Стили и жанры башкирской народной музыки
В башкирской народной музыке сформировалось четыре музыкальных стиля: хамак-кюй, кыска-кюй, халмак-кюй и озон-кюй. Эти народные термины многозначны. В одних случаях они указывают на жанр, в других – на тип мелодики и соответственно на музыкальный стиль, в третьих – на форму строения музыкально-поэтической строфы песен1, а также на характер исполнения.
Самый простой стиль в музыке – речитативно-декламационный – у башкир называется хамак-кюй (хамак – речитация). Для него характерна прежде всего вспомогательная роль самого напева по отношению к тексту, призванного подчеркнуть ритмическую выразительность стиха. Отсюда особая манера исполнения (полупение-полуговор) и нераспетость текста, когда на один слог приходится один музыкальный звук, изредка – два звука. Так в хамак-кюях зарождаются элементарные типы распевов. К другим музыкальным особенностям относятся: средний темп, неразвитость интервалики и диапазона, основанность данных напевов на простой периодичности или паре периодичностей, когда точно или варьированно повторяются один или два музыкальных мотива. Перечисленные особенности характерны для самой первоначальной стадии музыкального мышления любого народа. В башкирском фольклоре декламационный музыкальный стиль прослеживается в обрядах, сказках, книжных напевах, в эпических жанрах (кубаирах, иртеках, хикаятах, кисса) и жанрах детского фольклора.
Стиль кыска-кюй (дословно – короткий напев), как правило, воплощает эмоциональный подъём, бодрое радостное чувство, поэтому такого типа напевы звучат в подвижном или быстром темпе (отсюда другое название – скорые песни). Им присущи также структурная и ритмическая чёткость, в мелодию могут вкрапливаться простейшие типы распевов, когда на один слог приходятся два или три звука. В данном музыкальном стиле сложены песни (кыска-кюй), танцевальные и маршевые инструментальные мелодии, такмаки, часть баитов и мунажатов.
Стиль халмак-кюй (дословно – умеренный напев) занимает промежуточное положение между коротким и протяжным стилями. Напевы данного стиля звучат в умеренном темпе, в меру орнаментированы, говоря иначе, типы распевов в них усложняются, но не до такой степени, как в протяжном мелосе. Поэтому, несмотря на элегичность, протяжённость мелодики, этот музыкальный стиль обладает структурной и ритмической определённостью, хотя по образам он тяготеет к озон-кюй. К стилю халмак-кюй относятся песни с таким же названием, так называемые деревенские напевы, часть баитов и мунажатов. Некоторые музыковеды стиль халмак-кюй именуют полупротяжным.
И наконец, самый сложный и своеобразный стиль башкирской народной музыки – стиль протяжной песенности воплощается в озон-кюях (дословно – долгий, длинный напев). В этом музыкальном стиле сложены многочисленные протяжные песни (напоминаем, что озон-кюй – это и стиль, и жанр в музыке) и, напротив, немногочисленные инструментальные мелодии, также называемые озон-кюй. Л.Н. Лебединский писал, что "этот жанр поднялся до большой силы обобщения национального характера башкирского народа и яркости воплощения его образов. Озон-кюй – башкирская народная музыкально-поэтическая классика" (5, с. 12). Типы распевов в башкирских протяжных песнях достигают самых сложных форм, количество звуков, приходящихся на один литературный слог, в песнях может доходить до 14-ти, а в инструментальных мелодиях – до 18-ти. В результате темп исполнения таких мелодий медленный, а их метро-ритмическая организация – очень сложная.
Среди башкирских песен есть небольшая группа образцов, сочетающих протяжный запев (озон-кюй) и короткий припев (кыска-кюй). Это такие песни, как "Ерэн-кашка", "Песня во славу Салавата", "Эльмалек", "Кагарман кантон" и некоторые другие. В подобном сочетании образуется типично народное контрастное сопоставление протяжной и короткой песенности, желание соединить воедино два основных типа содержания народной музыки: созерцание и действие, раздумье и веселье. Такую форму народ называет кушма-кюй, а некоторые исследователи рассматривают её как протяжную песню с припевом (7). Особенное развитие она получила в 20-30-е годы ХХ века в играх молодёжи, когда сопоставлялись умеренный или протяжный запев (часто с хороводом) и быстрый кыска-кюй или такмак.
Если высокое искусство протяжной песенности по сей день сохранено и процветает в Зауралье и на юге республики, в районах компактного проживания башкир, то умеренный стиль широко бытует в западных и северных районах республики, в районах с этнически разнородным населением. Протяжные песни общенационального характера, такие, как "Урал" или "Зульхиза" в этих районах предстают в ритмически упрощённом, даже схематичном виде. Вместе с тем, фольклорный материал показывает, что ранее и у дёмских, и у иргизо-камеликских башкир, проживающих в окружении других народов, слагались песни и инструментальные мелодии широкого дыхания и красивой орнаментации ("Залифакай", "Мадинакай", "Долины реки Удряк", "Караковый конь на берегу Дёмы"). Стиль кыска-кюй распространён повсеместно.
В башкирской музыкальной фольклористике одна группа исследователей опирается на опыт классификации, предложенный С.Г. Рыбаковым (вокальная – инструментальная музыка, короткие – протяжные напевы): это М.Р. Баширов, Л.Н. Лебединский, М.П. Фоменков, Ф.А. Надршина; другая, применяя достижения отечественной музыкально-этнографической школы, предлагает свой метод классификации - это Х.С. Ихтисамов, Р.С. Сулейманов, Н.В. Ахметжанова.
Попытку совместить мелодические стили и род поэзии предпринял музыковед Х.С. Ихтисамов. Предлагаемая им классификация следующая:
1. Жанры эпических песен (напевы хамак-кюй и халмак-кюй);
2. Жанры лирико-эпических песен (напевы хамак, халмак и простого озон-кюй);
3. Жанры лирических песен (халмак, озон, кыска и кушма-кюй);
4. Жанры лирико-драматических, эпико-драматических песен (смешанные словесно-музыкально-драматические, вокально-хореографические формы различных мелодических стилей) (3, с. 17-21).
Существует также классификация Е.Р. Скурко, у которой все фольклорные жанры делятся на а) жанры с доминирующей функцией вербального текста и б) озон-кюй, где преобладает имманентно-музыкальные закономерности (6).
Лит.: 1. Ахметгалеева Г.Б. Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество (вопросы классификации). Автореферат дисс. на соиск. учёной ст. канд. филологических наук. Уфа, 2005.
2. Галимуллина Р.Т. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусств. Магнитогорск, 2002.
3. Ихтисамов Х.С. Системная классификация жанров и стилей традиционного башкирского музыкального фольклора // Традиция и новаторство в музыке. Тезисы межреспубл. научно-теоретической конф., посв. 60-летию образования Казахской ССР и Компартии Казахстана. Алма-Ата, 1980.
4. Камаев Ф.Х. Стилевые и жанровые особенности башкирского фольклора // Научно-методические записки. Вып. 1. Уфа: УГИИ, 1973.
5. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. 2-е изд. М.: Музыка, 1965.
6. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: традиции и современность. Уфа: Гилем, 2006.
7. Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995.
8. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976.
- Содержание
- Введение
- Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора
- Стили и жанры башкирской народной музыки
- Башкирские обряды
- Обрядовые напевы
- Музыкальные образцы башкирского свадебного обряда
- Детский музыкальный фольклор
- Эпические напевы
- Музыка в башкирских сказках
- Башкирские мунажаты и баиты
- Песни о салавате юлаеве
- Протяжные лирические песни
- Кыска-кюи - короткие песни
- Такмаки
- Мелодика башкирских народных песен
- Поэтика башкирских народных песен
- Башкирские народные музыкальные инструменты
- Инструментальная музыка
- Комментарии
- Гульназ Салаватовна Галина башкирская народная музыка
- 450005, Уфа, ул. Мингажева, 120.