logo
БУРОВЫЕ СТАНКИ И БУРЕНИЕ СКВАЖИН

2.6. Современные и зарубежные буровые установки

В последнее время в России и за рубежом разрабатываются новые более производительные установки разведочного бурения.

ОАО «Геомаш» совместно с компанией ШКТН (Германия) создали современную буровую установку УБТ-000 для бурения разведочных скважин и скважин на воду. На станке можно применять различные способы бурения: вращательное колонковое, сплошным забоем, с прямой и обратной циркуляцией промывочной жидкости и продувкой, бурение шнеками, ударно-вращательное бурение, с применением забойных пневмо - или гидроударных машин. Установка укомплектована подвижным вращателем с ходом подачи 5,5 м. Глубина бурения 600 м. Начальный диаметр скважины 600 мм, конечный 190 мм.

Кыштымским заводом (Россия) освоено производство установок НКР-100МП для пневмоударного бурения.

Шведские фирмы “Атлас Копко” и “Сандвик’ разработали метод бурения в неустойчивых породах с одновременной установкой обсадной колонны при помощи эксцентричного долота.

Обратная циркуляция» и бурение с одновременной обсадкой скважины, глубиной 200-250 м.

Компания Atlas Copco широко использует методы «обратная циркуляция» является наиболее производительным способом получения образцов пород в шламообразном состоянии высокого качества. Механическая скорость бурения при этом методе составляет 1,5 м/мин и выше. Из-за высокой производительности затраты на отбор проб этим методом в среднем бывают в 2,5-3 раза меньше, чем при традиционном колонковом бурении.

Помимо пневмоударного способа бурения с «обратной циркуляцией» Atlas Copco рекомендует применять пневмоударный способ с одновременной обсадкой скважин.

В настоящее время метод с одновременной обсадкой скважин находит в мире все большее распространение при бурении неустойчивых горных пород и грунтов (песок, глина, галечник).

Компания Atlas Copco предлагает 2 системы бурового инструмента для бурения с одновременной обсадкой скважин: систему SYMMETRIX, созданную на основе пневмоударного бурения с эксцентриковым расширителем. Эти системы предусматриваются для бурения на воду и при начальном бурении геологоразведочных скважин в неустойчивых породах.

SYMMETRIX является универсальной системой инструмента, представляющего колонны буровых и обсадных труб, соединенных через обсадной башмак с пилотным и кольцевым штырьевыми долотами в забойной части. Энергия пневмоударника передается на пилотное долото для разрушения центра забоя и через башмак на кольцевое долото для разрушения периферийной части забоя (рис.2.28).

Рис. 2.28. Система SYMMETRIX компании Atlas Copco

При этом колонна обсадных труб без вращения опускается вслед за кольцевым долотом. Крутящий момент и усиление подачи с вращателя буровой установки передается только на колонну буровых труб. Пилотное долото после достижения требуемой глубины извлекается из скважины вместе с бурильной колонной.

Диапазон диаметров системы составляет 76 - 1220 мм, максимальная глубина бурения - 200 - 250м. За счет симметричности нагрузки на забой обеспечивается исключительная прямолинейность скважины.

Система ODEX является аналогом системы SYMMETRIX и предназначена для бурения скважин долотами диаметром 96 - 306 мм в неустойчивых горных породах при глубине скважины до 70 - 80 м.

Принцип работы системы основан на разрушении пород пилотным штырьевым долотом с эксцентриковым расширителем (рис.2.29).

Рис. 2.29. Система ODEX компании Atlas Copco

Конструкция ODEX позволяет разделить усилие подачи буровой установки и энергию удара на работу, необходимую для процесса бурения, и работу для перемещения колонны буровых труб вслед за пилотным долотом.

Пилотное долото опережает эксцентриковый расширитель. Следуя за пилотным долотом увеличивает диаметр скважины и обеспечивает продвижение обсадной колонны. После достижения требуемой глубины бурения обсадки эксцентриковый расширитель выводится в исходное положение под действием обратного вращения шпинделя и вся бурильная колонна извлекается из скважины с долотом, расширителем и пневмоударником.

Метод Odex предусматривает применение пневмоударников как в верхней части обсадной колонны так и в нижней, эффективность погружения обсадных труб при нижнем положении пневмоударника более высокая, так как при этом энергия не расходуется на деформацию бурильных труб.

На расширителе имеются выступы, не допускающие поступления шлама в зазор между обсадными трубами и стиральными ребрами.

Она использует погружные пневмоударники типа COP-54, COP-64, которые работают от бортового компьютера производительностью 405 л/с при давлении 2,5 МПа. “Атлас Копко” выпускает также установки COP-34, COP-44 для скважин диаметром 89-100 мм.

Мировым лидером по производству современных буровых установок для сооружения скважин как с поверхности Земли, так и подземных выработок является шведское предприятие Atlas Copco. В нашей стране нашли применение следующие зарубежные установи: Boart Longytar, Christenen CS, Explorac, Mustang, Diamec.

Буровая установка Boart Longyear

Таблица 2.10

Показатели

LF90

Глубина бурения, м

Мачта

Высота, м

Угол наклона (забуривания), град

Длина свечи, м

Двигатель-дизельный

Мощность

Вращатель

Число оборотов, об/мин

Ход вращателя, м

Гидронасосы производ/раб.время

Главный

Вторичный

Вспомогательный

Лебедка-главная

Грузоподъемность, кг

Лебека ССК, кг

Система подачи

Усилие подачи вверх/вниз, кН

Ход подачи, м

Частота вращения, об/мин

1 передача

2 передача

3 передача

4 передача

Гидропатрон PQ

Удерживающая способность, кН

До 1220

45-90

149

2200

3,35

165/31

64/21

42/14

7258

998

111,7

1,83

122-199

246-400

439-714

769-1250

222,5

Рис 2.30. Boart Longyear LF90

Техническая характеристика показана в табл. 2.10.

Установки передвижные представляют собой мачту, шарнирно соединенную с двумя опорными кронштейнами рамы модуля подъемных механизмов (рис. 2.31), рама закреплена болтами на основании буровой установки.

Рис. 2.31. Модуля подъемных механизмов

Основание может быть оборудовано двухосной транспортной тележкой с четырьмя колесными подвесками (рис. 2.32).

Рис. 2.32. Транспортная тележка

Для выравнивания установки на местности установка имеет четыре механических выравнивающих домкрата. Для подъема мачты на раме модуля подъемных механизмов смонтированы гидравлические цилиндры. Тут же на раме закреплены две лебедки – одна – для СПО труб, а вторая для СПО ССК.

В нижней секции мачты закреплен шток цилиндра подачи бурового снаряда. Сам цилиндр связан с кареткой вращателя, перемещающейся по направляющим под действием давления масла в цилиндре.

В верхней части нижней секции мачты смонтирован центратор бурильных труб, а в основании мачты съемный кронштейн с отверстием для центрирующей втулки обсадных труб. На нем также крепится гидравлический трубодержатель с зажимными кулачками. Нижняя часть секции мачты оборудована телескопическим ограждением вращающейся бурильной трубы.

В верхней секции мачты установлен алюминиевый направляющий желоб, обеспечивающий скольжение пробки-вертлюга при спуско-подъемных операциях (рис. 2.33).

Рис 2.33. Верхняя секция мачты

Рис. 2.34. Нижняя секция мачты

Рис. 2.35. Кронштейн с центрирующей втулкой для труб

Для привода исполнительных механизмов (насосов, вращетелей, лебедок) на основании установки смонтированы модуль силовой установки и гидравлический модуль. Силовой модуль представлен 6-цилиндровым дизельным двигателем Gummis GBTA5,9L с водяным охлаждением, турбонаддувом и предварительным охлаждением воздуха мощьностью 149 кВт с рабочим объемом 5,9 литра.

Маховик двигателя имеет зубчатую передачу на гидронасосы.

Силовой модуль (рис. 2.36) включает в себя дистанционную панель управления оборудованную тахометром, счетчиком моточасов, манометром давления масла, датчиком температуры двигателя, вольтметром, электрическим приводом дросселя и кнопкой аварийной установки.

Гидравлический модуль (рис. 2.38) включает три смонтированных в ряд гидравлических насосов (главный наос для гидромотора вращателя, вторичный для промывки насоса) с общим приводом от дизельного двигателя, контрольные клапаны, алюминиевый маслоблок с фильтрами на 230литров, смонтированный над насосами, гидравлические шланги, клапаны управления, фильтры и монометры. Гидравлический модуль также содержит панель управления функциями установки и панель управления двигателем.

Для промывки скважин в установке имеется насос FMC W 11 (рис. 2.39) с гидроприводом (гидромотор работает от вторичного маслонасоса). Произ-

водительность 132 л/мин, давление 6,9 МПа.

Рис. 2.37. Панель управления Рис. 2.36. Силовой модуль

Рис. 2.38. Гидравлический модуль

Рис. 2.39. Насос FMC W 11

Для приготовления промывочной жидкости установка имеет миксер (рис. 2.40). Гидромотор миксера работает от вспомогательного гидронасоса.

Рис. 2.40. Миксер Рис. 2.41. Вращатель

Вращатель установки PQ (рис. 2.41) подвижный, перемещается вдоль желоба мачты с помощью гидравлического цилиндра. Состоит вращатель из аксиально-поршневого гидромотора, коробки скоростей целиндра вращателя и зажимного патрона.

Аксиальный роторно-поршневой гидромотор типа Г-15 показан на рис. 2.42.

Его вал смонтирован на опорах качения, установленных в корпусе и распределительном диске - 8. Ротор - 9 посажен на вал - 1. В цилинд­рах ротора размещены поршни - 10. Поводком - 5 ротор соединен с барабаном установленном на валу. Толкатели - 13 расположены против поршней ротора.

В наклонной расточке корпуса смонтирован упорно-радиальный подшипник - 14 с подвижным кольцом - 3, которое контактирует с толкателями барабана.

Гидромотор имеет торцевое распределение жидкости. В диске - 8 размещен подшипник - 6 и выполнены два полукольцевых паза – 21 с каналами - 22 для подвода и отвода масла. Полукольцевые пазы разделены двумя диаметрально противоположными перемычками - 19, имеющими скосы - 18 для предупреждения запирания масла в цилиндрах и обе­спечения плавного изменения давления в них при соединении с полостями нагнетания и всасывания.

Рис. 2.42. Аксиальный роторно-поршневой гидромотор

Для увеличения жесткости диска в полукольцевых пазах оставлены перемычки - 16, заниженные относительно поверхности контакта опорно-распределительного диска с ротором. Пружина - 4 прижимает ротор к торцевой поверхности опорно-распределительного диска, сектора - 15 которого пред­назначены для уменьшения контактного давления.

Принцип работы гидромотора следующий: масло через один из каналов - 22 и соединеный с ним полукольцевой паз поступает в находящиеся против этого паза цилиндры ротора, воздействуя на поршни и толкатели. Перемещаясь толкатели упираются в подвижное кольцо - 3 подшипника. Благодоря наклонному положению подшипника возникают тангенциальные силы, вращающие толкатели вместе с барабаном, валом и ротором.

При вращении вала толкатели, находящиеся против второго полукольцевого паза, перемещаются в сторону опорно-распределит­ельного диска, вследствие чего поршни выталкивают масло в сливную трубку. Каждый из цилиндров ротора поочередно соединяется с нагнетательным и сливным полукольцевыми пазами. В нейтральных положениях полости цилиндров перекрыты перемычками - 19, разделяющими полукольцевые пазы.

Для реверси­рования вала гидромотора изменяют направление потока масла, подводя его в полукольцевой паз, через который масло отводилось. Для улучшения работы торцового распределения предусмотрена свободная посадка ротора на вал, благодаря чему толкатели пере­дают на ротор только осевые усилия и торцовое распределение разгружено от радиальных и тангенциальных сил, возникающих при передаче на вал гидромотора крутящего момента или из-за неточности изготовления и сборки. Отжим ротора от опорно-расп­ределительного диска маслом, протекающим через торцовое распределение, предотвращается путем отвода масла через кольцевую проточку 20 и пазы 17 в корпус гидромотора. Для отвода масла, протекающего через полость подшипника 6,предусмотрен канал 7. Из корпуса гидромотора масло отводится через отверстие 11. Детали гидромотора смазываются маслом, находящимся в корпусе, а толкатели маслом, подводимым через канал вала.

Вал 1 (рис. 2.43) аксиально роторно-поршневой гидромотора, смонтированный на подшипниках, соединен с ротором (блок.ом цилиндров) 4 карданом 3. Поршни 10 соединяются с фланцем вала 1 шатунами 11. С помощью пружин 2 и 5 действуя на поршни и толкатели. Перемещаясь, толкатели упи­раются в подвижное кольцо 5 подшипника. Благодаря наклон­ному положению подшипника возникают тангенциальные силы, вращающие толкатели вместе с барабаном, валом и ротором.

Принцип работы аксиального роторно-поршневого мотopa с наклонным блоком цилиндров типа 11М аналогичен описанному, но конструктивное исполнение его иное (рис. 2.43).

Рис. 2.43. Аксиальный роторно-поршневого мотор с наклонным блоком цилиндров.

Пружинно-гидравлический патрон представлен конусом с зажимным кулачковым устройством. Патрон имеет семь кулачков, которые приводятся в действие посредством азотных аккумуляторов для обеспечения наилучшей осевой удерживающей нагрузки.

Внизу мачты на съемном кронштейне крепится также зажимной патрон – трубодержатель, работающий под действием гидравлики.

Пружина гидравлического патрона соединена со шпинделем вращателя (трубодержателя) резьбой. Бурильные трубы зажимаются кулачками с помощью тарельчатых пружин - 2, передающих осевое усилие через клиновые соединения.

Рис. 2.44. Пружинно-гидравлический патрон

Разжимаются кулачки при помощи гидравлического давления. Гидравлический цилиндр - 3 патрона установлен нафлянце - 11 вращателя и соединен маслопроводом с краном управления. При повышенном давлении в цилиндре поршень - 4 через упорный подшипник - 5 и обойму - 6 сжимает тарельчатые пружины - 2. Обойма перемещается вниз разводит кулачки - 7 в радиальном направлении, освобождая трубы. Закрепление раскрепление патрона осуществляется с пульта управления.