17. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики.
К факторам, влияющим на устойчивость работы объекта экономики, относятся: район расположения объекта; внутренняя планировка и застройка территории объекта; системы энергоснабжения; технологический процесс; производственные связи объекта; системы управления; подготовленность объекта к восстановлению производств и др.
Район расположения объекта изучается по карте (планам). Проводится анализ топографического расположения объекта: характер застройки территории, окружающей объект (структура, плотность, тип застройки); наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения вторичных факторов поражения (гидроузлы, объекты химической промышленности и др.); естественные условия прилегающей местности (лесные массивы — источники возможных пожаров, рельеф местности); наличие дорог и т. д. Выясняются метеорологические условия района: количество осадков, направление господствующих среднего и приземных ветров, а также характер грунта и глубина залегания подпочвенных вод.
При изучении зданий и сооружений объекта дается характеристика зданиям основного и вспомогательного производства. Устанавливаются основные особенности их конструкции, указываются технические данные, необходимые для расчетов уязвимости к воздействию поражающих факторов ЧС..
При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образования завалов входов в убежищах и проходов между зданиями. Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения. На территории объекта такими источниками являются: емкости с легковоспламеняющимися жидкостями и сильнодействующими ядовитыми веществами; склады взрывоопасных веществ и взрывоопасные технологические установки; технологические коммуникации, разрушение которых может вызвать пожары, взрывы и загазованность участка; склады легковоспламеняющихся материалов, аммиачные установки и др.
Изучение технологического процесса проводится с учетом специфики производства. Исследуется способность существующего процесса производства в короткие сроки перейти на технологический процесс для выпуска новой продукции. Дается характеристика станочного и технологического оборудования. Определяется уникальное и особо важное оборудование. Оценивается насыщенность производства аппаратурой автоматического управления и контрольно-измерительными приборами.
На предприятиях, связанных с применением значительных количеств СДЯВ и горючих веществ, устанавливается их количество; оцениваются токсические свойства, взрыво- и пожароопасность, надежность и безопасность их хранения. Определяется необходимый минимум запасов этих веществ, который может находиться на территории объекта, и место хранения остальной части в загородной зоне.
Особое внимание уделяется исследованию систем энергоснабжения. Определяется зависимость работы объектов от внешних источников энергоснабжения, характеризуются внутренние источники; подсчитывается необходимый минимум электроэнергии, газа, воды, пара, сжатого воздуха и других видов энергоснабжения на военное время. Изучается обеспеченность объекта автоматическими устройствами, позволяющими при необходимости (сигнал «ВТ», аварии и др.) производить дистанционное отключение отдельных участков или осей системы данного вида энергоснабжения.
При анализе системы материально-технического снабжения дается краткая характеристика этой системы в мирное время и возможных изменений в связи с переходом на выпуск новой продукции; устанавливается зависимость производства от поставщиков; выявляются наиболее важные поставки сырья, деталей и комплектующих изделий, без которых производство не может продолжаться. Оцениваются имеющиеся и планируемые запасы (количество, номенклатура) и возможные сроки продолжения работы без поставок.
Под устойчивостьюфункционирования объекта экономики понимается способность производить продукцию в установленном объеме и номенклатуре для объекта непосредственно не производящего продукцию, выполнять свои функциональные задачи. Устойчивость инженерно-технического комплекса объекта (инженерно-технический комплекс включает в себя здания и сооружения, технологическое оборудование и коммунально-энергетические сети – электричество, водоснабжение, канализация, теплофикации и газоснабжения).Устойчивость объектов экономики определяется следующими факторами:
надежностью защиты рабочих, служащих, членов их семей от всех поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
способностью инженерно-технического комплекса объекта противостоять поражающим факторам;
защищенностью отдельных элементов и всего инженерно-технического комплекса объекта от воздействия поражающих факторов;
надежностью снабжения объекта электроэнергией, сырьем, водой и т.д.;
готовностью гражданской обороны объекта к проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и работ по восстановлению нарушенного производства.
18. Объектовые комиссии по ЧС. Обязанности организаций и работников опасных производственных объектов в областипромышленной безопасности и ликвидации последствий аварий.
Работники опасного производственного объекта обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности,
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно - спасательные службы или профессиональные аварийно - спасательные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
- 1.Чс в современном мире: статистика, причины, последствия для экономики и общества.
- 2.Стадии чрезвычайных ситуаций. Классификация чс и их поражающих факторов.
- 3. Общие положения и основные требования федеральных законов рф в области безопасности в чс.
- 4. Единая государственная система предупреждения и действия в чс (рсчс).
- 6. Режимы функционирования рсчс, их установление и проводимые по ним мероприятия
- 7. Территориальные подсистемы рсчс. Органы управления.
- 8. Характеристика чс природного характера.
- 9. Характеристика чс техногенного характера.
- 10. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения персонала объектов нефтегазового комплекса.
- 11. Ионизирующие излучения. Активность радионуклида. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная, эффективная дозы излучения.
- 12. Биологическое воздействие радиации на человека. Основные величины и контролируемые параметры облучения населения. Приборы дозиметрического контроля.
- 13. Защита населения в условиях радиационной аварии. Расчет дозы облучения населения.
- 14. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов.
- 16. Прогнозирование последствий аварий на хоо с выбросом сдяв.
- 17. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики.
- 19. Декларация промышленной безопасности. Анализ опасностей и риска промышленного объекта.
- 21. Параметры воздушной ударной волны. Воздействие на людей и инженерно-технический комплекс.
- 22. Световое излучение ядерного взрыва. Воздействие на людей и инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли.
- 23. Проникающая радиация ядерного взрыва. Воздействие на людей и инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли. Защитные свойства материалов.
- 24. Радиоактивное заражение местности ядерного взрыва. Закон спада уровня радиации. Зоны радиоактивного заражения. Режимы радиационной защиты.
- 25. Электромагнитный импульс ядерного взрыва. Воздействие на инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли.
- 26. Принципы и способы защиты населения.
- 27. Классификация защитных сооружений го. Объемно – планировочные и конструктивные решения. Укрытие населения в защитных сооружениях. Жизнеобеспечение людей в защитных сооружениях.
- 28. Организация и проведение эвакуационных мероприятий. Органы эвакуации.
- 29. Порядок использования сиз. Сиз из подручных материалов.
- 30. Нормы проектирования итмго.
- 32.Силы и ср-ва спасат-х и др. Неот-х авар-восст-х работ (СиДнр). Осн-е приемы и сп-бы вед-я СиДнр.
- 34. Методика оценки устой-ти объекта нефтегаз. Комплекса к воздействию поражающих факторов. Объектовая комиссия по устойчивости работы.
- 35. Расчет объемов, необходимых сил и средств для ремонтно-восстановительных работ.
- 36. Оценка инженерной, пожарной, химической, радиационной и медицинской обстановки в очаге поражения.
- 37. Организация и проведение специальных мероприятий: дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, полная и частичная санитарная обстановка.
- 38. Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ. Зоны химического заражения. Воздействие отравляющих веществ на людей и животных. Приборы химического контроля.
- 39.Оценка радиационной обстановки методом прогнозирования. Методика оценки фактической радиационной обстановки на местности.
- 40. Особенности проведения спасательных и других неотложных работ на объектах нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера.