3.1. Основные агрегаты маслосистемы
Основными агрегатами масляной системы двигателя ПС-90А являются:
Маслобак - размешен слева на двигателе, на статоре вентилятора.
Блок маслонасосов с фильтром (БМФ-94) - размешен на коробке приводов.
Блок центробежных агрегатов (БЦА-94) - размешен на коробке приводов.
Блок теплообменников ВМТ и ТМТ с клапаном перепуска.
Магнитные пробки.
Датчики и сигнализаторы.
Маслосистема двигателя подразделяется на систему смазки и систему суфлирования.
МАСЛОБАК
Маслобак представляет собой сварную емкость из нержавеющей стали с внутренними перегородками жесткости. Нижняя перегородка образует отсек отрицательных перегрузок (рис.1).
Крепится с левой стороны двигателя с помощью натяжных лент в зоне спрямляющего аппарата вентилятора.
1. Основные технические данные:
Геометрический объем маслобака, л………………………………………………..40
максимальный уровень масла, заправляемого в маслобак
(при открытой заправке), л..………………………………………………………..27±1
объем отсека отрицательных перегрузок, л………………………………………....8
уровень масла в маслобаке при закрытой заправке
(уровень отсечки поплавковым клапаном), л…………………………….. 29,5…30,5
(уровень отсечки поплавковым клапаном на
двигателях выпуска с 01.12.2000 г.), л………………………………………..26…28
Примечание. Уровни масла в маслобаке приведены без учета 4 литров (объем масла в маслобаке, расположенный ниже заборного патрубка)
давление открытия предохранительного клапана, кгс/…………………0,75...0,85
масса, кг, не более…………………………………………………………………....12
Конструкция маслобака обеспечивает:
закрытую заправку маслом под давлением через штуцер (9) с отсечным поплавковым клапаном и заправку через заливную горловину со съемным фильтром;
измерение уровня масла дистанционным масломером ДМКЗ-2 с сигнализацией минимального и максимального допустимых уровней на земле и в полете, мерной линейкой для визуального контроля и дополнительную сигнализацию (на самолетах Ту-204 и его модификациях) датчиком-сигнализатором ДСМК10-11 минимального уровня масла на земле и в полете;
слив масла через сливной кран нажимного типа;
предохранение бака от разрушения при повышенном давлении суфлирования.
2. Описание (рис. 2)
- Маслобак состоит из следующих узлов: сварного маслобака, клапана поплавкового (8), крана сливного (30), линейки масломерной (22), заливной горловины (12) с фильтром (11), клапана предохранительного (14), датчика ДМКЗ-2 (13), датчика-сигнализатора ДСМКЮ-11 (34).
- Сварной маслобак состоит из двух обечаек (36), двух днищ (7) и (23) и четырех перегородок (31), (32).
К днищам приварены фланцы для предохранительного (14) и поплавкового (8) клапанов, а также фланцы с патрубками слива масла из двигателя и суфлирования (10).
К обечайкам приварены: заливная горловина (12), фланец с патрубком забора масла (33), фланцы крепления датчика ДМКЗ-2 (13), мерной линейки (22), слива масла из петли, сливного крана 30 и датчика-сигнализатора ДСМКЮ-11 (34).
К горизонтальной перегородке маслобака (31), образующей отсек отрицательных перегрузок, приварены трубка 21 для постановки мерной линейки 22, амортизатор 29 с пластинчатыми пружинами (24) для постановки датчика ДМКЗ-2 (13), патрубок (35) для слива масла из верхней части маслобака в отсек отрицательных перегрузок.
В вертикальных перегородках (32) выполнены отверстия для циркуляции масла.
- Поплавковый клапан состоит из корпуса (40), дифференциального клапана (39), поплавка (42) с рычагом (41), амортизатора (37).
Корпус имеет канал для подвода масла и проточку для постановки дифференциального клапана (39). Дифференциальный клапан (39) состоит из двух конусных клапанов, установленных на штоке (38), который подвижно закреплен с рычагом (41) поплавка (42).
- Сливной кран (30). Собранный кран винтами крепится к фланцу маслобака и уплотняется резиновым кольцом.
- Масломерная линейка состоит из линейки (28), корпуса (25), крышки (26), пружины (27). На линейке (28) нанесена шкала для измерения уровня масла от 0 до 30 л через каждый литр.
3. Принцип работы
1) Масло из топливомасляного теплообменника поступает по трубопроводу в маслобак, откуда через отверстия в перегородке жесткости (31) сливается в нижнюю часть маслобака - отсек отрицательных перегрузок. Из отсека отрицательных перегрузок через заборный патрубок (33) масло подводится к нагнетающей ступени блока маслонасосов с фильтром.
2) При возникновении отрицательных перегрузок конструкция отсека отрицательных перегрузок обеспечивает подачу масла в маслосистему.
При незаправленном маслом маслобаке поплавковый клапан (8) и соединенный с ним дифференциальный клапан (39) открыты.
По мере заполнения маслобака маслом поплавок (42) поднимается и клапан (39) перекрывает доступ масла в маслобак. Дифференциальный клапан (39) отрегулирован гайкой таким образом, что при повышении давления заправки обеспечивается полная герметичность.
3) Суфлирование маслобака осуществляется через трубопровод, подсоединяемый к фланцу суфлирования. При повышении давления воздуха в полости маслобака выше допустимого предохранительный клапан (14) открывается и перепускает излишек воздуха по трубопроводу в атмосферу.
Поплавковый клапан Заливная горловина
|
|
Рис.2 Маслобак
БЛОК МАСЛЯНЫХ НАСОСОВ С ФИЛЬТРОМ (БМФ-94)
1 Общие сведения.
Блок маслонасосов с фильтром (БМФ-94) представляет собой пятиступенчатыйшестеренный насос с одной нагнетающей и четырьмя откачивающими ступенями, с фильтром тонкой очистки в магистрали нагнетания и фильтрами грубой очистки в магистралях откачки. Устанавливается на коробке приводов справа, спереди.
В блок маслонасосов вмонтированы клапаны: обратный, редукционный, стравливания,
перепускной, сигнализатор перепада давления на маслофильтре СП-0,6Э магнитный сигнализатор стружки и магнитные пробки с клапаном.
Обратный клапан предназначен для предотвращения доступа масла в корпус фильтра при съеме маслофильтра.
Редукционный клапан предназначен для поддержания заданного давления за нагнетающей ступенью.
Перепускной клапан предназначен для перепуска масла, минуя маслофильтр при его засорении.
Клапан стравливания предназначен для стравливания воздуха из магистрали подвода масла к нагнетающей ступени блока маслонасосов.
Сигнализатор СП-0,6Э выдает сигнал о засорении маслофильтра при достижении перепада давления на секциях маслофильтра0,48-0,72 кгс/
Магнитные пробки с клапаном предназначены для улавливания ферромагнитных частиц.
Магнитный сигнализатор стружки предназначен для улавливания ферромагнитных частиц и выдачи сигнала при замыкании зазора между магнитом и корпусом сигнализатора стружки.
2. Основные технические данные:
привод……………………………………………………………. от ротора КВД
частота вращения вала агрегата, номинальная, об/мин…………………….…5300
тонкость фильтрации масла, (мкм)
в нагнетающей ступени…………………………………………………………….40
в откачивающих ступенях из полостей опоры ротора
шарикового подшипника компрессора высокого давления,
роликового подшипника турбины высокого давления,
роликового подшипника турбины низкого давления…………………………1400
из разделительного корпуса и коробки приводов……………………………..1000
производительность нагнетающей ступени при отрегулированном
редукционном клапане на давление 4,3...4,5 кгс/
и номинальной частоте вращения, л/мин, не менее…………………….42,0…48,0
давление начала открытия перепускного клапана, кгс/……… …….0,9…..1,1
давление начала открытия обратного клапана, кгс/…………………0,4…0,65
производительность откачивающих ступеней при
противодавлении 1,2...1,5 кгс/и номинальной частоте
вращения, л/мин, не менее
из разделительного корпуса и коробки приводов……………………………. 100
из полостей опоры ротора шарикового подшипника
компрессора высокого давления…………………………………………………50
роликового подшипника турбины высокого давления…………………………50
роликового подшипника турбины низкого давления…………………………. 25
масса сухая, кг, не более………………………………………………………… 12
Маслофильтр БМФ-94 съемный со съемными тарельчатыми секциям. В процессе эксплуатации важно сохранять заданное число фильтрующих секций, т.к. в противном случае возможна некачественная очистка масла.
3. Принцип работы
1) Масло из маслобака по трубопроводу подводится к шестерням нагнетающей ступени блока маслонасосов. Из нагнетающей ступени масло по каналу в корпусе поступает в полость обратного и редукционного клапанов, откуда через обратный клапан - в полость корпуса фильтра, сообщающуюся с перспускным клапаном. Редукционный клапан отрегулирован на заданное давление, при повышении которого перепускает часть масла на вход в нагнетающую ступень.
2) Масло в корпусе фильтра проходит через сетки фильтрующих секций и через окна поступает во внутреннюю полость каркаса фильтра, откуда поступает в канал выхода масла изБМФ-94 и далее по трубопроводам на смазку и охлаждение подшипниковых узлов двигателя. В случае засорения фильтрующих секций маслофильтра БМФ-94 возрастает перепад давлениямасла на сетке и при достижении величины 0,48..,0,72 кгс/сигнализатор перепада давления СП-0.6Э выдает сигнал о засорении маслофильтра. При дальнейшем засорении фильтра и достижении перепада давления 0,9...1,1кгс/ перепускной клапан открывается и перепускает масло на смазку подшипниковых узлов, минуя маслофильтр.
3) Откачиваемое масло омывает магнитные пробки и магнитный сигнализатор стружки и поступает на сетки фильтров грубой очистки, откуда на соответствующие шестерни откачивающих ступеней. Из всех четырех ступеней масло поступает в общий канал и отводится в центрифугу блока центробежных агрегатов.
4) Наконечник приспособления для стравливания воздуха при упоре в клапан стравливания отжимает пружину и открывает клапан, обеспечивая стравливание воздуха в магистрали подвода масла к нагнетающей ступени.
- Пояснительная записка
- Глава 1. Краткая характеристика двигателя пс-90а………………………………...4
- Глава 2. Конструктивное устройство узлов двигателя…………………………16
- Глава 3. Маслосистема двигателя пс-90а………………………………………………29
- 3. Принцип работы ………………………………………………………………………….30 3.3. Блок масляных насосов с фильтром (бмф-94)……………………………31
- 3.4. Блок центробежных агрегатов (бца-94)……………………………………33
- 3.7. Контроль работы маслосистемы двигателя……………………………43
- Глава 1. Краткая характеристика двигателя пс-90а
- 1.1. Краткая характеристика двигателя и его узлов
- 1.2. Схема работы двигателя на установившемся режиме
- 1.3. Краткая характеристика систем двигателя
- 1.4. Основные технические данные двигателя
- Параметры режимов при работе двигателя
- Параметры режимов при работе двигателя
- Глава 2. Конструктивное устройство узлов двигателя
- 2.1. Переходник
- 2.2. Компрессор
- 2.3. Разделительный корпус
- 2.4. Центральный привод
- 2.5. Кинематическая схема двигателя
- 2.6. Коробка приводов
- 2.7. Камера сгорания
- 2.8. Турбина
- 2.9. Задняя опора двигателя
- 2.10. Реактивное сопло
- 2.11. Элементы наружного контура двигателя
- 2.12. Силовая схема двигателя
- 2.13. Крепление двигателя на самолете
- 2.14. Стема продува подкапотного пространства
- 2.15. Расположение основных агрегатов на внешней поверхности двигателя
- Глава 3. Маслосистема двигателя пс-90а
- 3.1. Основные агрегаты маслосистемы
- 3.4. Блок центробежных агрегатов (бца-94)
- 3.5. Система охлаждения масла привода-генератора
- 3.7. Контроль работы маслосистемы двигателя
- 3.8. Действия экипажа при возникновении неисправности маслосисемы двигателя
- 3.9. Перечень неисправностей по двигателю, с которыми разрешается