logo
Шпора по Строймаш

18. Башенные строительные краны

Строительные башенные краны являются ведущими грузоподъемными машинами в строительстве и предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений, а также для выполнения различных погрузочно-разгрузочных работ на складах полигонах и перегрузочных площадках. Они обеспечивают вертикальное и горизонтальное транспортирование строительных конструкций, элементов зданий и строительных материалов непосредственно к рабочему месту в любой точке строящегося объекта. В общем случае каждый башенный кран — это поворотный кран с подъемной или балочной стрелой, шарнирно закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.

Классификация. Башенные краны классифицируют по назначению, конструкции башен, типу стрел, способу установки и типу ходового устройства.

По назначению различают краны для строительно-монтажных работ в жилищном, гражданском и промышленном строительстве, для обслуживания складов и полигонов заводов железобетонных изделий и конструкций, для подачи бетона на гидротехническом строительстве.

По конструкции башен различают краны с поворотной и неповоротной башнями. Башни кранов могут быть постоянной длины и раздвижными (телескопическими). У кранов с поворотной башней опорно-поворотное устройство, на которое опирается поворотная часть крана, расположено внизу на ходовой раме крана или на портале. У кранов с неповоротной башней опорно-поворотное устройство расположено в верхней части башни. На ходовой раме , кранов с неповоротной башней уложены плиты балласта, а с .боковой стороны башни расположены монтажная стойка с лебедкой и полиспастом, предназначенная для поднятия и опускания верхней части крана при его монтаже и демонтаже. Ходовые рамы опираются на ходовые тележки, которые обеспечивают передвижение кранов по подкрановым путям.

По типу стрел различают краны с подъемной, балочной и шарнирно сочлененной стрелами.

По способу установки краны разделяют на передвижные, стационарные и самоподъемные. Передвижные башенные краны подразделяют на рельсовые, автомобильные, на специальном шасси автомобильного типа, пневмоколесные и гусеничные. Рельсовые краны наиболее распространены. Стационарные краны не имеют ходового устройства и устанавливаются вблизи строящегося здания или сооружения на фундаменте. Самоподъемные краны применяют, в основном, на строительстве зданий и сооружений большой высоты, имеющих металлический или мощный монолитный железобетонный каркас, который служит их опорой.

1 – ходовая платформа, 2- ходовые тележки, 3 – поворотный круг, 6 – противовес, 8 – подъемная стрела, 7 – кабина крановщика, 9 – полиспаст.

19. Автомобильные краны Автомобильные стреловые самоходные краны общего назначения служат для подъема и опускания грузов и перемещения их на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных и перегрузочных работ на рассредоточенных объектах. Рабочий цикл: захват груза, его подъем и перемещение к месту назначения, опускание и отцепка груза, подъем и перемещение грузозахватного устройства или приспособления в исходное положение для захвата следующего груза и его последующего подъема и перемещения. Ходовое устройство: шасси автомобиля, его силовая установка, трансмиссия и систему управления. По грузоподъемности краны делятся на девять размерных групп, соответствующих ряду грузоподъемностей выпускаемых кранов. По типу привода основных механизмов различают автомобильные краны с одно- и многомоторным индивидуальным приводом. По исполнению подвески стрелового оборудования различают краны с гибкими и жесткими подвесками. Основные параметры: вылет стрелы, грузоподъемность, грузовой момент, высота подъема крюка, глубина опускания крюка, скорость подъема или опускания груза, скорость поворота, скорость изменения вылета крюка, время изменения вылета, рабочая скорость передвижения крана, транспортная скорость передвижения крана, рабочая масса крана, конструктивная масса крана, колея крана, база крана, база тележки крана, расстояние между выносными опорами, радиус поворота крана, нагрузка на ходовую ось, преодолеваемый уклон пути, рабочий цикл, производительность крана, мощность силовой установки.

20. Гусеничные краны Гусеничные стреловые самоходные краны монтируют на базе специальных двухгусеничных шасси, обеспечивающих за счет большой опорной поверхности гусениц высокие проходимость и устойчивость машин. Такие краны могут работать без выносных опор, передвигаться с грузом и применяются на объектах с большими объемами строительно-монтажных работ. Гусеничные краны имеют небольшие транспортные скорости (до 5 км/ч), поэтому их перевозят с объекта на объект на тяжеловозных прицепах.

Ходовое устройство гусеничных кранов состоит из двух гусеничных тележек многоопорного типа, соединенных между собой попе речными балками, несущими жесткую ходовую раму. На ходовой раме смонтированы узлы привода ходового оборудования и унифицированное опорно-поворотное устройство. Движение ведущим звездочкам гусениц кранов с механическим приводом сообщается от основного двигателя машины через систему зубчатых и карданных передач. Поворот всего крана производится за счет торможения одной из гусениц.

Выпускаются гусеничные краны с механическим приводом грузоподъемностью 6,3; 10 и 16 т и с электрическим приводом грузоподъемностью 16, 25, 40, 50, 63, 100 и 160 т.

Основное рабочее оборудование гусеничных кранов: жесткие решетчатые стрелы длиной до 30 м; сменное - удлиненные прямые стрелы длиной до 50 м, удлиненные стрелы с гуськами длиной до 10 м; башенно-стреловые (у кранов грузопод. 50, 100 и 160т) со стрелами длиной до 40 м и высотой башни до 51 м. Гусеничные краны оборудуют силовыми установками мощностью от 60 до 300 л. с. (от 44 до 220 кВт), имеют рабочую массу 16-206 т и характеризуются удельным давлением на грунт не более 2 кгс/см2 (0,2 МПа).