logo search
ТЭП

3.1.2. Топливоснабжение при твердом топливе

Твердое топливо на промышленные предприятия доставляется преимущественно железнодорожным транспортом и в отдельных случаях – автомобильным. Водный транспорт твердого топлива из-за суровых климатических условий большей части территории России является сезонным и применяется редко. В горных районах доставка топлива может осуществляется с помощью подвесных канатных дорог.

При доставке железнодорожным транспортом твердое топливо поступает на предприятие в специальных вагонах, оборудованных нижними люками для выгрузки топлива. Груженые вагоны взвешиваются на железнодорожных весах и подаются в приемно-разгрузочное устройство. В зимнее время они предварительно проходят через размораживающее устройство. После разгрузки топливо поступает на узел пересыпки, откуда транспортными механизмами подается на склад или в дробильную установку, где измельчается до кусков с линейными размерами не более 10 … 15 мм. После этого оно повторно взвешивается на конвейерных автоматических весах и из узла пересыпки при помощи отборника отбирается средняя проба на химический анализ и на определение теплоты сгорания. С последнего раздающего конвейера топливо поступает в бункера котлов и печей.

В зависимости от конкретных условий состав и схема топливного хозяйства могут значительно видоизменяться. Например, при слоевом сжигании сортированных углей и кускового топлива отпадает необходимость в дробильной установке и связанных с ней механизмах.

В системе топливоподачи широко используются питатели, служащие для равномерной и непрерывной подачи топлива на транспортирующие устройства, в дробилки и мельницы.

Запасы топлива создаются на объединенных заводских складах и на складах заводской электростанции. По назначению склады подразделяются на расходные (буферные) и резервные. Расходные склады предназначаются для сглаживания неравномерности поступления топлива, а резервные – для создания значительных запасов топлива на случай длительных перерывов в его доставке с мест добычи. Вместимость расходного склада принимается из условия работы предприятия в течение двух-трех недель, а вместимость резервного склада – в течение месяца.

Топливо на складах обычно хранится на открытом воздухе в штабелях, каждый вид топлива – в отдельном штабеле. Размеры штабелей угля и сланца по высоте и в плане не ограничиваются. Для торфа из-за склонности его к самовозгоранию размеры и форма штабелей определяются особыми нормами.

Топливные склады должны отвечать следующим основным требованиям:

- полная механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- высокая степень надежности и постоянная готовность механизмов к работе в любое время суток;

- часовая производительность основных механизмов (без резерва)по выдаче топлива со склада в приемные бункера агрегатов должна соответствовать 100%-ной часовой потребности в топливе;

- хранение топлива на складах должно быть организовано в соответствии с требованиями пожарной охраны, техники безопасности и санитарных норм;

- потери топлива при складском хранении за счет окисляемости, изменения структурного состава, выветривания, раструски и т. п. должны быть минимальными.

Длительное хранение энергетических топлив на резервных складах может сопровождаться значительными потерями их теплотворной способности при саморазогреве вследствие окисления кислородом воздуха горючей составляющей топлива.

На крупных топливных складах среднегодовые потери топлива от окисления составляют 0,5%. Для снижения потерь топлива при хранении штабеля закладывает горизонтальными слоями толщиной от 0,8 до 2 м с разравниванием поверхности каждого слоя и его последующим уплотнением. Особенно тщательно уплотняются откосы штабелей. Систематически контролируют температуру внутри штабеля; при непрекращающемся росте температуры выше 60°С топливо из штабеля отправляют на сжигание, так как прекратить начавшееся возгорание чрезвычайно трудно.

По видам используемых для складских операций механизмов топливные склады подразделяются на:

- склады с поворотным штабелеукладчиком и роторным перегружателем на гусеничном ходу;

- кольцевые, оборудованные комплексом из штабелеукладчика и роторного перегружателя, вращающихся вокруг вертикальной оси центральной колонны;

- с одной или двумя машинами непрерывного действия на колесном ходу;

- с мостовым краном-перегружателем;

- с бульдозерами.

Выбор схемы механизации угольных складов в каждом конкретном случае определяется технико-экономическим обоснованием с учетом климатических условий, расхода и качества топлива.