logo search
Galina_Bashnarmuz(1)

Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора

Проблема классификации фольклорных жанров – одна из самых сложных в науке, прежде всего по той причине, что искусство любого народа – явление синкретическое, многосоставное. Попытки систематизировать отдельные элементы общего неизбежно ведут к нарушению целостности того или иного фольклорного явления. Поэтому ни одна существующая классификация не является совершенной, удовлетворяющей всем предъявляемым требованиям.

Классифицировать можно по разным признакам. Чаще всего фольклористы пользуются заимствованным из литературоведения термином "род поэзии", означающим "способ изображения действительности" или тип повествования и делят фольклорные жанры на эпос, лирику и драму. В эпос (по-латински – повествование) объединяются фольклорные жанры, основанные на последовательной повествовательности, логическом изложении информации, основанном на фабульном сюжете. В башкирском фольклоре это – кубаиры, иртеки, хикаяты, кисса, сказки, легенды и предания. Из перечисленных жанров не все являются музыкальными. Наличие музыкального напева в них определяется единственно верным способом – формой изложения фольклорного произведения, а именно стихотворной или прозаической. Ведь "в народном творчестве стихи – это то, что напевается, а проза – то, что сказывается". Говоря иначе, у всех народов стихотворные фрагменты фольклорных произведений напеваются, т.е. имеют музыкальный компонент. Стало быть, кроме легенд и преданий, остальные жанры являются музыкальными (сказка – частично, т.к. в ней напевается прямая речь героя, излагаемая, как правило, стихотворно). Значит, с древнейших времён стихотворная рифмованная речь признавалась речью более высокого порядка, нежели прозаическая.

В лирических жанрах фольклора событие всегда описывается через призму восприятия героя, здесь важно не само событие, а отношение рассказчика к нему. Иногда чувства полностью затмевают разум: о том, что произошло, мы узнаём (или не узнаём) из переживаний человека. Таким образом, к сфере лирики относятся песни, такмаки, свадебные причитания – сенгляу, мунажаты.

Драматический род поэзии обязательно содержит какой-либо конфликт и воплощает его в процессе развития. Драма как фольклорный жанр встречается редко, в башкирском фольклоре в чистом виде драма не существует вовсе, можно говорить лишь об её отдельных элементах. В музыке – это песни, сопровождаемые обрядовым, трудовым или хореографическим действием. Сюда входят календарные, земледельческие, семейно-бытовые, хороводные трудовые и плясовые песни.

Возможна другая классификация – по функциональным особенностям – это обрядовые и необрядовые жанры народной музыки. К обрядовым жанрам относится то, что исполняется только во время конкретных праздников (светских и религиозных) и обрядов в конкретное время (свадьбы, например), к необрядовым – то, что исполняется в любое время и при любых обстоятельствах.

Возможна хронологическая классификация: традиционный фольклор (фольклор дооктябрьского периода) и фольклор советского периода.

Среди других научных критериев очень распространён тематический принцип, существующий внутри каждого жанра, когда сюжеты делятся по идейно-образному содержанию. Такая классификация считается самой лёгкой и поэтому традиционной. Например, башкирские сказки по тематике делят на четыре группы: сказки о животных, богатырские, волшебные и социально-бытовые. Внутри каждой группы существуют более мелкие подгруппы. В эпосе тематический принцип является основным для определения жанра: если содержание сюжета героическое, с батырами в образах главных героев – значит, это кубаир, если романтически любовное – это кисса, если бытовое – это иртек, если речь идёт о межродовых взаимоотношениях – это хикаят. Башкирские песни, баиты, мунажаты, сенгляу также классифицируют по тематике, о чём будет сказано далее.

И, наконец, существует ещё один принцип, главный для музыкантов – это классификация по музыкальным особенностям, с использованием терминологии, сложившейся в народной практике. Рассмотрим её.