logo search
Антонова Е

3.11.1. Текущий ремонт

К текущему подземному ремонту относятся: замена насо­сов, замена труб и штанг или изменение характера их под­вески, очистка скважин от песчаной пробки, несложные ловильные работы (ловля оборвавшихся штанг и других пред­метов в колонне насосно-компрессорных труб). Эти работы выполняют бригады по подземному ремонту скважин, орга­низуемые на каждом предприятии по добыче нефти и газа.

Рассмотрим операции по очистке ствола скважин от пес­чаных пробок.

Нормальная эксплуатация скважин иногда нарушается вслед­ствие образования песчаных пробок на забое. Для возобнов­ления эксплуатации скважины, в которой образовалась пес­чаная пробка, следует удалить весь скопившийся песок. В неглубоких скважинах песчаные пробки небольшой мощнос­ти в основном удаляют желонками.

Обычная желонка представляет собой трубу диаметром 75—100 мм с тарельчатым или шариковым клапаном на ниж­нем конце и с дужкой для прикрепления каната на верхнем. Длина такой трубы обычно не превышает 8— 12 м.

Желонку спускают в скважину на канате. Когда до проб­ки остается 10— 15 м, тормоз лебедки отпускают и желонка под действием силы тяжести ударяется о песчаную пробку. При этом клапан открывается и некоторое количество песка входит в желонку. Для большего наполнения желонки ею несколько раз ударяют о пробку. Чтобы опорожнить желон­ку, ее надо поставить клапаном на какой-либо острый стер­жень, укрепленный в полу буровой; при этом клапан откро­ется и из желонки выйдет вся грязь.

Кроме простой желонки используются желонки поршне­вого действия, в которых захват песка с забоя скважины происходит в результате создания вакуума в ее рабочей по­лости при движении поршня вверх. Применяют также авто­матические желонки, принцип действия которых основан на создании резкого перепада давления на забое скважины и в рабочей полости желонки.

Очистка ствола скважины от песчаных пробок желонка­ми — длительная и малоэффективная операция: за каждый рейс желонки на поверхность извлекается небольшое коли­чество песка. Кроме того, при этом изнашивается канат, портится эксплуатационная колонна в результате трения об нее каната. Предпочтительнее удалять песчаную пробку из скважины промывкой.

Способ ликвидации песчаных пробок в скважинах про­мывкой их водой или нефтью заключается в следующем. В скважину до пробки спускают колонну промывочных труб. Через эти трубы или по затрубному пространству под давле­нием прокачивается жидкость. Под действием струи пробка размывается. Размытая порода вместе со струей жидкости поднимается по кольцевому пространству между эксплуата­ционной колонной и колонной промывочных труб или непос­редственно по трубам.

Способ промывки, при котором промывочная жидкость нагнетается в трубы, а смесь размытой породы и жидкости выходит на поверхность по межтрубному пространству меж­ду обсадной колонной и промывочными трубами, называется прямой промывкой. При обратной промывке промывочная жидкость нагнетается в кольцевое пространство между эксп­луатационной колонной и промывочными трубами, а размы­тая порода поднимается по подъемным трубам.

В качестве промывочных труб используют обычные насосно-компрессорные трубы.

Для промывки скважин применяют передвижные насосы, смонтированные на автомашине или на тракторе и работаю­щие от их двигателя. Такие установки называются промывоч­ными агрегатами. При промывке скважин агрегат устанавли­вают непосредственно у скважины, а подачу жидкости регу­лируют переключением скоростей его двигателя.

Более сложные работы, связанные с ликвидацией аварий с подземным оборудованием (ловля и извлечение оборван­ных труб), исправлением поврежденных эксплуатационных колонн, изоляцией вод, переходом на другой эксплуатацион­ный объект, относятся к категории капитального ремонта скважин. Такие работы выполняют специализированные бригады по капитальному ремонту скважин. Эти же брига­ды обычно выполняют все операции по обработке призабойных зон (гидравлический разрыв пласта, гидропескост­руйная перфорация, кислотная обработка скважин, вибро­обработка и др.).