Тема 10. Некоторые технологии непроизводственной сферы
План
1.Системы социальных технологий.
2. Технологическая система рекламной кампании.
3. Некоторые этапы технологической системы рекламной кампании.
1. Система социальных технологий
Внедряемые на Западе системы социального управления не только на-правлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижение, имеют глубокую технологическую Проработку. Последняя не только не исключает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, творческие способности людей, но, наоборот, способствует средствами планирования нормативных документов их проявлению и развитию. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказываются неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).
В понятие «результат» на Западе все в большей мере не только включается человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов [и тому подобное, но и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения этой социальной части результата.
В понятие этого механизма включается не только жесткое административное управление людьми, но и создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда. Речь идет о социальной диагностике и социальных технологиях. Социальная диагностика выявляет социальные резервы, а социальные технологии обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».
В настоящее время крайне необходима разработка вопросов социальной Технологии: комплекса методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию социальных процессов. Такие разработки окажутся эффективными в том случае, если они будут выполнены с учетом различных уровней социального знания: общей методологии, теоретических положений и конкретных методик.
Известный консерватизм науки сегодня тесно сопряжен с консерватизмом практики социального управления, где десятилетиями господствует остаточный принцип на социальные нужды, технократизм мышления и прагматизм поведения.
Преодолеть это — значит совершить прорыв в решении социальных проблем. Многое тут зависит от самой науки, которая способна привлечь руководителей производства на свою сторону, превратить их из обычных потребителей предложений ученых в заинтересованных авторов социальных проектов. В этом случае появится реальная возможность своевременно изменять практику социального управления на предприятии в соответствии с насущными задачами социальной политики.
Подготовка объекта к внедрению социальных технологий связана, прежде всего, с изучением уровня социальной зрелости коллектива, его специфики. Изучается, как правило, характер выполняемой работы (насколько она требует самостоятельности, творчества, ответственности каждого), половозрастной состав, уровень образования, традиции, стиль взаимоотношений. Уровень и характер авторитета руководителей, структура групп.
Процесс внедрения осуществляется руководителями на основе плана, предусматривающего все основные организационные условия и мероприятия. Разработчики, авторы социальных технологий на этом этапе выступают в роли консультантов. План внедрения содержит исходные данные, полученные в результате изучения уровня подготовленности коллектива: перечень основных целей, критерии, ориентиры, по которым можно судить об успешности внедрения, указание основных сроков исполнения проекта по этапам. Упорядочение организационных структур в процессе применения социальных технологий, «инструментализация» норм являются необходимой предпосылкой, научнообоснованной стороной, позволяющей привести в движение социальные резервы предприятия.
Методы социальной технологии — органическая часть социального проекта. Социальный проект представляет собой такую совокупность программ, в которой отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе изучения исходного уровня развития объекта и социальных нормативов. Словом, проект характеризуется тщательной проработкой социальных задач и включает не только социально-диагностическое, но и организационно-управленческое (технологическое) обеспечение.
Разработка социальных технологий в рамках реализации социального проекта направлена на взятие резервов различного порядка и достижение социальной стабилизации трудового коллектива. К социальным резервам первого порядка относятся: укрепление трудовой дисциплины; искоренение бесхозяйственности; улучшение условий труда и производственного быта; укрепление стабильности кадрового состава; развитие рыночных отношений и преодоление уравнительного принципа распределения; зарабатывание средств на социальные нужды и преодоление остаточного принципа на их выделение; оздоровление морально-психологического климата, преодоление трудовых конфликтов; налаживание индивидуальной работы с людьми, компетентного политического информирования, изучения общественного мнения и т.п.
По каждому из этих направлений можно разработать пакеты социальных технологий, каждый из которых является относительно самостоятельным документом и может быть внедрен отдельно в том или ином коллективе в виде cспециального эксперимента. Последний является началом всей технологической цепи последующего внедрения предлагаемых пакетов, а временная пос-ледовательность определяется той наиболее болевой точкой, которую представляют ранее предложенные методы социальной диагностики.
В каждом коллективе социальная напряженность различна, неодинакова природа ее проявления, а потому и нет универсальных рецептов разрешения противоречий. Но различие социальных условий не отменяет необходимость социального управления и применения социальных технологий. Характер их использования, выбор того или иного варианта, пакета, их совокупности — .дело всего коллектива, органов его управления и самоуправления. Они консультируются с разработчиками социального проекта, специалистами социологических служб, которые могут профессионально диагностировать специфику социальной ситуации в данном коллективе, определить уровень его социального развития, выявить наиболее острые социальные заболевания и предложить меры по их лечению.
Перевод социального управления на прочные научно обоснованные рельсы требует развертывания и укрепления на предприятиях служб социального развития — основных центров разработки и внедрения социальных технологий. Необходимо преодолеть старый стереотип мышления, что только технико-экономические параметры нуждаются в действиях специалистов. Сегодня нужны социальные технологии, социальные проектировщики и прогнозисты, которые бы на профессиональной основе помогли наладить «истинно человеческие отношения» на производстве. Социологи и психологи на производстве — большая редкость. Более того, под прикрытием необходимости самофинансирования I первыми под сокращение попадают социологические подразделения.
Отсутствие должной социологической культуры персонала управления является одной из причин неприятия многих эффективных социальных технологий, выработанных практикой последних лет. Можно упомянуть судьбу таких служб, как «Служба семьи», «Ваше настроение», «Внимание», «Управление текучестью кадров», «Управление адаптацией новичков» и целого [ряда других, реализованных лишь на отдельных предприятиях.
Главная цель социальной технологии — оптимизация управления социалььными процессами, его ориентация на социальный результат, получение необходимого экономического и социального эффекта. Таким образом, социальная технология — это специфический вид строго регламентированной правленческой деятельности в виде процедур и операций по оптимизации специальных и духовных процессов с целью реализации выявленных в ходе социологического анализа резервов, возможностей и получения необходимого экономического и социального эффекта. Социальная технология, как и любая другая, состоит из процедур и операций. Процедура — это набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция — это непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры управления.
Процедура разработки социальных технологий содержит следующие операции: формирование социальной проблемы, предвидение цели, определение задач; анализ проблемной ситуации; разработка возможных вариантов достижения цели; обсуждение вариантов и выбор решения; подготовка к выполнению выбранного решения, определение оптимально необходимых содержательных операций, обеспечивающих регулирование социального процесса; подготовка сценария действия и его утверждение, определенно формы взаимодействия объекта и субъекта управления, уровня готовности объективных и субъективных условий реализации технологий; определение сметы затрат; организация контроля за ходом реализации программы технологизации; оценка эффективности социальной технологии.
Основные требования, которые предъявляются к социальным технологиям, — это простота, гибкость, надежность, экономичность, четкость, эффективность управления.
- Системы технологий
- 2. Форма организации технологической системы. Понятие о технологических процессах.
- 3. Связь технологии с экономикой. Качество продукции.
- 4. Материальные и энергетические балансы.
- Тема 2. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс в промышленности
- 2. Научно-техническая революция и технология.
- 3. Научно-технический прогресс в области промышленных материалов.
- 4. Научно-техническая революция в области механизации и автоматизации производства.
- 5. Экологические проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 3. Технологическая система Украины, экономические особенности Украины
- 2. Национальная технологическая система и её роль в формировании макроэкономических показателей.
- 3. Развал ссср и его влияние на состояние технологической системы в Украине и в странах снг.
- 4. Технологическая система и ее влияние на формирование внешних и внутренних цен.
- 5. Технологическая система и конкурентоспособность предприятий. Технологическая система Украины и мировой рынок.
- Тема 4. Этапы формирования национальной технологической системы Украины. Особенности технологического развития Украины
- 2. Переход к рынку и его влияние на состояние национальной технологической системы.
- 3. Технологические уклады в системе мирового технико-экономического развития.
- Тема 5. Сырье в промышленности
- 2. Минеральное сырье.
- 3. Горючее сырье, топливо.
- 4. Растительное и животное сырье.
- 5. Вода в промышленности.
- 6. Роль энергетики в промышленности.
- Тема 6. Металлургия
- 2.1. Производство чугуна, его свойства и область применения.
- 2.2. Производство стали, её свойства, общая схема производства и применение.
- 2.2.1. Производство стали в мартеновских печах: сырье, технологический процесс, экологические и энергетические особенности.
- 2.2.2. Конверторный способ производства стали: технологический процесс, преимущества и недостатки, качество стали.
- 2.2.3. Производство стали в электропечах.
- 3. Классификация стали по химическому составу, назначению и качеству.
- Тема 7. Заготовительное производство в машиностроении
- 2. Структура машиностроительного предприятия.
- 3. Сущность литейного производства и виды технологических процессов литья.
- 4. Обработка металлов давлением. Общие сведения о прокате.
- 5. Прямое и обратное прессование. Волочение. Производство сварных и бесшовных труб.
- 6. Кузнечно-штамповочное производство.
- 7. Современный машиностроительный комплекс Украины - состояние и пути развития.
- 8. Состояние отрасли станкостроения. Роль и место станкостроения в воспроизводстве и развитии промышленности.
- Тема 8. Технология обработки заготовок резанием
- 2.Металлорежущие станки, их классификация и назначение.
- 3.Токарные станки: общее устройство, виды выполняемых работ.
- 4. Фрезерные станки, общее устройство, виды выполняемых работ.
- 5. Сверлильные станки: общее устройство, виды выполняемых работ.
- 6. Обработка заготовок на строгальных и долбежных станках. Протяжные и прошивочные станки.
- 7. Отделочное производство: шлифование, полирование и т.Д.
- 8. Точность, качество и производительность обработки.
- Тема 9. Автоматизация производства в цехах с металлорежущим оборудованием
- 2.Автоматизация на базе станков с программным управлением.
- Тема 10. Некоторые технологии непроизводственной сферы
- 2.Технологическая система рекламной кампании
- 3. Некоторые этапы технологической системы рекламной кампании
- Тема 11. Системы высоких технологий и их рабочие процессы
- 2. Рабочие процессы вт
- 3.Порядок разработки рабочих процессов вт
- 4.Лазер и лазерные технологии.
- Тема 12. Новые информационные технологии
- 1. Сущность новых информационных технологий.
- 2. Принципы обработки информации в информационно вычислительных сетях
- 1. Сущность новых информационных технологий на современном этапе развития общества
- 2. Принципы обработки информации в информационно вычислительных сетях
- Литература