logo search
БУРОВЫЕ СТАНКИ И БУРЕНИЕ СКВАЖИН

Глава 3. Технологический иструмент тведросплавного бурения

3.1. Бурильная колонна твердосплавного бурения

Твердосплавное бурение - это разновидность враща­тельного колонкового способа, при котором разрушение горной породы осуществляется породоразрушающим инструментом, ар­мированным твердосплавными резцами. Это наиболее распро­страненный способ: по объему он занимает первое место и составляет более трети механического бурения. Применяется он при бypeнии мягких (I-IV категории) и средних (V-VII категории) горных пород, так как механическая скорость твердосплавного бурения этих пород выше, чем алмазного.

Однако следует отметить, что длина рейса при твердо­сплавном бурении, вследствие быстрого износа резцов и ограни­ченной длины колонковой трубы, невелика (не более 3-5 м), по­этому с целью повышения производительности бурения пород средних категорий твердосплавное колонковое бурение все чаще заменяют алмазным - снарядами со съемными керноприемниками, снабженными специальными зубчатыми и резцовыми алмаз­ными коронками. Механическая скорость бурения этими корон­ками несколько ниже, чем твердосплавными. Но длина рейса во много раз превышает длину рейса при бурении твердосплавными коронками. Это делает перспективной полную замену твердо­сплавного бурения - алмазным, что требует совершенствования алмазных коронок.

По сравнению с алмазными твердосплавное бурение имеет следующие преимущества:

1. Вследствие более совершенной конструкции коронок, большего выхода резцов из короночного кольца и большей глу­бины их внедрения в породу средних категорий механическая скорость бурения бывает выше, чем при алмазном бурении.

2. Твердосплавные резцы менее чувствительны к динами­ческим ударным нагрузкам, чем алмазные, поэтому вибрация бу­рильной колонны мало влияет на разрушение резцов. При твер­досплавном бурении не предусматривается такой сложный ком­плекс антивибрационных мероприятий, как при алмазном буре­нии.

3. Стоимость твердосплавного породоразрушающего инст­румента значительно ниже стоимости алмазного.

4. Более проста технология отработки коронок.

К недостаткам твердосплавного бурения следует отнести быстрый износ резцов вследствие недостаточно высокой термо­стойкости материала, это ограничивает значения параметров тех­нологических режимов, снижает длину рейса, диапазон перебуриваемых пород и производительность бурения в целом.

Буровой инструмент, при помощи которого осуществляют процесс бурения называют, технологическим инструментом, а набор технологических инструментов, собранных в определенной последовательности для бурения скважин - буровым снарядом. Буровой снаряд состоит из бурильной колонны и забойного снаряда (колонкового набора).

Бурильную колонну собирают из свечей, соединяемых замками, а свечи - из нескольких бурильных труб, соединяемых муфтами или ниппелями.

Б урильная колонна выполняет роль передаточного вала (трансмиссии) от станка к забойному снаряду и служит для передачи осевого усилия и крутящего момента на породоразрушающий инструмент. Одновременно она является каналом для направления промывочной жидкости от бурового насоса к забою скважины (при прямой промывке) или от забоя к устью скважины (при обратной промывке).

Б

Рис.3.1 Конструкции стальных бурильных труб:а - с ниппельным соединением; б - с замково-ниппельным соединением; в - с замково-муфтовым соединением; 1 - ниппель типа Б; 2 - трубы; 3 - ниппель типа А; 4, 7 - ниппель замка; 6 – муфта

урильная колонна - это важнейшее звено технологической цепи, подвергающееся различным видам деформации: кручению, изгибу, сжатию, растяжению, вибрации, знакопеременным нагрузкам, истиранию. Все эти нагрузки и деформация приводит к ограничению технологических параметров, отказу бурильной колонны, к авариям. Более 90% аварий в разведочном бурении связано с отказом бурильной колонны. Как известно, механическая скорость бурения растет с увеличением осевой нагрузки и окружной скорости. Исследователи А. А. Минин и А .А. Пожарский создавали осевые усилия до сотен тонн и окружные скорости до нескольких тысяч оборотов в минуту и не нашли максимума механической скорости бурения. Применяющиеся при разведочном бурении новые стальные бурильные трубы диаметров 42 и 50 мм при 500 об/мин допускают осевые нагрузки всего 1,5-1,8 т. Это указывает на то, что большим ограничителем механической скорости бурения является бурильная колонна. Чтобы полностью использовать возможности бурильной колонны, следует до минимума снизить опасные для бурильной колонны деформации, вибрации, знакопеременные нагрузки и износ снаряда. Для этого необходимо хорошо знать причины их возникновения, уметь определять оптимальные типы и размеры конструктивных элементов бурильных колонн, правильно их выбирать и эксплуатировать.

В совершенствовании бурильных колонн и правильной их отработке заложен огромный резерв повышения производитель­ности бурения.

Для твердосплавного бурения применяют следующие компоновки бурильных колонн:

- стальных бурильных труб с муфтово-замковыми со­единениями (СБТМ);

- стальных бурильных труб с ниппельно-замковыми соединениями (СБТН);

- легкосплавных бурильных труб с муфтово-замковыми соединениями (ЛБТМ);

- утяжеленных бурильных труб (УБТ).

Бурильные колонны из стальных бурильных труб с муфто­во-замковыми соединениями (рис. 3.1) до сего дня занимают до­минирующее положение в твердосплавном бурении вследствие ряда достоинств этих соединений. Их применяют при бурении скважин большого диаметра (76 мм и более) и значительной глу­бины.

Трубы бесшовные с высаженными внутрь концами с на­ружной конусной треугольной резьбой изготавливают из стали марки 36Г2С. Для упрочнения труб производят их термическую обработку и закалку токами высокой частоты (ТВЧ). Стальные бурильные трубы с муфтово-замковыми соединениями выпуска­ют диаметром 42, 50, 63,5 мм, длиной 1,5; 3,0; 4,5 и 6 м (послед­няя длина - для бурильных труб диаметром 63,5 мм).

Муфты предназначены для соединения бурильных труб в свечи и представляют собой патрубки, имеющие с обоих концов внутреннюю мелкую коническую резьбу. Их изготавливают из стали марки 36Г2С. Размеры муфт: диаметры - 57, 65, 83 мм, длина- 130, 140, 150 мм.

Замки служат для соединения бурильных свечей в колонну и состоят из двух частей:

а) ниппелей, имеющих, с одной стороны, внутреннюю мелкую коническую резьбу для соединения с бурильными трубами, с другой - наружную крупную резьбу

б) муфт, имеющих с одной стороны, внутреннюю мелкую резьбу для соединения с бурильными трубами, другой - внутреннюю крупную коническую резьбу для соединения с ниппелем замков.

Муфты замков имеют пазы для установки колонны на подкладную вилку и пазы для установки наголовников (для захвата ручным элеватором). Ниппели замков имеют пазы для установки отбойной (ведущей) вилки труборазворота. В последних конструкциях замков для снижения напряжения в процессе бурения в последнем витке (у основания) резьбы ниппеля вместо сбега резьбы сделана кольцевая проточка.

Замки изготавливают из стали марки 40ХН. Наружные поверхности муфт ниппелей замков (за исключением концевых частей) подвергают индукционной термообработке на глубину 1,5-2,5 мм. Замковую (крупную конусную) резьбу подвергают термообработке на глубину 3,5-5 мм. Наружный диаметр замков равен диаметру муфт.

К достоинствам муфтово-замковых соединений можно отнести:

1) вследствие увеличенной толщины стенок соединений по сравнению с ниппельными соединениями достигается высокая их прочность;

2) благодаря конусности резьбы замков достигается высокая герметичность, высокая скорость свинчивания и развенчивания свечей;

3) вследствие большего диаметра соединений, по сравнению с диаметром бурильных труб, снижается износ и достигается центрирование бурильной колонны в скважине большего диаметра;

4) соединения имеют значительно большие внутренние диаметры, чем у ниппелей, из-за чего заметно снижает гидравлические сопротивления при циркуляции жидкости.

Из недостатков муфтово-замковых соединений следует отметить следующее:

1. Увеличенный зазор между бурильными трубами и стен­ками скважин приводит при больших нагрузках к изгибу труб.

2. Снижение площади контакта бурильной колонны со стенками скважин и повышение силы распора в местах соедине­ний приводит к вибрации снаряда.

В настоящее время с целью повышения производительно­сти бурения переходят на бурение скважин малого диаметра (ме­нее 76 мм), что позволяет использовать более высокие скорости вращения снаряда. Для того, чтобы сохранить максимальный диаметр (а, следовательно, прочность) бурильных труб при буре­нии скважин малого диаметра, пришлось отказаться от муфтово-замковых соединений, имеющих большой диаметр, и перейти на ниппельно-замковые соединения, близкие по диаметру к буриль­ным трубам. Помимо сохранения прочности, такая гладкостволь­ная колонна, благодаря уменьшению зазора между бурильной колонной и стенками скважины, позволяет снизить изгибающие деформации труб, их трение о стенки скважин и вибрацию. Все это повысило ресурс бурильных труб, а снижение вибраций, кро­ме того, снизило количество самозаклинок керна, повысило его выход.

Бурильную колонну с ниппельными соединениями (СБТН) при твердо-сплавном бурении применяют для скважин малого диаметра глубиной да 1500 - 2000 м. Она состоит из стальных бурильных труб, ниппелей типа В и ниппельных замков.

Бурильные трубы типа СБТН изготавливают из тех же ста­лей, что и СБТМ, и выпускают диаметром 33,5; 42 и 50 (54); 63,5 (68) мм; длиной 1500, 3000, 4500 мм (трубы диаметром 33,5 мм, длиной 4500 мм не выпускают). На концах трубы имеют внутреннюю ленточную (или мелкую коническую) резьбу.

Ниппели типа В представляют собой патрубки, на концах которых нарезана крупная ленточная (трапецеидальная) резьба (или мелкая треугольная конусная резьба). Ниппели типа В применяют для соединения бурильных труб в свечи, их изготавливают из стали марки 40Х. Для упрочения ниппелей производят термообработку.

Н иппельные замки служат для соединения бурильных свечей в колонну и состоят из ниппелей типа А и полуниппелей тип Б. Ниппель типа А аналогичен по конструкции ниппелю типа В, полуниппель типа Б имеет, с одной стороны, внутреннюю, с другой наружную резьбу для соединения с бурильной трубой и с ниппелем типа А. Ниппели и полуниппели имеют пазы для подкладной, отбойной вилок и установки наголовников. Для большей жесткости соединения, предупреждения заедания резьбы при свинчивании ниппели новых конструкций замков имеют хвостовики, а полуниппели, соответственно, расточку. Для снижения напряжений в замковой резьбе у ее основания делают разгрузочную канавку. Замковая резьба ниппельного замка диаметром 63,5 мм - коническая, треугольная.

Н

Рис.3.2. Конструкция колонны бурильных труб с конусно-винтовым соединением: 1 - труба; 2 - ниппель замка; 3 - муфта замка КВС

иппельные соединения менее герметичны по сравнению с муфтово-замковыми, они требуют большего времени на их свинчивание и отвинчивание, но имеют диаметр, близкий диаметру бурильных труб: 34; 42,5; 54,5 и 63,5 мм, что увеличивает площадь контакта бурильной колонны со стенками скважины (а, следовательно, снижает их вибрацию), позволяет использовать бурильные трубы для бурения скважин малых диаметров и обеспечивать малые зазоры между бурильными трубами и стенками скважины.

Для центрирования и предохранения бурильной колонны от износа применяют стабилизаторы, армированные твердым сплавами, и центрирующие ниппели, для скважин большого диаметра - протекторы и фонари.

Однако высокоскоростное бурение скважин малого диаметра трубами с ниппельными соединениями старого стандарта диаметром 50 и 63,5 мм не позволило полностью устранить изгиб и вибрацию снаряда из-за значительного зазора между стенкам скважин и трубами, которые были равны, соответственно, 59 – 50 = 9 мм и 76 – 63,5= 12,5 мм.

К роме того, ниппельные соединения с цилиндрической резьбой оказались неудобными при свинчивании и развинчивании замков, так как при спуске снаряда, вследствие ударов, соединения деформируются, наблюдаются заедания в резьбе и вы­ход их из строя.

В

Рис. 3.3. Конструкция колонны легкосплавных бурильных труб ЛБТН: 1-труба; 2 - проточка цешрярующая; 3 - ниппель: 4 - замковый ниппель

се это заставило геологоразведочные организации конст­руировать собственные соединения бурильных колонн. Появи­лись такие соединения, как НЗСУ57, 50/3-42, КВС (рис. 3.2) и др. Суть их сводится к тому, что вместо нип­пельных замков для бурильных труб старого сортамента использовались замки с конус­ной резьбой, на размер меньшие замков муфтово-замковых соединений, предназна­ченных для этих труб. Так, для бурильных труб ниппельного соединения диаметром 50 мм стали применять замки от бурильных труб диаметром 42 мм (т.е. замки диаметром 57 мм). Этим самым удалось увеличить цен­трирование колонны (зазор между стен­ками скважины и замком составил всего 59 - 57 = 2 мм) и благодаря конусному со­единению, увеличить скорость свинчивания и развинчивания. Повышение центрирования колонны позволило повысить и скорость вращения и, в конечном счете производи­тельность бурения.

Однако и в этом случае полностью устранить вибрацию снаряда не удалось вследствие разности диаметров труб и соеди­нения. Кроме того, ухудшилось качество резьбы, уменьшился диаметр проходного отверстия, что делает невозможным спуск через трубы приборов и ориентаторов.

В результате многолетних испытаний ВИТР разработал новую конструкцию бурильных колонн типа СБТН. Вместо труб диаметром 50 и 63,5 мм используют трубы ниппельного соединения диаметром 54 и 68 мм, что снижает зазор, соответственно, до 5 и 8 мм. Для твердосплавного бурения скважин малого диаметра рекоменду­ются трубы диаметром 33,5; 42, 54, 68 мм. Конструкции нип­пельных замков для бурильных труб диаметром 54 мм и менее, были несколько изменены. Для центрирования элементов замка, предупреждения заедания резьбы при свинчивании ниппель замка имеет направляющий хвостовик, а полуниппель, соответственно - расточку под хвостовик. Для снижения напряжения в конечном витке рабочей резьбы наружная резьба заканчивается не сбегом, а разгрузочной канавкой. Рабочая резьба ниппельного замка диаметром 68 мм - коническая (рис. 3.2). Материал труб ниппельного соединения - сталь 36Г2С, соединений - 40ХН. Бурильные колонны из легкосплавных труб (ЛБТМ-54, рис. 3.3) при твердосплавном бурении применяются очень редко на глубинах от 800 до 2000 м скважин большого диаметра (76-93 мм). Материал труб - алюминиевый сплав Д16Т, замков - стал 40ХН, муфт - сталь марки 36Г2С. Толщина стенок - 7,5 мм. По конструктивному исполнению бурильная колонна ЛБТМ-54 аналогична бурильной колонне ЛБТМ-50. Есть и отличия: 1) наружная резьба на трубах имеет цилиндрический стабилизирующий поясок со стороны большого основания конуса резьбы, а внутренняя резьба на муфтах и замках, соответственно, - расточку что снижает изгиб в резьбовой части; 2) на концевых участках бурильных труб и соединений имеются прорези для установки ключей труборазворота при сборке или разборке бурильной колонны.

Компоновки нижней части бурильной колонны из утяжеленных бурильных труб УБТ (рис. 3.4) предназначены для создания осевой нагрузки, уменьшения искривления скважин, увеличения жесткости и снижения износа в сжатой части бурильной колонны. С помощью УБТ колонна бурильных труб поддерживается в растянутом состоянии, что снижает их трение, износ и расход энергии на вращение снаряда.

Для твердосплавного бурения вертикальных скважин при­меняют следующие компоновки УБТ:

  1. БТ-Р-73 - с ниппельно-замковыми соединениями типа СБТМ. Но в отличие от последних, трубы в свечи соединяются не муфтами, а ниппелями с конусной резьбой. Все соединения имеют диаметр, равный диаметру труб. Материал труб - сталь 36Г2С, соединений - 40ХН.

  2. УБТ-РПУ-89 - с приварными замками. Соединение в све­чи и свечей в колонну осуществляется с помощью замков. Диа­метры соединений одинаковы с диаметром бурильных труб. Ма­териал труб и соединений тот же, что и у УБТ-Р-73.

Бурильные трубы твердосплавного бурения выбирают в соответствии с конструкцией скважины.

Для скважин малого диаметра (менее 76 мм) рекомендует­ся применять стальные бурильные трубы ниппельного соедине­ния типа СБТН, а для бурения скважин большого диаметра (76 мм и более) - бурильные трубы муфтово-замкового соедине­ния. Диаметры бурильных труб желательно выбирать ближайшими к диаметру коронки (см. табл. 1.1). При ступенчатой конструкции скважины следует подбирать ступенчатую бурильную колонну.

Бурильные трубы диаметром 42 мм рекомендуется применять для бурения скважин глубиной не более 700 м. При глубине скважин свыше 1000 м большого диаметра применяют бурильные трубы диаметром 63,5 мм, а для скважин малого диаметра можно использовать легкосплавные бурильные трубы типа ЛБТН-54.

Нижнюю часть колонны при бурении скважин большого диаметра желательно укомплектовать УБТ.

Рис. 3.4 Утяжеленые бурильные трубы: а - УБТ-Р-73: 1 - нипель; 2 - полуниппель; 3 - труба; 4 - трубный ниппель; б - УБТ-РПУ: 1 - ниппель; 2 - труба; 3 - муфта

Выбор бурильной колонны необходимо обосновать, т.е. указать ее достоинства и преимущества перед другими типами бурильных колонн.