logo search
Сергаева история НГП

Тема 3. Начало нефтяной промышленности

Начало нефтяной промышленности связывают с появлением механического бурения скважин на нефть (впервые применили в США в 1859 г.). В России годом рождения отечественной нефтяной промышленности считают 1864 г. Именно в этом году на Северном Кавказе были пробурены первые нефтяные скважины с применением ударного бурения. В 1866 г. одна из этих скважин дала фонтан с начальным дебитом нефти около 200 т/сут (дебит – объем нефти, поступающей из бурения скважины в единицу времени, выражается в л/с, м3/ч, м3/сут). Бурение нефтяных скважин в России получает развитие начиная с 70-х годов XIX в. Об этом можно судить по следующим данным: если в 1872 г. в районе Баку эксплуатировались только две нефтяные скважины, то в 1873 г. с внедрением механизированных способов бурения растет и глубина скважин. Так, средняя глубина скважин составляла: в 1873 г. – 22 м, 1883 г. – 59 м, 1893 г. – 114 м. К началу XX века в этом же районе бурили скважины глубиной до 300 м. В связи с этим росла и добыча нефти. В 1837 г. нефтеперегонный завод недалеко от Баку построил горный инженер Н. И. Воскобойников. В 1869 г. в Баку существовало уже два завода, в 1872 г. – 57, в 1876 г. – 146.

Говоря о нефти, нельзя не сказать о газе и асфальте. Первым нефтепродуктом, с которым познакомилось человечество, был асфальт. Он представляет собой вязкое смолистое вещество, получаемое в результате длительного выветривания нефти (выветривание – процесс разрушения горной породы под воздействием внешних факторов с изменением физического состояния горной породы и химического состава). Асфальт получил своё название в древней Греции, по-гречески означает прочный, крепкий. Ещё в 460…450 гг. до н.э. Геродот в «Истории Греко-персидских войн» описал персидские и месопотамские асфальтовые месторождения. В настоящее время определение «асфальт» трансформировалось и означает смесь битума с измельченными материалами. История применения природной смолы уходит глубоко в древность. Широко известен библейский миф о Ное и его ковчеге, который был осмолён снаружи и внутри.

Асфальт в древности играл значительную роль при строительстве самых разнообразных сооружений. Археологи находят его в каменной кладке развалин дворцов, храмов и триумфальных арок. Им покрывали основания водоемов и скрепляли потолки туннелей.

На Среднем Востоке, на берегу Евфрата в местечке Иди, существовал смоляной промысел, где добывалась нефть и получали асфальт. В 700–500 гг. до н.э. в Вавилоне асфальт использовали как водонепроницаемое вещество при создании этого одного из семи чудес света – «висячих садов» Семирамиды. Земля поднятых на колонны садов, пруды и фонтаны покоились на основании с асфальтом. С тех древних пор уже разрушены дворцы, уничтожены сады, а некоторые пруды сохранились и поныне, битум всё еще не утратил своих гидроизоляционных свойств.

Как же транспортировали битум для строительства? Археологи утверждают, что речники Евфрата пользовались нефтеналивными суднами. Это были судна, похожие на лукошко, сплетенное из прутьев и обмазанное густым битумом, которые приводились в движение веслами.

Вторая экспедиция «Ра-2» ученого и путешественника Тура Хейердала закончилась благополучно, потому что торцы папирусных стеблей были пропитаны природным битумом.

Первая в России гидроизоляционная конструкция из асфальта находится в Петербурге в Зимнем Дворце. Она была применена в 1867 г. для устройства Зимнего сада и надежно служит до сих пор.

Асфальт широко использовался и как связующее вещество. В Библии рассказывается, что при строительстве легендарной Вавилонской башни вместо цемента при кладке использовалась «Земляная смола», то есть асфальт. Наиболее старые участки Великой Китайской стены за 400 лет до н.э. сооружены на природном битуме.

Асфальт применялся и для получения твердых покрытий. В Древнем Египте в амбарах для хранения зерна (3000 г. до н.э.) пол и стены покрывали асфальтом.

Асфальт в качестве дорожного покрытия археологи обнаружили на отрезках примитивных асфальтовых дорог, построенных вавилонянами, ассирийцами. Неизвестна дата создания дорог в Новом Свете, но когда после открытия Америки испанцы проникли в 1532 г. в Перу, они обнаружили там прекрасные асфальтовые дороги.

Европейцы применили битум в качестве дорожно-строительного материала лишь в начале XVIII века по воле случая. Асфальт, падая с телег, смешиваясь с пылью и щебнем, превращался в отличное дорожное покрытие. К тому же в Швейцарии было открыто асфальтовое месторождение в Юрских горах.

Широко асфальт начинает применяться только в XIX веке. В 1832–1835 гг. в Париже были выполнены работы по мощению городских улиц и тротуаров асфальтом. В России первые попытки асфальтирования тротуаров были сделаны в Одессе в 1839 г. владельцем первого в стране асфальтового завода К. И. Борно. Позднее, в 1865 г. заасфальтировали террасы Зимнего дворца в Петербурге, а с 1866 г. стали асфальтировать дворы, тротуары, улицы и площади. Асфальт ввозили из-за рубежа, так как первый завод в Одессе закрылся из-за начавшейся Крымской войны. И только в 1874 г. в России был построен асфальтовый завод вблизи г. Сызрань.

Современные дороги покрыты асфальтом, изготовленным на базе нефтяных битумов, получаемых в результате окисления воздухом тяжелых остатков перегонки нефти при температуре 239–340 оС. Этот процесс был разработан в 1896 г., а внедрен лишь в 1914 г.