logo
Galina_Bashnarmuz(1)

Башкирские народные музыкальные инструменты

Особую область музыкальной фольклористики составляет этноорганология – наука, изучающая традиционные народные инструменты, их возникновение и развитие, особенности конструкции, способы звукоизвлечения и т.д.

В отечественном и зарубежном инструментоведении классификация музыкальных инструментов осуществляется по принципу немецких музыковедов Е. Хобостеля и К. Закса, предложенном в 1914 году. Его основными признаками являются источник звука и способ звукоизвлечения. По первому признаку все инструменты объединяются в 4 группы:

1. Идиофоны (самозвучащие) – колеблющееся тело – упругий твёрдый материал:

ударные идиофоны: донгыра (пастуший барабан);

дёргаемые идиофоны: деревянный, пластинчатый кубыз;

язычковые, щипковые идиофоны: подковообразный кубыз из железа, меди, бронзы, серебра.

2. Мембранофоны – колеблющееся тело – натянутая перепонка: дыбыл (барабан).

3. Хордофоны (струнные) – колеблющееся тело – струны:

составные хордофоны (инструмент состоит из связанных между собой струноносителей и резонаторного корпуса);

смычковые хордофоны: кыл кубыз.

4. Аэрофоны (духовые) – колеблющееся тело – столб воздуха:

мундштучные аэрофоны: сорнай;

флейтовые аэрофоны (сосудистые аэрофоны с игровыми отверстиями): свистульки из дерева и глины.

Традиции игры на музыкальных инструментах, как и в песенном творчестве, передавались из поколения в поколение в устной форме – непосредственно «с рук» или «с губ», а мелодии запоминались на слух, без нот.

Натуральный травяной курай изготавливается из полого внутри стебля многолетнего зонтичного растения того же названия. В биологии это растение называется реблоплодник уральский, высота 120-170 см. Помимо Урала растёт также на Алтае, в Саянах, встречается в южной Якутии. На природе звучит далеко, чисто, полнозвучно, этот инструмент органично связан с природой. О происхождении курая существует множество сюжетов (варианты сказки "Курай").

С внешней стороны курая – 4 отверстия (уйым), расстояния между ними равны 4-м пальцам (иле – расстояние в ширину одного пальца), с внутренней стороны – одно отверстие. Во время военных походов для крепкости на его конец надевали серебряный или оловянный мундштук. Тональность зависит от длины и толщины инструмента, а это в свою очередь – от погодных условий. Диапазон – около трёх октав. Натуральный строй курая в нижнем регистре состоит из шести первых звуков мажорной гаммы, т.е. образует мажорный гексахорд; в среднем регистре – полная мажорная гамма + IV повышенная и VII пониженная; в верхнем регистре – тоже полная мажорная гамма + VI пониженная ступени. Таким образом, на курае возможны все натуральные диатонические лады, гармонический мажор и гармонический минор.

В башкирской народной музыке сложились четыре исполнительские традиции игры на курае: восточная (Учалинский, Абзелиловский, Белорецкий районы), юго-восточная (Баймакский, Бурзянский районы), южная (Зилаирский, Хайбуллинский, Зианчуринский районы) и западная (дёмские башкиры, живущие в Чишминском, Альшеевском, Давлекановском районах).

В Баймакском районе возле д. Туркменево на горе Тугазман в 1993 году установили памятник кураю (автор – учитель химии Мидхат Байрамгулов из д. Туркменево). Проведя среди кураистов совхоза «Ирэндек» конкурс на исполнение протяжных песен, в котором приняли участие около ста человек, отобрали лучших исполнителей, сыгравших сложнейшие мелодии «Урал» и «Буранбай». Их оказалось 19. Именно столько лепестков у курая на этом памятнике. Стало быть, он является своеобразным музыкальным символом этой земли.

А.Н. Бикчурин в статье "Башкирский музыкальный инструмент курай и аналогичные инструменты у других народов", ссылаясь на слова известного специалиста Т.С. Вызго о том, что "продольная флейта – один из самых распространённых инструментов Древнего мира. Во многих местах она существует и поныне, почти полностью сохраняя свою конструкцию" (1, с. 186), приводит аналогичные башкирскому кураю инструменты других народов. В Средней Азии и Казахстане это – туркменский каргы-тюйдюк, узбекский гаджыр-най и курай, киргизский чоор и сарбаснай, казахский сыбызгы, калмыкский цибизга, китайский сяо, японский сякухати; на Кавказе это – азербайджанский ней, армянский сринг и блул, абхазский ачарпын, грузинский уэносаламури, аджарский чабан-саламури, осетинский уадынз, адыгейский камыль, карачаево-черкесский сибизга, кабардино-балкарский бажами и камыль, дагестанский ксюл; в Сибири это – алтайский шоор, в Поволжье – татарский курай, на Украине – теленка, зубовка и флояра, в Молдавии – тилинка, тришка, флуер, кавал, в Венгрии – фуруйя, у русских – кувиклы, сопели, свирели.

Как пишет автор упомянутой статьи, "межнациональные" музыкальные инструменты распространяются у народов этнически близких, но не обязательно. Флейты, рог, труба, барабан появились у разных народов независимо друг от друга (1, с. 187). В то же время этническое родство и территориальная сопредельность не означают, что инструменты соседнего народа будут непременно заимствованы. Главное требование, предъявляемое к музыкальному инструменту – его способность передавать национальные особенности данного народа.

Начиная с 30-х годов, многочисленные попытки ввести травяной курай в партитуру симфонического оркестра потерпели полную неудачу. Причины: тихое звучание и то, что курай не играет в заданной тональности. Таким образом, в симфоническом оркестре курай обычно имитируется академическими инструментами – флейтой, гобоем, английским рожком.

Начиная с 1976 года, для учебных целей стали изготовливать деревянные кураи. Деревянный курай изобрёл мастер Вакиль Шугаюпов, который, делая портрет-мозаику В.И. Ленина, случайно нашёл нужный материал: при кипячении деревянный шпон легко свернулся. Деревянные кураи бывают шести видов (тональностей) и соответственно длины: самый длинный курай при закрытых отверстиях соответствует G, самый короткий – C. Другие разновидности: As, A, B, H. Изредка встречаются кураи F, Ges (очень длинный и очень короткий). Деревянные кураи более практичны, звучат громче, но тембр их менее выразительный. По методике обучения много неясностей...

Испокон веков курай был сольным инструментом. В наши дни композиторы академизируют этот народный инструмент, активно расширяя его исполнительские возможности, используя его ансамблевые качества. Начиная с 1990-х годов, многие башкирские композиторы включают деревянные кураи, кубызы в партитуры для симфонического оркестра (М. Ахметов, Р. Сабитов, Л. Исмагилова, Р. Зиганов, А. Сальманова и др.). Возникло явление неофольклоризма.

В начале 90-х годов Ишмурат Ильбаков изобрёл хроматический курай (назвал его иш-курай), приобрёл патент, презентация состоялась в марте 1994 года в ДК "Нефтяник" в г. Уфе. Он позволяет модулировать из тональности в тональность и исполнять практически любую музыку. Инструмент с клапанами, по звучанию похож на пан-флейту. Много споров (полуфлейта-полукларнет-полукурай?). Противников хроматического курая не устраивает нарушение интонационного строя башкирской музыки и её тембровой специфики, т.е. того, что является главными показателями национальной самобытности любого народа.

Курай – самый любимый музыкальный инструмент башкир. В башкирском народном творчестве (песнях, сказках, легендах, эпических произведениях) курай, как говорилось выше, самостоятельный персонаж, которому посвящены самые вдохновенные строчки.

До XIX века среди башкир бытовала думбыра. Этот инструмент упоминается в фольклорных произведениях и очень много сведений о нём в работах русских краеведов, фольклористов, писателей. В эпическом сказании "Заятуляк и Хыухылу", например, есть такие строки: "Для игры Заятуляк смастерил думбыру. Хыухылу как только вернулась, завидев её, сказала: "Как красиво. Попробуй что-нибудь сыграй". Заятуляк исполнил эту песню:

Эй, думбырам, думбырам, Эй, думбыра, думбыра,

Уйна, к74ел асыл8ын. Заиграй и веселись.

Думбырам мине4 уйнай2ыр, Кыл-кумыз мой напевает,

#ыл-3умы2ым, 8орнай2ыр, Думбыра, сорнай играют.

Ты4лай килг9н 929мд9р Люди, пришедшие послушать,

&2ен 72е белм9й2ер. Увлёкшись музой, замирают".

В прошлом думбыра была инструментом певцов-сэсэнов. Её исчезновение объясняется двумя причинами: гонениями на сэсэнов и распространением музыкальных инструментов фабричного производства: мандолины, тальянки, скрипки. В 1984 году в республике начаты работы по реконструкции и возрождению башкирской думбыры. Самые известные мастера – В. Шугаюпов и Галим Кубагушев. Каких-либо конкретных сведений о конструкции, строе, исполнительских приёмах башкирской думбыры не сохранилось. Известно лишь, что у неё были три струны (у казахской – также три, на котором играл простой народ, и две – это инструмент виртуозов). Реставрационная деятельность идёт по трём направлениям:

а) этнографическому, предложенном профессором Г.Сулеймановым (по технологии изготовления инструмента у других народов). Именно так Г. Кубагушев изготовил хроматическую думбыру с кварто-квинтовым строем (ми-ля-ми1). Для неё Р.Сулеймановым написан самоучитель (5);

б) иллюстративному (создать нечто новое, акустически превосходящее современную мандолину);

в) академическому (для учебной практики от начального до высшего звена).

При фольклорном кабинете УГАИ создана мастерская по изготовлению музыкальных инструментов. Созданы басовая, альтовая и малая думбыры. Инструмент используется как сольный (исполнение одноголосных мелодий, иногда в сопровождении ф-но) и как ансамблевый (аккомпанирующий солистам и в ансамбле с другими музыкальными инструментами). Много споров об исполнительских приёмах: играть ли аккордами, бурдонным звуком, медиатором или без? Форма думбыры бывает трёх видов: овальная, грушевидная и треугольная. Инструмент восстанавливается путём проб и ошибок.

Как и у многих народов мира у башкир издревне бытует губной варган – по-башкирски кубыз (кумыз). В башкирской мифологии его создателем считается Коркут-Ата – покровитель и предводитель некоторых башкирских родов, йырау-импровизатор, дух, изгоняющий злых демонов. Кубыз бывает двух видов – металлический и деревянный. Металлический кубыз распространен повсеместно. Он представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, отчего он вибрирует и возникает бурдонный звук, из которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук тихий, диапазон в пределах октавы. Деревянный кубыз – это пластинка с вырезанным на ней язычком. Звук возникает от дерганья язычка ниткой, прикрепленной к нему. На территории Башкирии исполнительство на кубызе особенно развито в северо-восточных районах. Основную часть репертуара кубызистов составляют кыска-кюи, исполняемые различными техническими приемами: подсвистами, звукоподражаниями скачке коня, шуму ветра и грома, гудению сепаратора и др. Среди мастеров – изготовителей кубыза известны имена М. Давлетбаева, И. Туймакаева.

В развитии и пропаганде исполнительского искусства на кубызе огромную роль сыграл кубызист – виртуоз мира, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева Роберт Загретдинов. Как профессиональный музыкант он вывел усовершенствованные им виды инструментов на концертные площадки мира. Это трехъязычковый и восьмизвуковой винтовой кубыз, кубыз-груша, кубыз с колокольчиком и электронный в виде пистолета. Все это инструменты с измененными корпусами, усиленным звуком и разнообразным тембром. Как и курай, в последние годы кубыз активно вводится башкирскими композиторами в различные формы академической музыки ("Варган-синфония" М. Ахметова, симфония "Аркаим" А. Сальмановой, Четвертая симфония Р. Касимова и др.).

В настоящее время на факультете башкирской музыки УГАИ им. З. Исмагилова восстанавливается и кыл-кубыз, очень распространенный в Средней Азии и бытовавший также и среди башкир. Упоминания об этом инструменте есть в известной статье Р.Г. Игнатьева "Бригадир Салават Юлаев – певец и импровизатор", где среди прочих башкирских музыкальных орудий отмечается "...гудок в виде скрипки, на котором тоже играют смычком" (Цит. по статье: 11, с. 109). Есть сведения, что башкирские исполнители действительно играли на обычной скрипке, только ставя его вертикально и настраивая в квинтовом или квинто-квартовом строе. Эти сведения собраны в статье А.М. Кубагушева и свидетельствуют о его широком ареале распространения в недавнем прошлом. Автор предполагает, что башкирский кыл-кубыз имел прямой гриф, при игре струны прижимались к ладу (4, с. 127).

Мастер Г. Кубагушев (1924 г.р.) изготовил кыл-кубыз по своим детским воспоминаниям, предварительно сделав рисунок. Он уверен, что в детстве до войны видел в Абзелиловском районе двухструнный кыл-кубыз, служивший для культовых целей. Работы по восстановлению этого инструмента продолжаются. Главной проблемой является утеря репертуара и исполнительских приемов. Останется ли кыл-кубыз музейным экспонатом или за ним реальное будущее – покажет время.

Лит.: 1. Бикчурин А.Н. Башкирский музыкальный инструмент курай и аналогичные инструменты у других народов // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы. Уфа: УГИИ, 2002.

2. Загретдинов Р.А. Школа игры на кубызе. Уфа: Белая река, 1997. На баш., рус., англ. яз.

3. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. Уфа: Респ. учебно-метод. центр по образованию при МК РБ, 1997.

4. Кубагушев А.М. Древний башкирский струнно-смычковый инструмент кыл-кубыз // Газиз Альмухаметов и музыкальная культура Башкортостана. Материалы региональной научно-практической конференции. Уфа, 2006, или // Баш3ортостан у3ытыусы8ы. 2006. № 6.

5. С5л9йм9нов !.З. #урай. З-с5 ба6ма, %ф5, 1985.

6. С5л9йм9нов Р.С. Баш3орт думбыра8ы, %ф5, 1993.

7. Р9химов Р.Р. #урай. %ф5: Китап, 2001.

8. Рахимов Р.Г. Башкирский кубыз (варган). Уфа: Узорица, 1996.

9. Рахимов Р.Г. Башкирская думбыра: прошлое, настоящее, будущее. Уфа: Узорица, 1998.

10. Рахимов Р.Г. Фактура башкирской монодии. Инструментальное исполнительство. Уфа: Узорица, 1998.

11. Рахимов Р.Г. Кыл-кубыз – башкирский фрикционный хордофон // Газиз Альмухаметов и музыкальная культура Башкортостана. Материалы региональной научно-практической конференции. Уфа, 2006.