logo search

4.7. Координация компонентов интегрированных систем управления

Функционирование интегрированной автоматизированной системы управления требует обеспечения координируемости ее компонентов как по информационной и нормативной базе, так и по формируемым управленческим решениям.

Взаимосвязанность по информационной и нормативной базе в ИАСУ определяется исходя из того, что каждый компоненте соответствует своя степень подробности описания объекта. В связи с этим и детализация используемой информационной и нормативной базы должна меняться при переходе от уровня к уровню, т.е. от компоненты к компоненте. При этом должен существовать механизм перехода от детализации информации на уровне I к детализации информации на уровнях I+1 и I-1.

При координируемости по формируемым управленческим решениям задача координатора, в качестве которого выступает система верхнего уровня, состоит в выработке таких рекомендаций системам нижнего уровня, которые приведут к желательным результатам.

Координируемость решений в ИАСУ рассматривается как координация решений двух уровней совокупности элементов, обусловливающая формулирование согласованных решений двух взаимосвязанных компонент ИАСУ. Для координации решений предлагается следующая детализация элементов:

параметры, формируемые на верхнем уровне иерархии и выступающие в качестве ограничений в задачах нижнего уровня;

параметры, характеризующие состояние производственного процесса, которые передаются с нижнего уровня на верхний уровень;

механизм соподчинения задач, решаемых на нижнем и верхнем уровнях иерархии;

регламентация действий верхнего и нижнего уровней в единой системе.

Принципы координации ИАСУ принято рассматривать на примере двухуровневой системы, в которой рассматриваются цели функционирования трех типов, соответствующие трем типам решаемых задач - это глобальные, определенные по отношению ко всей системе и всему процессу производства, и задачи, решаемые вышестоящей и нижестоящей управляющими системами. Цели могут быть сходными и различными, а иногда и противоречивыми. В непосредственном контакте с производственным процессом находятся элементы нижнего уровня, поэтому достичь глобальной цели можно только через действия этих элементов. В связи с этим они должны быть координируемы как относительно решаемой выше задачи, так и задач, решаемых вышестоящими элементами. По сути дела координация сводится к обеспечению желательных результирующих взаимодействий элементов. Возможны три подхода для реализации такого взаимодействия.

1.Прогнозирование взаимодействий, которое осуществляется путем прогноза точного значения ожидаемого состояния процесса, например, с помощью имитационного моделирования.

2.Согласование взаимодействий, которое сводится в условиях производства к специализации последнего, к раздельному планированию разных видов производства в соответствии с требованиями рынка.

3.Оценка взаимодействия, которая является обобщением принципа прогнозирования. Координатор здесь не сообщает точных значений сигналов, а лишь ограничивает область их изменения.

Целесообразность и широта применения того или иного принципа зависят от специфики конкретного производства.

При реализации ИАСУ должны обеспечиваться информационное разделение и координация локальных решений. Информационное разделение заключается в обеспечении возможности оценивать одни подсистемы другими подсистемами, не изменяя при этом ни цели, ни ограничения, накладываемые на решения локальных подсистем.

Координация локальных решений состоит в том, что верхняя подсистема может оказывать влияние на нижние подсистемы на основании своих собственных наблюдений и окружающей среды.