logo search
Монтаж строительных конструкций О Е Пантюхов MS

4.3.1 Проектирование установки башенных кранов

Проектирование установки башенного крана заключается в следующем.

1. Исходя из конфигурации здания в плане, его размеров и высотных отметок, конструктивной схемы, расчетной массы подлежащих монтажу деталей и перемещаемых грузов, наличия подъездных путей, размеров дворо­вого участка, предварительно намечаются площадка для установки крана, обслуживаемый им фронт работ, его марка и вид; при выборе места установки крана следует иметь в виду, что ставить башенный кран на городских магистралях допускается в исключительных случаях при невозможности смонтировать его на дворовом участке (размеры дворового участка должны соответствовать минимальным габаритам площадки для монтажа крана согласно техническим характеристикам башенных кранов).

Рисунок 4.11 - Работа грузоподъёмных кранов в охранной зоне ЛЭП:

Zох - граница охранной зоны ЛЭП; So-граница опасной зоны ЛЭП

2. С учетом обслуживания краном наибольшего фронта работ и характеристик ремонтируемого здания и подлежащих монтажу деталей и перемещаемых грузов намечается ось рельсового пути крана.

3. Определяется длина рельсового пути:

lр.п. =lр + 2а/2 + 2lт.п. + 2·1,5 ,

где lр.п. - длина пути, м;

lр - рабочая длина рельсового пути - расстояние между начальной и конечной стоянками крана при работе, м;

а - полная длина ходовой рамы между буферами, м;

lт.п. - величина тормозного пути (можно принимать 1,5 м);

2 ·1,5 - запас рельсового пути с обоих концов за упором, м.

Если путь монтируется из инвентарных звеньев, то N ·12,5 ≥ lр.п. (где N - целое число звеньев пути, шт.).

4. Разрабатывается схема установки крана для максимальных значений L и Q (т) при требуемом Н и запроектированном согласно п. 3 рельсовом пути (см. рисунок 4.4). Если при этом обнаруживается, что параметры выбран­ного крана не полностью обеспечивают монтаж конструкций и перемещение грузов при заданных условиях, производится привязка другого крана либо намечается иное место его установки (с повторным выполнением этапов 1, 2 и 3) или принимаются меры к изменению конструктивного решения (замена запроектированных конструкций на конструкции, обладающие меньшей массой).

При определении максимальных значений L м, следует учитывать, что подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов, а также оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания не допускаются.

5. После определения начала и конца рельсового пути проектируются площадка, нижнее строение пути, водоотвод, балластная призма, рельсовый путь и его заземление.

6. Если приобъектная территория не имеет твердого дорожного покрытия, вдоль рельсового пути крана проектируется площадка для монтажа крана с покрытием из сборных дорожных железобетонных плит.

7. Устанавливается участок работы крана и определяются рабочая и опасная зоны в соответствии с характеристикой крана.

8. В целях безопасности эксплуатации крана допускаются ограничения поворота и вылета стрелы. Ограничение поворота достигается привязкой проекции конца стрелы в заданном вылете на расстоянии не менее 1 м от сигнального ограждения (рисунок 4.12, а).

Если конструкцией башенного крана предусмотрены технические устройства, обеспечивающие заданное ограничение угла поворота (наклона) стрелы по отношению к оси кранового пути, то в ППРк (проект производства работ крана) показывается это ограничение (рисунок 4.12, б). Для башенных кранов применяются подкрановые пути на деревянных шпалах. Рельсовый путь состоит из нижнего и верхнего строений. В состав нижнего строения входят земляное полотно и устройство водоотвода, верхнее состоит из балластного слоя и опорных конструкций (рисунок 4.13).

Площадку для укладки подкрановых путей готовят исходя из условия, что общий продольный уклон ее не должен превышать 0,5 %; в поперечном направлении полотно с односкатным профилем должно иметь уклон в сторону водостока от 0,8 до 1 %. От стен существующих зданий основание балластной призмы должно отступать не менее чем на 0,2 м (рис. 3.14).

Рисунок 4.12 - Схема установки башенного крана у ремонтируемого здания:

а – план; б – разрез; bp – ширина колеи рельсового пути; Ip – рабочая длина рельсового пути; b – длина ходовой рамы крана; Lт – величина тормозного пути: Lр.п. – полная длина рельсового пути; Lmax, Q – соответственно вылет стрелы и грузоподъемность; 1 – лоток для питающего кабеля; 2 – упоры; 3 – очаги заземления; 4 – распределительный щит; 5 – пункт подключения; 6 – стена ремонтируемого дома; 7 – выступающие части здания; 8 – поворотная платформа: 9 – ограждение подкрановых путей; а – ширина колеи; б – вылет поворотной платформы; в – расстояние от оси вращения до ограждения подкрановых путей; г – расстояние от первого рельса до стены здания; д – расстояние от поворотной платформы до первого препятствия на высоте до 2 м – 0,7 м; е – расстояние от поворотной платформы до первого препятствия на высоте свыше 2м – 0,4м

Нижний край балластной призмы подкранового пути при его устройстве у бровки выемки располагают от подошвы (низа) откоса выемки на расстоянии: для песчаных и супесчаных грунтов - не менее 1,5 м глубины выемки плюс 0,4 м; для глинистых грунтов - не менее глубины выемки плюс 0,4 м. Эти же требования должны выполняться при расположении указанных выемок с торцов подкрановых путей.

Рисунок 4.13 - Ограничение поворота стрелы монтажного крана:

а – привязкой проекции конца стрелы в заданном вылете; б – установлением предельно допустимого угла поворота стрелы

Рельсовые пути башенного крана должны быть ограждены. Складирование строительных материалов, размещение временных сооружений и оборудования на подкрановых путях, проезд автотранспорта и других машин по ним не допускается. При необходимости переезд через подкрановый путь для автотранспорта может быть устроен, но только по специальному проекту, обеспечивающему безопасность работы крана.

При капитальном ремонте крупных объектов с большим фронтом работ, позволяющим организовать выполнение механизированных процессов по разборке и монтажу конструкций параллельными потоками на различных захватках (секциях, флигелях, строениях) этого объекта, а также в случае производства ремонта групповым методом (с охватом ремонтными работами целых кварталов, микрорайонов или их частей) может оказаться необходимой и целесообразной одновременная установка и работа нескольких грузоподъемных кранов (рисунок 4.15). Проектирование установки этих кранов должно осуществляться с учетом условий их безопасной одновременной работы и возникающих при этом опасных зон.

Расстояние между радиусами действия двух грузоподъемных кранов, установленных на одном объекте, должно быть не меньше половины длины наиболее крупноразмерного груза, перемещаемого этими кранами, плюс 2-3 м. При работе двух и более башенных кранов на одном подкрановом пути во избежание их столкновения устанавливаются концевые выключатели механизмов передвижения, обеспечивающие остановку кранов на расстоянии не менее 5 м между перемещаемыми грузами или выступающими конструкциями кранов (рисунок 4.16).

Рисунок 4.14 – Поперечный профиль рельсового пути из сборных деревометаллических секций:

а – при колее до 4000 мм; б – при колее более 4000 мм: А – ширина колеи; Б – расстояние от оси первого рельса до выступающей части здания; В – ширина земляного полотна; 1 – балластная призма; 2 – деревометаллическая секция; 3 – стена здания; 4 – выступающая часть здания

Рисунок 4.15 – Схемы установки башенных кранов на объектах капитального ремонта:

а – три крана установлены у трех флигелей ремонтируемого здания (два лицевых и дворовый); б – два крана установлены во внутреннем дворе и на соседнем дворовом участке; в – два крана установлены у лицевого флигеля и во дворе; г – два крана установлены на дворовых участках