1.2.3. Движитель
Передвигаться относительно опорной поверхности машине позволяет движитель. Большинство самоходных подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин оснащены пневмоколесным, рельсоколесным или гусеничным движителями. Гораздо реже и только у строго ограниченной номенклатуры машин встречаются жесткие колеса, облицованные резиной, и металлические вальцы с гладкой или неровной поверхностью.
В последние годы все чаще появляются движители, в которых конструкторы пытаются соединить преимущества движителей различных типов. Среди них можно назвать полностью резиновые гусеницы, гусеницы с обрезиненными траками, жесткие колеса с ободом, собранным из съемных резиновых подушек. Достоинства и недостатки перечисленных ходовых устройств определяют оптимальную область применения каждого из них. Ниже представлены составленные нами классификации различных движителей (рис. 1.6–1.9).
Рис. 1.6. Виды движителей
К преимуществам пневмоколесного движителя (рис. 1.7) относятся хорошие амортизирующие качества, высокая эластичность, малые внутренние потери, износостойкость, совместимость с любыми скоростными режимами, минимальные требования к регулярному обслуживанию, низкая стоимость и трудоемкость ремонта. Его недостатки: высокое удельное давление на грунт, сравнительно невысокая сопротивляемость механическим повреждениям, высокая вероятность аварийной ситуации при внезапной разгерметизации колеса. Считается, что пневмоколесный движитель наиболее подходит для машин, эксплуатация которых сопряжена с движением в широком диапазоне скоростей по произвольной траектории и по достаточно прочной опорной поверхности (твердое покрытие, плотный грунт и т. п.).
Рис. 1.7. Пневмоколесные движители
Рельсоколесный движитель отличается высокой механической прочностью, малым сопротивлением перекатыванию, отсутствием бокового увода и незначительностью внутренних потерь. Вместе с тем он требует укладки рельсового пути с тщательной подготовкой основания, ежедневного обслуживания и чувствителен к уклонам местности. Рельсоколесный движитель допускает перемещение машины только по определенной траектории и гарантирует ее от потери устойчивости вследствие эластичности ходового устройства или случайного проседания опорной поверхности.
Для гусеничного движителя (рис. 1.8) характерны низкое удельное давление на опорную поверхность, малая эластичность по вертикали, прекрасная маневренность и хорошие тягово-сцепные свойства. Вместе с тем он сравнительно тяжел, шумен, не приспособлен к движению с высокими скоростями (танковые ходовые устройства в этом смысле являются дорогим исключением), легко повреждает дорожные покрытия и почвенный слой, требует систематического обслуживания и регулировок, более других трудоемок при ремонте.
Рис. 1.8. Гусеничные движители
Не все из указанных недостатков являются принципиальными. Ряд из них может быть скорректирован за счет конструктивных мероприятий и применения других материалов. Например, использование резиновых гусеничных лент и обрезиненных траков и катков позволяет снизить шум, вибрации и ударные нагрузки на элементы гусеничного хода, а также сократить число регулировок; применение герметизированных межтраковых шарниров с долговечной смазкой в несколько раз уменьшает периодичность и трудоемкость обслуживания. Ряд преимуществ имеют гусеничные ленты, огибающие звездочки и катки по треугольному контуру. При этом участок гусеницы, лежащий на грунте, ограничен двумя ведомыми звездочками (передней и задней), а ведущее колесо поднято высоко над опорной поверхностью. Благодаря этому бортовые передачи защищены от нагрузок, возникающих при поперечных смещениях рам гусеничных тележек и на неровностях грунта. Также снижается вероятность попадания пыли и влаги в механизм привода.
Жесткие колеса с резиновой облицовкой позволяют машине перемещаться по произвольной траектории, обладают сравнительно небольшим сопротивлением перекатыванию, не шумны, практически не эластичны в вертикальном направлении, не подвержены механическим повреждениям, не требуют регулярного обслуживания. Вместе с тем они весьма требовательны к ровности и прочности опорной поверхности и не отличаются хорошими тягово-сцепными и амортизирующими свойствами. Эти особенности ограничивают область их применения штабелерами, электрокарами и колесными асфальтоукладчиками, перемещающимися с невысокой скоростью по ровным и твердым поверхностям с небольшими уклонами. Колесо с жестким диском и наборным ободом из полых резиновых подушек тяжелее обычного пневмоколеса, обладает меньшей эластичностью, но более устойчиво к механическим повреждениям и легче ремонтируется. Ремонт производится без демонтажа колеса и состоит в замене поврежденной подушки на целую. Любое колесо, перекатываясь по поверхности, одновременно уплотняет ее. Эта особенность колесного движителя использована при создании самоходных уплотняющих машин, жесткие вальцы которых (как правило, металлические) можно по принципу действия отнести к колесу. Движителем такого рода оборудуются самоходные асфальтовые и грунтовые катки и уплотнители отходов, работающие на мусорных свалках. Жесткие вальцы с гладкой или неровной поверхностью сконструированы таким образом, чтобы повысить их уплотняющую способность, сохранив при этом функции движителя. Они перекатываются по опорной поверхности, одновременно уплотняя ее.
Рис. 1.9. Движители на плавучих средствах
- «Национальный исследовательский
- В.Г. Крец, а.В. Рудаченко, в.А. Шмурыгин машины и оборудование для строительства и эксплуатации газонефтепроводов и хранилищ
- Оглавление
- Введение
- 1. Классификация и основные элементы машин для строительства и ремонта трубопроводов
- 1.1. Классификация машин для строительства магистральных трубопроводов
- 1.1.1. Понятие о машине
- 1.1.2. Общая классификация машин
- 1.1.3. Основные требования, предъявляемые к машинам
- 1.1.4. Основные технико-эксплуатационные параметры машины
- 1.2. Основные элементы машин при строительстве и ремонте трубопроводов
- 1.2.1. Рама
- 1.2.2. Силовая установка
- 1.2.3. Движитель
- 1.2.4. Рабочее оборудование
- 1.2.5. Системы управления
- 1.2.6. Кабина, облицовочные панели и кожухи
- 1.2.7. Типы трансмиссий
- 1.2.8. Рулевые системы
- 1.2.9. Гидравлические и пневматические силовые установки
- 2. Общие сведения о грунтах и методах их разрушения
- 2.1. Термины и определения
- 2.2. Оценка прочности и трудности разработки грунтов
- 2.3. Основные способы разрушения грунтов
- 3. Транспортные машины
- 3.1. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы
- 3.2. Тракторы и автомобили
- 3.2.1. Грузовые автомобили
- 3.2.2. Тракторы
- 3.2.3. Пневмоколесные тягачи
- 3.3. Трубовозы
- 3.4. Плетевозы
- 3.5. Саморазгружающиеся плетевозы
- Перевозка труб в сложных дорожных условиях (всн 004–88)
- Прицеп-тяжеловес птт 701
- Низкорамные прицепы-тяжеловесы птт 602, птт 601
- 3.6. Снегоболотоходы
- Снегоболотоход гусеничный шгс-401
- Ишимбайские болотоходы
- Вездеход на воздушной подушке «Сибирь»
- 4. Машины для производства земляных и подготовительных работ
- Основные термины и понятия
- 4.1. Земляные работы
- 4.2. Бульдозеры
- 4.2.1. Конструкции бульдозеров
- 4.2.2. Производительность бульдозера при резании и разрушении
- 4.3. Кусторезы
- 4.3.1. Конструкции кусторезов
- 4.4. Корчеватели
- 4.4.1. Конструкции корчевателей
- 4.5. Рыхлители
- 4.6. Скреперы
- 4.7. Машины циклического действия для разработки траншей и котлованов
- 4.7.1. Общие сведения об одноковшовых универсальных экскаваторах
- Экскаватор гусеничный гидравлический ет-16
- 4.7.2. Экскаваторы с телескопическим рабочим оборудованием (экскаваторы-планировщики)
- 4.8. Машины непрерывного действия для разработки траншей
- 4.8.1. Обзор и классификация машин непрерывного действия
- 4.8.2. Конструкция основных агрегатов роторного траншейного экскаватора
- Экскаватор траншейный роторный этр-309
- Экскаваторы траншейные роторные этр-140 и этр-110
- 4.8.3. Вскрышные экскаваторы
- Экскаватор роторно-фрезерный (эврф 1) для вскрытия трубопроводов
- 4.9. Машины для очистки траншей от снега
- 4.9.1. Оборудование к драглайну для очистки траншей (от)
- 4.9.2. Траншейный снегоочиститель роторного типа
- 4.10. Машины для засыпки траншей
- 4.10.1. Классификация машин для засыпки траншей
- 4.10.2. Скребковый траншеезасыпатель
- 4.10.3. Шнековый траншеезасыпатель
- 4.10.4. Роторный траншеезасыпатель
- 4.10.5. Экскаваторы-трубозаглубители для укладки трубопроводов бесподъемным способом
- Экскаваторы-трубозаглубители продольного копания
- 4.10.6. Машина послойной разработки грунта (мпрг-1)
- 4.10.7. Машина для вскрытия трубопроводов (мвт)
- 4.10.8. Машина подкапывающая роторная мпр (мпр-1)
- 4.10.9. Подкапывающие машины мпт (мпа)
- 4.10.10. Подбивочная машина (мп)
- 4.11. Машины и оборудование для уплотнения грунтов
- 5. ГрузоподЪеМно-монтажные машины и оборудование
- Терминология
- 5.1. Строительные краны и их основные параметры
- Основные параметры кранов, индексация и характеристика типоразмерных рядов кранов
- 5.2. Башенные краны
- 5.3. Стреловые самоходные краны
- 5.4. Краны гусеничные
- 5.5. Трубоукладчики
- 5.5.1. Конструкции трубоукладчиков
- Техническое описание и работа трубоукладчика тб-4 Назначение
- 5.5.2. Строительные подвески и устройства
- 5.5.2.1. Подвески троллейные
- 5.5.2.2. Троллейные подвески на авиашинах
- 5.5.2.3. Подвески троллейные роликоканатные
- 5.5.2.4. Троллейные подвески-опоры типа тпо
- 5.5.2.5. Захваты клещевые автоматические
- 5.5.2.6. Полотенца мягкие
- 5.5.2.7. Траверсы
- 5.5.2.8. Стропы кольцевые
- 5.6. Машины для гнутья труб
- Станки серии гтг для холодной гибки труб диаметром 15–530 мм
- Трубогибочные станки гт532, гт1022, гт1424
- Комплексы для холодного гнутья труб ø 57–1420 мм
- 6. Машины и оборудование для очистки и изоляции трубопроводов
- 6.1. Очистные машины
- 6.1.1. Назначение и классификация очистных машин
- 6.1.2. Рабочие инструменты трубоочистных машин
- 6.1.3. Машины для очистки в комплекте с ручными приспособлениями
- Приспособление ремонтное гарс 1223
- 6.2. Изоляционные машины
- 6.2.1. Назначение и общее устройство изоляционных машин
- Изоляционная машина для нанесения битумно-мастичной изоляции пт-нн 1220и
- 6.2.2. Изолировочно-очистные комбайны [3]
- 6.2.3. Самоходные изоляционные машины [3]
- 6.2.4. Технологические линии для изоляции труб
- 7. Машины для сооружения подводных переходов траншейным и бестраншейным способом
- Терминология
- 7.1. Оборудование для бестраншейной прокладки трубопроводов под водными преградами методом наклонно-направленного бурения (ннб)
- 7.2. Машины для подводно-технических работ
- 7.2.1. Машины для производства земляных работ
- Последовательность выполнения работы
- Рабочее оборудование земснарядов
- 7.2.2. Подводные трубозаглубители
- 7.2.3. Оборудование для укладки трубопроводов на дно водоемов
- Лебедка для протаскивания трубопроводов по дну водоема
- 7.2.4. Суда-трубоукладчики
- 8. Машины для разработки траншей на заболоченных и обводненных участках трассы
- 8.1. Канатно-скреперные установки
- 8.2. Конструкции и применение экскаваторов с сильно развитой опорной поверхностью
- 8.3. Оборудование и способы, применяемые при закреплении магистральных трубопроводов
- 9. Машины для бестраншейной прокладки трубопроводов под дорогами Терминология
- 9.1. Общие сведения о бестраншейных способах прокладки трубопроводов. Назначение, область их применения и выбор
- Пневмоударные молоты типа «Тайфун»
- 9.2. Прокладка труб способом продавливания
- 9.3. Прокладка труб способом горизонтального бурения
- 9.4. Щитовая проходка тоннелей и коллекторов
- Геовинчестерная технология проходки
- 10. Машины и оборудование для очистки внутренней полости и испытания газонефтепроводов
- 10.1. Устройства для очистки внутренней полости трубопроводов
- 10.1.1. Устройства для очистки полости и удаления воды
- 10.1.2. Очистные поршни
- 10.1.3. Поршни-разделители
- 10.1.4. Скребки, поршни Скребки, поршни с резиновыми конусными манжетами оу-кр
- 10.2. Компрессорные установки
- 10.3. Машины для гидравлического испытания трубопроводов
- 10.3.1. Классификация и общее устройство
- 10.3.2. Наполнительные агрегаты
- 10.3.3. Опрессовочные агрегаты
- 11. Насосы Терминология
- 11.1. Основные сведения о насосах
- 11.2. Принцип работы центробежных насосов
- 11.3. Насос погружной центробежный с гидроприводом нцпг-180
- 11.4. Основные и подпорные центробежные насосы для магистральных трубопроводов
- 11.5. Характеристики магистральных насосов
- 11.6. Совместная работа турбомашин
- 11.7. Регулирование турбомашин
- 12. Компрессоры
- 12.1. Классификация компрессоров
- 12.2. Компрессорные машины и оборудование
- 12.3. Поршневые компрессоры
- 12.4. Мембранные компрессоры
- 12.5. Роторные компрессоры
- 12.6. Турбокомпрессоры
- 13. Арматура газонефтепроводов
- 13.1. Основные термины и определения
- 13.2. Классификация арматуры
- Условные обозначения и маркировка арматуры
- 13.3. Запорная арматура
- 13.3.1. Задвижки
- 13.3.2. Вентили
- 13.3.3. Краны
- 13.3.4. Дисковые поворотные затворы
- 13.3.5. Регулирующие заслонки
- 13.4. Приводы запорной трубопроводной арматуры
- 13.5. Размещение запорной арматуры на трубопроводах
- 13.6. Предохранительная и защитная арматура
- 13.6.1. Обратные клапаны
- 13.6.2. Предохранительные клапаны
- Основные элементы предохранительного клапана и принцип действия
- 14. Машины для бурения шпуров и скважин под заряды взрывчатых веществ
- 14.1. Бурильные машины
- 14.2. Перфораторы
- 14.3. Станки ударно-канатного бурения
- 14.3.1. Мотосверла (мотобуры)
- 14.4. Применение зарядов
- 15. Машины для свайных работ
- Бурение скважин и установка свай
- 15.1. Характеристика свайных работ
- 15.1.1. Погружение забивных свай
- 15.1.2. Технология бурения
- Особенности технологии
- 15.2. Машины для свайных работ
- 15.2.1. Копры свайные
- 15.2.2. Молоты дизельные
- 15.2.3. Свае- и шпунтовыдергиватели
- 15.2.4. Бурильно-крановые машины
- Бурильно-крановая машина бм-308
- 15.2.5. Бурильно-сваебойные машины бм-811, бм-831, бм-833
- 16. Оборудование для обеспечения экологической безопасности нефтегазовых объектов Терминология
- Введение
- 16.1. Источники загрязнения окружающей среды
- 16.2. Защита атмосферы
- Организационные мероприятия
- Специальные технические средства
- 16.3. Рекультивация земель
- 16.4. Оценка технических средств для обеспечения экологической безопасности при трубопроводном транспорте
- 16.5. Оборудование и средства для обеспечения экологической безопасности нефтегазопроводов
- Нефтесборщики Скиммер Cascade
- Скиммер Комара Стар
- Скиммер Комара 20
- Нефтесборное устройство «Спрут-1»
- Универсальное нефтесборное устройство
- Средства утилизации
- Емкости для временного хранения нефти и нефтепродуктов серии «вхн-к»
- 16.6. Ликвидация аварий на подводных переходах
- Интернет-ресурсы
- 17. Оборудование быта в условиях трассы
- Гусеничный плавающий вездеход тм-120 с жилым модулем
- 18. Передвижные мобильные ремонтные базы
- 18.1. Область применения и состав мобильных ремонтных баз
- Состав мобильных ремонтных баз
- Принципиальная схема передвижной ремонтной базы
- Порядок производства работ
- 18.2. Трубосварочные комплексы
- 18.3. Линия подачи труб для контроля сварных швов к бтс-142в и бтс-145
- 19. Средства пожаротушения
- 19.1. Виды пожаротушения для различных объектов нефтяных месторождений (по данным «ТомскНипИнефть»)
- 19.2. Пожарные автомобили
- 19.2.1. Автоцистерны пожарные
- 19.2.2. Автомобили пожарные насосные
- 19.2.3. Автомобили пожарные рукавные
- 19.2.4. Автоподъемники пожарные
- 19.2.5. Автолестницы пожарные
- 19.3. Генераторы пены
- 19.3.1. Генераторы пены высоконапорные
- 19.3.2. Генераторы пены средней кратности стационарные
- 19.3.3. Генераторы пены высокой кратности стационарные
- 19.4. Мембрана разрывная
- 19.6. Мотопомпы пожарные
- 19.7. Щит пожарный
- 19.8. Огнетушители
- Классификация огнетушителей
- 20. Энергетическое и cварочное оборудование
- 20.1. Автономные электростанции
- Агрегат энергетический передвижной аэп-101 [4]
- Агрегат энергетический передвижной аэп-102
- Агрегаты сварочные многопостовые асм-100 и асм-60
- Агрегат электросварочный передвижной аэп-52 вдм
- Агрегат сварочный мобильный асм42
- Инвентарный источник для воздушно-плазменной резки dc-120ii.3m и труборез воздушно-плазменный тр-2
- Сварочные установки на шасси автомобилей и тракторов
- 1. Вайншток с.М., Новоселов в.В., Прохоров а.Д. И др. Трубопроводный транспорт нефти: учеб. Пособие для вузов: в 2 т. / под ред. С.М. Вайнштока. – м.: ооо «Недра-Бизнесцентр», 2004. – т. 2. – 621 с.
- 2. Шестопалов к.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: учеб. Пособие. – м.: Мастерство, 2002. – 320 с.
- 21. Трансформаторные подстанции и распределительные устройства
- Термины
- 21.1. Понятие о подстанции
- Классификация подстанций
- 21.2. Понятие распределительного устройства и его классификация
- 21.2.1. Открытые распределительные устройства
- 21.2.2. Закрытые распределительные устройства
- 21.3. Комплексные трансформаторные подстанции внутренней установки
- Распределительное устройство низкого напряжения
- Машины и оборудование газонефтепроВодов