного пространства. Пусть, например, надо измерить уровень какой-либо очень вредной жидкости, пары которой ядовиты, да еще находятся под большим давлением. Тогда катушку 1 плунжерного датчика (рис. 6) надевают на разделительную трубку 3 из нержавеющей немагнитной стали, внутри которой и перемещается сердечник 2 из ферромагнитного материала. Перемещение сердечника изменяет индуктивность катушки, а разделительная трубка не экранирует магнитное поле, поскольку материал трубки имеет очень малую магнитную проницаемость. Таким образом, обмотка датчика, все другие электрические элементы измерительной схемы размещены в обычных, нормальных условиях. В связи с этим про плунжерные датчики говорят, что они позволяют вывести перемещение из замкнутого объема. В этом основное преимущество плунжерных датчиков перед датчиками с замкнутым магнитопроводом. А вот по чувствительности, мощности выходного сигнала плунжерные датчики уступают индуктивным датчикам с замкнутым магнитопроводом.
Рис. 7. Индуктивный мост для дистанционной передачи линейных перемещений
С помощью плунжерных датчиков могут быть реализованы такие же дифференциальные и мостовые схемы, какие были рассмотрены выше (см. рис. 3, 4).
Рассмотрим в качестве примера использование плунжерных датчиков в схеме индуктивного моста (рис. 7). Обмотка каждого из двух датчиков А и Б имеет вывод от средней точки. Обмотки датчиков соединены друг с другом проводами линии связи. Напряжение питания приложено между средними точками обмоток. Каждая из половин обмоток образует плечо моста переменного тока. Датчик А установлен в передающем приборе, датчик Б — в приемном приборе. При перемещении сердечника датчика А изменяется индуктивное сопротивление каждой из половин его обмотки. Например, при перемещении сердечника вверх возрастает индуктивность LA1 и уменьшается индуктивность LA2. Баланс моста нарушается, и по проводам линии связи протекают токи разбаланса I1 и I2. Эти токи, протекая по обмотке датчика Б, вызывают электромагнитную силу, перемещающую сердечник датчика Б. Под действием этой силы сердечник датчика Б устанавливается в такое же положение, что и сердечник датчика А. При этом, естественно, происходит соответствующее изменение индуктивностей LБ1 и LБ2. Условием баланса моста является, как известно, равенство произведений сопротивлений противолежащих плеч моста или соответствующих индуктивностей: .
Схема индуктивного моста позволяет осуществить дистанционную передачу линейных перемещений. Однако усилие на приемной стороне весьма невелико. Например, выпускались приборы с катушками диаметром 65 мм, высотой 135 мм и массой 2,5 кг. При полном ходе в 30 мм обеспечивалось усилие в несколько сантиньютон на 1 % полного хода сердечника. Такого усилия достаточно лишь для перемещения стрелки в приемном приборе.
Для получения значительно больших усилий схема индуктивного моста используется совместно с усилителем и электродвигателем. Напряжение разбаланса моста ΔU снимается с измерительной диагонали моста и подается на вход усилителя, который питает электродвигатель, перемещающий (через редуктор) сердечник датчика Б до тех пор, пока не наступит баланс моста, т. е. ΔU = 0.
- Основные определения и понятия предмета технические средства.
- Классификация элементов систем автоматики
- 1. Состав систем автоматики
- 2. Физические основы работы электромеханических и магнитных элементов
- 3. Статические характеристики
- 4. Динамические характеристики
- 5. Обратная связь в системах автоматики
- 6. Надежность элементов систем автоматики
- 1. Электрические измерения неэлектрических величин
- 2. Мостовая измерительная схема постоянного тока
- 3. Чувствительность мостовой схемы
- 4. Мостовая схема переменного тока
- 5. Дифференциальные измерительные схемы
- 6. Компенсационные измерительные схемы
- 7. Первичные преобразователи с неэлектрическим выходным сигналом
- 1. Типы электрических датчиков
- 2. Контактные датчики с дискретным выходным сигналом
- 1. Назначение. Принцип действия
- 2. Конструкции датчиков
- 3. Характеристики линейного потенциометрического датчика
- 4. Реверсивные потенциометрические датчики
- 5. Функциональные потенциометрические датчики
- 1. Назначение. Типы тензодатчиков
- 2. Принцип действия проволочных тензодатчиков
- 3. Устройство и установка проволочных тензодатчиков
- 4. Фольговые, пленочные, угольные и полупроводниковые тензодатчики
- 5. Методика расчета мостовой схемы с тензодатчиками
- 1. Назначение. Типы электромагнитных датчиков
- 2. Принцип действия и основы расчета индуктивных датчиков
- 3. Дифференциальные (реверсивные) индуктивные датчики
- 4. Трансформаторные датчики
- 5. Магнитоупругие датчики
- 6. Индукционные датчики
- 1. Принцип действия
- 2. Устройство пьезодатчиков
- 3. Чувствительность пьезодатчика и требования к измерительной цепи
- 1. Принцип действия. Типы емкостных датчиков
- 2. Характеристики и схемы включения емкостных датчиков
- 1. Назначение. Типы терморезисторов
- 2. Металлические терморезисторы
- 3. Полупроводниковые терморезисторы
- 4. Собственный нагрев термисторов
- 5. Применение терморезисторов
- 1. Принцип действия
- 2. Материалы, применяемые для термопар
- 3. Измерение температуры с помощью термопар
- 1. Назначение и принцип действия
- 2. Устройство струнных датчиков
- 1. Назначение. Типы фотоэлектрических датчиков
- 2. Приемники излучения фотоэлектрических датчиков
- 3. Применение фотоэлектрических датчиков
- 1. Принцип действия и назначение
- 2. Излучатели ультразвуковых колебаний
- 3. Применение ультразвуковых датчиков
- 1. Физические основы эффекта Холла и эффекта магнитосопротивления
- 2. Материалы для датчиков Холла и датчиков магнитосопротивления
- 3. Применение датчиков Холла и датчиков магнитосопротивления
- Коммутационные и электромеханические элементы
- 1. Назначение. Основные понятия
- 2. Кнопки управления и тумблеры
- 3. Пакетные переключатели
- 4. Путевые и конечные выключатели
- 1. Режим работы контактов
- 2. Конструктивные типы контактов
- 3. Материалы контактов
- 1. Назначение. Принцип действия
- 2. Основные параметры и типы электромагнитных реле
- 3. Электромагнитные реле постоянного тока
- 4. Последовательность работы электромагнитного реле
- 5. Тяговая и механическая характеристики электромагнитного реле
- 6. Основы расчета магнитопровода электромагнитного реле
- 7. Основы расчета обмотки реле
- 8. Электромагнитные реле переменного тока
- 9. Быстродействие электромагнитных реле
- 1. Назначение. Принцип действия
- 2. Магнитные цепи поляризованных реле
- 3. Настройка контактов и устройство поляризованного реле
- 4. Вибропреобразователи
- 1. Типы специальных реле
- 2. Магнитоэлектрические реле
- 3. Электродинамические реле
- 4. Индукционные реле
- 5. Реле времени
- 7. Шаговые искатели и распределители
- 8. Магнитоуправляемые контакты. Типы и устройство
- 9. Применение магнитоуправляемых контактов
- Применение увк для построения систем управления современная концепцияавтоматизированных систем управления производством
- Мировые тенденции развития микропроцессорных птк
- Локальные промышленные сети
- Обзор промышленных сетей
- 1. Modbus
- 2. World-fip
- 1. Циклический трафик.
- 2. Периодический трафик.
- 3. Обслуживание сообщений.
- 3. Canbus
- 4. LonWorks
- 5. Hart
- 7. Bitbus
- 8. Profibus
- Общее заключение
- Принципы построения увк
- Современные управляющие вычислительные комплексы
- 1. Классификация исполнительных устройств
- 2. Пневматические исполнительные механизмы
- 3. Гидравлические исполнительные механизмы
- 4. Электрические исполнительные механизмы с контактным управлением электродвигателем
- 5. Регулирующие органы