5.1 Организация строительной площадки в условиях
плотной городской застройки
При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда опасные зоны расположены вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами и выходят за пределы строительной площадки и в них попадают транспортные или пешеходные пути общего пользования, соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, и не представляется возможным выгородить опасную зону, допускается производство работ при условии выполнения соответствующих мероприятий, обеспечивающих безопасность людей, в том числе:
- устройство защитных сооружений, обеспечивающих защиту людей от действия опасных факторов;
- защита оконных и дверных проемов зданий, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;
- искусственное ограничение размеров и конфигурации опасных зон путем применения соответствующих технических средств (дополнительных средств ограничения зоны работы башенных кранов, страховочных устройств, защитных экранов и др.).
Высота предохранительного (защитного) ограждения (экрана) от уровня монтажного горизонта должна быть не менее 3 м, а принудительно ограниченная высота перемещения груза должна быть ниже верха предохранительного (защитного) ограждения не менее чем на 0,5 м.
На расстоянии не менее чем за 7 м от предохранительного (защитного) ограждения (экрана) груз должен быть опущен на высоту 0,5 м над монтажным горизонтом (или встречающимися на пути препятствиями при горизонтальном перемещении) и перемещаться к наружной стене здания (сооружения) на минимальной скорости с обязательным сопровождением оттяжками, предотвращающими разворот груза.
При наличии предохранительного (защитного) ограждения (экрана) наружные стены должны выполняться из мелкоштучных элементов.
При обоснованной необходимости устройства наружных стен из стеновых панелей, блоков или монолитного бетона с использованием крупнопанельной опалубки должны быть разработаны дополнительные меры безопасности на стадии разработки рабочего проекта.
Пешеходный переход вдоль защитного ограждения (экрана) должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и располагаться от него не ближе 2 м.
Если возводимое здание или сооружение примыкает к зданию меньшей высоты и в опасной зоне проживают люди, необходимо на период выполнения работ с помощью грузоподъемного крана произвести, с согласия владельца, отселение людей из части существующего здания, попадающего в опасную зону.
В обоснованных случаях допускается возведение примыкающего или близко находящегося здания (сооружения) большей высоты, чем существующее, без отселения людей или остановки производства в нем с соблюдением следующих мероприятий:
- возведение здания производить под защитой предохранительного ограждения (экрана) из элементов трубчатых лесов (или другой конструкции) с устройством сплошной стенки из досок толщиной не менее 40 мм и с двумя настилами вплотную к наружной стене, один из которых установлен на высоте 6 м от основания лесов, а второй - на уровне монтажного горизонта. С наружной стороны лесов устанавливается металлическая тканая или синтетическая сетка;
- поворот стрелы крана должен быть ограничен параллельно примыкающей стене существующего здания на расстоянии не менее 2 м от защитного ограждения (экрана), а груз не должен доводиться до экрана на расстояние менее 1 м. Допускается подведение груза на меньшее расстояние, но под защитой участка наружной стены возводимого этажа;
- высота перемещения груза краном должна быть ограничена и быть ниже верха защитного ограждения (экрана) не менее чем на 0,5 м. Изменение ограничения высоты подъема производится после последующего наращивания защитного ограждения (экрана);
- наружные стены со стороны примыкания здания (сооружения) возводятся только из мелкоштучных элементов;
- перемещаемый груз на расстоянии за 7 м от наружной стены (размер от габарита груза) должен быть опущен на высоту 0,5 м от монтажного горизонта или встречающихся на пути препятствий и перемещаться далее на минимальной скорости с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;
- перемещаемые колонны должны иметь высоту на 1 этаж. В примыкающей к зданию 7-метровой зоне сборные конструкции, элементы, детали, оборудование целесообразно монтировать под дополнительной защитой наружных стен;
- все работы краном в 7-метровой зоне от наружной стены примыкания здания производить по наряду-допуску и под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
- грузоподъемность крана и грузоподъемность стропов должны быть снижены на 10 % против номинальных значений (установленных паспортом) для соответствующего вылета, одновременно при этом испытание крана производится на установленную паспортом грузоподъемность;
- допустимая высота кирпичной кладки стен, выполняемой в зимних условиях, определяется проектной организацией. Проектная организация в рабочих чертежах должна предусмотреть мероприятия, обеспечивающие устойчивость и геометрическую неизменяемость стен в период оттаивания;
- рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51248-99.
Возведение здания (сооружения), примыкающего к более высокому эксплуатируемому зданию (сооружению), разрешается вести без остановки производства и выселения людей.
При этом должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие безопасность людей в существующем здании; кроме того, необходимо в существующем здании (сооружении) закрыть оконные проемы предохранительными (защитными) ограждениями (экранами).
Максимальная высота перемещения груза краном должна быть ниже существующего здания не менее чем на 0,5 м, а стрела крана не должна доводиться до существующего здания на расстояние менее 2 м.
Строительные грузы, подаваемые в зону, примыкающую к существующему зданию, на расстоянии 7 м (размер от габарита груза) от места примыкания здания, опускаются на высоту 0,5 м над перекрытием (или другими возведенными конструкциями) и на минимальной скорости подводятся к месту установки.
Проносить груз над примыкающим зданием запрещается, что должно быть обеспечено техническими мероприятиями.
При применении для строповки железобетонных плит перекрытия или других аналогичных конструкций страховочного устройства, выполняемого методом обвязки, укладку плит производят так, чтобы не защемить стропы, а затем после перестроповки за монтажные петли перемещают конструкции в проектное положение, при этом не смещая их с места проектных опор и не поднимая на высоту более 10 см.
Если возводимое здание (сооружение) имеет высоту, равную высоте примыкающего здания (сооружения), необходимо до последнего этажа работы производить с ограничением зоны обслуживания в сторону существующего здания, а возведение последнего этажа производить после устройства защитного ограждения на крыше примыкающего здания также с ограничением зоны обслуживания в сторону существующего здания.
При последовательном строительстве жилых домов, примыкающих друг к другу или рядом стоящих, необходимо не заселять в выстроенном доме секцию, примыкающую к строящемуся зданию, а заселенные секции и входы в них не должны попадать в опасную зону.
Возможность установки лесов на крыше существующего здания при наличии согласия владельца должна быть подтверждена проектом.
При установке лесов на крыше существующего здания под основание лесов укладывается сплошной настил из досок толщиной 20 – 25 мм на величину опасной зоны от зданий, определенной от полной высоты лесов.
При несогласии владельца или при низкой несущей способности крыши проектная организация в рабочих чертежах должна предусмотреть специальные консоли из металлоконструкций, закладываемые в стены возводимого здания.
При возведении примыкающих зданий (сооружений) необходимо, чтобы у применяемых кранов не было больших запасов по высоте подъема, стрела крана при нахождении на стоянке для нерабочего состояния должна быть выше существующего здания, попадающего в зону перемещения, не менее чем на 2 м.
В случае, если существующее здание или сооружение не примыкает вплотную к строящемуся зданию (сооружению), но расположено в пределах опасной зоны, необходимо разработать мероприятия, обеспечивающие безопасное нахождение людей в существующем здании (сооружении), а также исключить нахождение людей между строящимся и существующим зданиями или разработать мероприятия по уменьшению или ликвидации опасной зоны.
При примыкании к строящемуся зданию (сооружению) или нахождении вблизи промышленных, административных и других зданий нежилого типа допускается производство строительно-монтажных работ при соблюдении следующих условий:
- исключение проноса груза над эксплуатирующимся зданием;
- разграничение по времени или зонам (захваткам и т. п.) производства строительно-монтажных работ и ограничение пребывания людей в существующем здании или его отдельных частях с составлением разграничительного акта, подписанного администрацией (владельцем) существующего здания и строительной организацией;
- назначение администрацией существующего здания (сооружения) приказом лица, ответственного за выполнение условий безопасности;
- устройство ограждения опасной зоны внутри эксплуатируемого здания (сооружения), на кровле запирание на замки с опечатыванием входов в помещения, попадающие в опасную зону;
- определение размеров зоны, из которых необходимо отселить людей или ограничить время их пребывания (указывается в ПОС).
Для строительства у эксплуатируемых многоэтажных зданий одно- и двухэтажных пристроек торгового и коммунально-бытового назначения, как правило, используются стреловые самоходные краны.
Краны должны иметь минимальный запас высоты подъема, которая должна быть меньше существующего здания.
Все оконные и дверные проемы существующего здания, попадающие в опасные зоны от действия крана и строящегося здания, закрываются защитными ограждениями (экраном), которые не должны мешать эксплуатации существующего здания.
Входы в существующие здания должны быть вне опасной зоны от действия крана и строящегося здания.
Основание, по которому перемещается и устанавливается самоходный кран, должно иметь твердое покрытие и уклоны, отвечающие требованиям паспорта применяемого крана.
До разборки или реконструкции зданий (сооружений), технического перевооружения необходимо провести обследование их общего состояния, а также фундаментов, стен, колонн, перекрытий, сводов и других конструкций и узлов их сопряжения с определением степени потери несущей способности конструкций.
По результатам обследования составляется техническое заключение с рекомендациями по усилению (закреплению) конструкций и определяется последовательность выполнения работ.
До начала работ по реконструкции или сносу зданий (сооружений) должны быть отключены и вырезаны вводы (выпуски) газа, водопровода, канализации, теплосети, электроснабжения, связи и другие коммуникации.
Освещение мест производства работ осуществляется по временной схеме (линии) электроснабжения.
Разборка конструкций должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
В зону производства работ необходимо закрыть доступ для посторонних лиц, непосредственно не связанных с производством работ по разборке и демонтажу конструкций.
У зоны производства работ должны быть установлены запрещающие знаки, определены подходы к рабочим местам.
Не допускается производство работ по разборке конструкций одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали.
Демонтаж конструкций с помощью крана должен производиться при наличии наряда-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов.
Так как строповочные приспособления в демонтируемых конструкциях, как правило, отсутствуют либо повреждены или сильно коррозированы, а сами конструкции разнотипны, для каждой из них необходимо разрабатывать индивидуальные способы строповки, а при необходимости – с усилением конструкций и временным раскреплением.
Для строповки конструкций лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно проверить состояние каждой конструкции и возможность ее строповки в соответствии с принятой в ППРк схемой и дать разрешение на строповку.
До подъема конструкцию необходимо отсоединить от всех постоянных креплений.
Устойчивые конструкции типа ригелей, плит перекрытий отсоединяются от проектных креплений до их строповок, а неустойчивые конструкции типа колонн – после строповки или временного раскрепления.
Для проверки отсутствия у подлежащей к перемещению краном конструкции связей, защемлений и креплений с другими конструкциями необходимо с помощью монтажных ломиков несколько сдвинуть ее с места и приподнять с каждой стороны или угла на несколько сантиметров. Эта операция выполняется в застропленном состоянии груза при слабом натяжении канатов грузозахватного приспособления.
При перемещении конструкция вначале приподнимается над проектным положением на несколько сантиметров при наименьшей скорости, чтобы еще раз убедиться, что она не защемлена, затем поднимается на высоту 0,2 – 0,3 м для определения надежности действия тормозов крана и строповки конструкции, после чего производится дальнейшее перемещение ее на склад или в транспорт.
При необходимости перемещаемая конструкция может удерживаться оттяжками от вращения и случайного разворота; сопровождение конструкции с помощью оттяжек производится, как правило, на небольшие расстояния и высоту (до отведения от оставшихся существующих конструкций на расстояние не менее чем на 1 м). При реконструкции или строительстве зданий (сооружений) в стесненных условиях, когда требуется перемещать груз над производственными, жилыми или служебными помещениями, где находятся люди, необходимо разработать мероприятия, обеспечивающие безопасное выполнение работ, в том числе на плоской кровле, несущая способность которой должна быть рассчитана на ударную нагрузку от падения груза с высоты его перемещения, выполнить защитный накат в зоне перемещения груза из бревен диаметром 10,0 – 12,0 см или бруса такой же толщины, уложенный в летних условиях на слой песка толщиной 100 мм или в зимних условиях при длительном сроке производства работ на слой полужестких минераловатных плит толщиной 75–100 мм, защищенный пленкой от намокания и промерзания, обеспечивающих безопасное выполнение работ.
Ширина зоны перемещения груза должна быть не менее чем на 3 м больше габарита груза. Груз в сопровождении оттяжек должен перемещаться на высоте 0,2 – 0,3 м над накатом.
Для плоских и наклонных кровель, не имеющих достаточной прочности, должно быть выдано проектное решение по временному усилению или устройству из металлоконструкций защитной площадки (навеса) для проноса груза.
Возможность перемещения груза подтверждается владельцем существующих помещений.
Непосредственно в период перемещения груза краном в зоне проноса груза (с учетом опасной зоны) под перекрытием должны отсутствовать люди на всех этажах.
- Введение
- 1 Исходные данные для проектирования
- 2 Состав, содержание и оформление курсового проекта
- 2.1 Состав пояснительной записки
- 2.2 Состав графической части проекта
- 2.3 Оформление курсового проекта
- 3 Последовательность разработки курсового проекта
- 3.1 Анализ объемно-планировочной и конструктивной схемы зданий
- 3.2 Состав комплексного процесса монтажа зданий
- 3.3 Определение объемов монтажных работ
- 3.4 Выбор методов производства монтажных работ
- 3.5 Выбор монтажных приспособлений
- 4 Выбор грузоподъемных машин и механизмов, транспортных средств
- 4.1 Выбор грузоподъёмных машин (кранов)
- 4.1.1 Указания к выбору
- 4.1.2 Выбор башенных кранов
- 4.1.3 Выбор самоходных стреловых кранов
- 4.1.4 Привязка грузоподъемных машин к зданиям и сооружениям
- 4.2 Выбор схемы механизации монтажных работ и вертикального транспорта на объектах реконструкции и ремонта
- 4.2.1 Указания к выбору схем механизации
- 4.3 Проектирование установки грузоподъемных машин
- 4.3.1 Проектирование установки башенных кранов
- 4.3.2 Проектирование установки стреловых самоходных кранов
- 4.3.3 Проектирование установки строительных подъемников
- 4.4 Определение опасных зон, образующихся при работе грузоподъёмных машин (кранов) и механизмов
- 4.5 Ограничение зон обслуживания кранами при работе в стеснённых условиях
- 4.6 Технико-экономическое сравнение грузоподъёмных машин (кранов)
- 4.7 Выбор транспортных средств
- 5 Проектирование строительных генеральных планов
- 5.1 Организация строительной площадки в условиях
- 5.2 Технико-экономические показатели стройгенпланов
- 6 Разработка технологических карт
- 6.1 Методика разработки
- 6.2 Примерный перечень объёмов работ для составления карт при строительстве вновь возводимых зданий и сооружений
- 6.3 Содержание технологических карт
- Многоэтажные промышленные здания
- Одноэтажные промышленные здания
- Гражданские здания
- 6.4 Разработка технологических схем
- 6.5 Определение технико-экономических показателей
- 7 Технология производства монтажных работ
- 7.1 Монтаж стальных конструкций каркасов одноэтажных зданий
- 7.2 Монтаж железобетонных конструкций каркасов многоэтажных зданий
- 7.3 Замоноличивание стыков и заделка швов
- 7.4 Особенности монтажа сборных конструкций в зимних условиях
- 8 Определение продолжительности и планирование производства монтажных работ
- 9 Расчет потребности в материально-технических ресурсах
- 10 Контроль качества монтажных работ
- 11 Обеспечение безопасных условий труда при производстве монтажных работ
- Исходные данные для проектирования
- Варианты объемно-планировочных схем зданий
- Основные конструктивные элементы несущего каркаса одноэтажного здания
- Сечения бескрановых сплошностенчатых колонн из широкополочных двутавров
- Габариты элементов колонн
- Стальные фермы из парных уголков и широкополочных тавров
- Элементы покрытия
- Узлы сопряжения элементов каркаса
- Объем сопутствующих монтажу работ
- Усредненные показатели единовременных затрат
- Нормы затрат труда на монтаж стальных конструкций одноэтажных зданий
- Среднестатистические расчетные данные среднемесячной температуры зимнего периода работ
- Относительная прочность бетона при изотермическом прогреве
- Относительная прочность бетона в зависимости от сроков и температуры твердения
- Относительная прочность бетона с противоморозными добавками при твердении при отрицательных температурах
- Рекомендуемый состав звена рабочих-строителей (без машиниста крана) при монтаже строительных конструкций и сопутствующих монтажу работ
- Предельные отклонения фактического положения железобетонных конструкций (колонн, ригелей) многоэтажных зданий
- Содержание