logo
Krec_make1t_18_08

5.5.1. Конструкции трубоукладчиков

Трубоукладчик состоит из базовой машины и навесного оборудования. В состав базовой машины (базы) входит двигатель, трансмиссия, ходовая часть и нижняя рама (шасси) трубоукладчика.

Нижняя рама (шасси) трубоукладчика состоит из рам гусеничных тележек и жестких поперечных балок (в том числе и корпуса заднего моста трактора), соединяющих между собой рамы тележек и служащих для крепления к ним двигателя, трансмиссии и навесного оборудования трубоукладчика. Как и у большинства специальных строительных машин, передняя рессора, соединяющая рамы гусеничных тележек и служащая опорой для двигателя, заменена жесткой поперечной связью. Такая конструкция нижней рамы вместо полужесткой тракторной подвески способствует восприятию значительных нагрузок и повышению устойчивости трубоукладчика.

Навесное оборудование трубоукладчика состоит из верхней рамы, стрелы, лебедки с трансмиссией, блочно-талевой системы, крюка и контргруза с механизмом откидывания его (рис. 5.7).

Верхняя рама представляет собой пространственную сварную ферму, которая крепится к рамам тележек и раме трактора болтами и служит основанием для установки навесного оборудования.

Стрела трубоукладчика – А-образная, сварная, состоит из двух балок (подкосов) коробчатого сечения, соединенных в верхней и нижней частях поперечными связями.

Расположение стрелы – боковое, что диктуется технологией производства работ. Стрела крепится при помощи двух пальцев к кронштейнам, приваренным к тележке левой гусеницы. Таким образом, усилие от навешенного груза передается непосредственно каткам гусеницы, минуя раму трактора.

Рис. 5.7. Навесное оборудование трубоукладчика Т 3560 [2]: 1 – стрела; 2 – указатель грузоподъемности; 3 – крюк; 4 – крюковой (талевый) блок; 5, 6 – подвесные блоки соответственно грузового и стрелового канатов; 7 – отклоняющие блоки грузового каната; 8 – шток ограничителя подъема стрелы; 9 – верхняя рама; 10 – гидроцилиндр откидывания контргруза; 11 – грузовой барабан лебедки; 12 – стреловой барабан лебедки; 13 – рама контргруза; 14 – контргруз; 15 – стрела контргруза

Такая конструкция шарнира, жесткая в плане, дает возможность стреле наклоняться в вертикальной плоскости.

К оголовку стрелы приварены косынки, образующие с двух ее сторон кронштейны («гусек»). К одному из них шарнирно крепится подвесной блок стрелового каната, а к другому – подвесной блок грузового. На стреле устанавливается указатель грузоподъемности, показывающий водителю, какой максимальный груз можно поднимать на данном вылете стрелы (крюка). Контргруз (противовес) служит для увеличения устойчивости трубоукладчика при подъеме груза. На современных трубоукладчиках применяется контргруз откидного типа для создания переменного вылета (как и стрела). На всех моделях, отечественных трубоукладчиков контргрузы выполняются по одной схеме, хотя и имеют разный вес и конфигурацию.

Откидывание контргруза и возвращение его в исходное положение производится гидроцилиндром, который шарнирно крепится к верхней раме трубоукладчика.

Лебедка трубоукладчика служит для подъема груза и изменения вылета (наклона) стрелы. В большинстве случаев лебедка имеет два барабана, сидящих на одной оси. Один барабан предназначен для навивки грузового каната, другой – стрелового. Если наклон стрелы производится гидроцилиндрами, то лебедка имеет только один барабан – грузовой. Лебедки отечественных трубоукладчиков двухбарабанные, с расположением барабанов на общей неподвижной оси, устанавливаются над правой гусеницей и обеспечивают совмещение всех рабочих грузоподъемных операций и выполнение их только на режиме двигателя. Каждый барабан имеет собственный двухступенчатый или трехступенчатый редуктор с косозубыми передачами и индивидуальным ленточным тормозом. Шкивы тормозов установлены на ведущих валах редукторов, в местах действия минимальных крутящих моментов, что обеспечивает им наименьшие размеры.

Привод каждого редуктора производится от индивидуального гидродвигателя или фрикционными муфтами от общего вала, приводимого во вращение цепной передачей от двигателя трубоукладчика при помощи редуктора отбора мощности.

Все трубоукладчики оснащены указателем грузового момента, обеспечивающим контроль изменения его величины, и прибором контроля нагрузки, что позволяет автоматически поддерживать нагрузку на крюке в заданном диапазоне при работе трубоукладчика в составе изоляционно-укладочной колонны. Указатель грузового момента предназначен для предотвращения опрокидывания трубоукладчика и позволяет надежно машине работать на характеристиках в режиме крана и трубоукладчика. Он состоит из профилированного кулачка, потенциометрического датчика усилия, релейного блока и панели сигнализации. Профилированный кулачок, установленный с возможностью проворота на оси портала, соединен с датчиком усилий и огибается канатом стрелового полиспаста. Он спрофилирован так, что при заданной заградительной грузоподъемной характеристике произведение усилия натяжения стрелового каната при соответствующем вылете стрелы на расстоянии от оси поворота кулачка до точки сбегания каната с него остается постоянным при любом рабочем вылете крюка. При работе машинист следит за фактическим значением грузового момента по показаниям стрелочного прибора, расположенного на панели сигнализации, а при достижении предельных нагрузок для соответствующей характеристики автоматически включается световая сигнализация внутри кабины и на ее крыше и подается звуковой сигнал.

Все современные отечественные и зарубежные трубоукладчики (рис. 5.8–5.10) оснащены утепленными и вентилируемыми кабинами с хорошим обзором фронта работ, удобным сиденьем и санитарно-гигиеническим оборудованием (табл. 5.4).

Рис. 5.8. Трубоукладчик ТБ-4 со стрелой-опорой

Рис. 5.9. Трубоукладчик LIEBHERR RL-22 B Litronic

Рис. 5.10. Трубоукладчик ТГ-503

Таблица. 5.4

Техническая характеристика трубоукладчиков

Тип трубоукладчика

Грузоподъемность, т

ТО-12-24Г ТГ-124

12

Т-15-30, ТГ-126

15

Т-35-60

35

ТГ-321

32

Komatsu-D85С Cat-572G

70

Komatsu-D155C

90

ТБГ-20.01.9

20

Трубоукладчик козловой [1]

8