logo search
3 курс / Системы технологий

Тема 10. Некоторые технологии непроизводственной сферы

План

1.Системы социальных технологий.

2. Технологическая система рекламной кампании.

3. Некоторые этапы технологической системы рекламной кампании.

1. Система социальных технологий

Внедряемые на Западе системы социального управления не только на-правлены на достижение социального результата, но и управленчески-орга­низационно обеспечивают его достижение, имеют глубокую технологическую Проработку. Последняя не только не исключает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, творческие способности людей, но, наоборот, спо­собствует средствами планирования нормативных документов их проявлению и развитию. В американской и японской литературе обсуждается идея уп­равления по результатам и высказываются неудовлетворенность американс­кой системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие «результат» на Западе все в большей мере не только включает­ся человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, раз­витие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов [и тому подобное, но и, что особенно важно, отрабатывается механизм полу­чения этой социальной части результата.

В понятие этого механизма включается не только жесткое административное управление людьми, но и создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации со­циальной системы, качества жизни, стимулирование труда. Речь идет о соци­альной диагностике и социальных технологиях. Социальная диагностика выявляет социальные резервы, а социальные технологии обеспечивают прак­тическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуа­ций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».

В настоящее время крайне необходима разработка вопросов социальной Технологии: комплекса методов и организационных процедур, направлен­ных на оптимизацию социальных процессов. Такие разработки окажутся эффективными в том случае, если они будут выполнены с учетом различных уровней социального знания: общей методологии, теоретических положе­ний и конкретных методик.

Известный консерватизм науки сегодня тесно сопряжен с консерватиз­мом практики социального управления, где десятилетиями господствует остаточный принцип на социальные нужды, технократизм мышления и праг­матизм поведения.

Преодолеть это — значит совершить прорыв в решении социальных про­блем. Многое тут зависит от самой науки, которая способна привлечь руково­дителей производства на свою сторону, превратить их из обычных потребителей предложений ученых в заинтересованных авторов социальных проектов. В этом случае появится реальная возможность своевременно изменять практику социального управления на предприятии в соответствии с насущ­ными задачами социальной политики.

Подготовка объекта к внедрению социальных технологий связана, преж­де всего, с изучением уровня социальной зрелости коллектива, его специ­фики. Изучается, как правило, характер выполняемой работы (насколько она требует самостоятельности, творчества, ответственности каждого), по­ловозрастной состав, уровень образования, традиции, стиль взаимоотноше­ний. Уровень и характер авторитета руководителей, структура групп.

Процесс внедрения осуществляется руководителями на основе плана, пре­дусматривающего все основные организационные условия и мероприятия. Раз­работчики, авторы социальных технологий на этом этапе выступают в роли консультантов. План внедрения содержит исходные данные, полученные в ре­зультате изучения уровня подготовленности коллектива: перечень основных целей, критерии, ориентиры, по которым можно судить об успешности вне­дрения, указание основных сроков исполнения проекта по этапам. Упорядо­чение организационных структур в процессе применения социальных технологий, «инструментализация» норм являются необходимой предпосыл­кой, научнообоснованной стороной, позволяющей привести в движение со­циальные резервы предприятия.

Методы социальной технологии — органическая часть социального про­екта. Социальный проект представляет собой такую совокупность про­грамм, в которой отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия ис­полнителей на основе изучения исходного уровня развития объекта и соци­альных нормативов. Словом, проект характеризуется тщательной проработкой социальных задач и включает не только социально-диагностическое, но и орга­низационно-управленческое (технологическое) обеспечение.

Разработка социальных технологий в рамках реализации социального про­екта направлена на взятие резервов различного порядка и достижение соци­альной стабилизации трудового коллектива. К социальным резервам первого порядка относятся: укрепление трудовой дисциплины; искоренение бесхозяй­ственности; улучшение условий труда и производственного быта; укрепление стабильности кадрового состава; развитие рыночных отношений и преодоле­ние уравнительного принципа распределения; зарабатывание средств на со­циальные нужды и преодоление остаточного принципа на их выделение; оздоровление морально-психологического климата, преодоление трудовых конфликтов; налаживание индивидуальной работы с людьми, компетентного политического информирования, изучения общественного мнения и т.п.

По каждому из этих направлений можно разработать пакеты социальных технологий, каждый из которых является относительно самостоятельным документом и может быть внедрен отдельно в том или ином коллективе в виде cспециального эксперимента. Последний является началом всей технологичес­кой цепи последующего внедрения предлагаемых пакетов, а временная пос-ледовательность определяется той наиболее болевой точкой, которую представляют ранее предложенные методы социальной диагностики.

В каждом коллективе социальная напряженность различна, неодинакова природа ее проявления, а потому и нет универсальных рецептов разрешения противоречий. Но различие социальных условий не отменяет необходимость социального управления и применения социальных технологий. Характер их использования, выбор того или иного варианта, пакета, их совокупности — .дело всего коллектива, органов его управления и самоуправления. Они кон­сультируются с разработчиками социального проекта, специалистами социологических служб, которые могут профессионально диагностировать специфику социальной ситуации в данном коллективе, определить уровень его социального развития, выявить наиболее острые социальные заболевания и предложить меры по их лечению.

Перевод социального управления на прочные научно обоснованные рельсы требует развертывания и укрепления на предприятиях служб социального раз­вития — основных центров разработки и внедрения социальных технологий. Необходимо преодолеть старый стереотип мышления, что только технико-экономические параметры нуждаются в действиях специалистов. Сегодня нужны социальные технологии, социальные проектировщики и прогнозисты, которые бы на профессиональной основе помогли наладить «истинно человеческие отношения» на производстве. Социологи и психологи на производстве — боль­шая редкость. Более того, под прикрытием необходимости самофинансирования I первыми под сокращение попадают социологические подразделения.

Отсутствие должной социологической культуры персонала управления является одной из причин неприятия многих эффективных социальных технологий, выработанных практикой последних лет. Можно упомянуть судьбу таких служб, как «Служба семьи», «Ваше настроение», «Внимание», «Управление текучестью кадров», «Управление адаптацией новичков» и целого [ряда других, реализованных лишь на отдельных предприятиях.

Главная цель социальной технологии — оптимизация управления социалььными процессами, его ориентация на социальный результат, получение необходимого экономического и социального эффекта. Таким образом, социальная технология — это специфический вид строго регламентированной правленческой деятельности в виде процедур и операций по оптимизации специальных и духовных процессов с целью реализации выявленных в ходе социологического анализа резервов, возможностей и получения необхо­димого экономического и социального эффекта. Социальная технология, как и любая другая, состоит из процедур и операций. Процедура — это набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция — это непосредствен­но практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры управления.

Процедура разработки социальных технологий содержит следующие опе­рации: формирование социальной проблемы, предвидение цели, определе­ние задач; анализ проблемной ситуации; разработка возможных вариантов достижения цели; обсуждение вариантов и выбор решения; подготовка к вы­полнению выбранного решения, определение оптимально необходимых со­держательных операций, обеспечивающих регулирование социального процесса; подготовка сценария действия и его утверждение, определенно формы взаимодействия объекта и субъекта управления, уровня готовности объективных и субъективных условий реализации технологий; определение сметы затрат; организация контроля за ходом реализации программы технологизации; оценка эффективности социальной технологии.

Основные требования, которые предъявляются к социальным техноло­гиям, — это простота, гибкость, надежность, экономичность, четкость, эффективность управления.