logo search
Сергаева история НГП

Газ как моторное топливо

Современный мир характеризуется резким ростом числа автомобилей. Возросла потребность в значительном увеличении объемов выработки бензина. Ученые и инженеры во всем мире стали активно искать ему замену.

Специалисты разных стран обращают внимание прежде всего на те ресурсы, которые имеются на их Родине с избытком. Так, в Германии убеждены, что наилучшей заменой бензину является метанол (метиловый спирт) и прогноз таков: в будущем каждый четвёртый автомобиль в мире будет работать на нем. Российские специалисты остановили свой выбор на природном газе. Объясняется это следующим:

  1. ресурсы газа значительно превосходят ресурсов нефти, поэтому есть время разрабатывать сгорание и даже новые типы двигателей;

  2. в выхлопах газового двигателя нет сернистого газа (так как в природном газе серы, как правило, нет), а концентрация окиси углерода в несколько раз меньше (благодаря большей полноте сгорания газа);

  3. среднее октановое число природного газа равно 105, что выше, чем у лучших марок бензина. Октановое число – условная количественная характеристика стойкости к детонации моторных топлив. Октановое число численно равно процентному содержанию изооктана (марки автобензинов – с 76 до 98, авиабензинов – выше 95);

  4. двигатели на газовом топливе работают в 1,5…2 раза дольше, чем на бензине, так как при сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, вызывающих абразивный износ цилиндров и поршней двигателя; кроме того, газ не смывает масляную пленку с поверхности цилиндров, как бензин, и не вызывает коррозию металла.

Для заправки автомобилей газ может применяться в двух видах: газообразном (используется природный газ, который сжимают до 20–25 МПа) и жидком (используется пропан-бутановая смесь, которую охлаждают до –162 0С и хранят под давлением 1,6 МПа).

Экономически целесообразней использование сжатого газа, так как затраты на сжигание в 2…3 раза больше, чем на сжатие.

Итак, основными продуктами переработки нефти являются: бензин, керосин и мазут.

Познакомимся с остальными продуктами переработки нефти.

В марке бензина указано октановое число – показатель интенсивности детонации. Чем выше октановое число бензинов, тем более «мягкую» работу двигателя можно обеспечить.

Известные присадки следующих типов: вязкостные, антиокислительные, термоокислительные, антикоррозионные, противоизносные, противозадирные, противопенные, многофункциональные, антиобледенительные и другие – отсюда и такое многообразие выпускаемых масел.

Назначение разнообразное: смазывание подшипников, узлов трения, для шариков, газовых кранов, для герметизации и консервации, смазывание тросов. Представитель – солидолы.

Все нефтепродукты получают из нефти при её переработке, которую называют перегонкой. Суть всех способов так называемой прямой гонки следующая. Любой жидкий углеводород нефти имеет температуру кипения, выше которой он испаряется (по мере увеличения числа атомов углеводорода в молекуле температура кипения увеличивается). Например, бензол C6H6 кипит при 80 оС, а толуол C7H8 – при 111 оС.

И наоборот, если пары бензола охладить ниже температуры кипения, он снова превратится в жидкость. Рассмотрим одну из перегонок. При перегонке типичной нефти можно получить: 3 % бензина (углероды С4–С10), 10 % керосина (С11–С12), 15 % дизельного топлива (С13–С20), 20 % смазочных масел (С21–С40), 24 % остатка мазута (С40 и выше). Таким образом, из сложной многокомпонентной нефти получаются новые вещества (фракции), близкие между собой по углеродному составу и, следовательно, по свойствам. Из этих фракций, иначе называемых базовыми нефтепродуктами, можно получить продукты с заданными качествами. Автомобильные бензины А-76, А-92, АИ-93, А-95 имеют практически один и тот же фракционный состав, но существенно отличаются по значению октанового числа, характеризующего устойчивость топлива к детонации. Авиационные бензины отличаются от автомобильных повышенным содержанием легкоиспаряющихся углеводородов (которые являются низкокипящими). По преимущественному содержанию в природной нефти тех или иных фракций нефть можно классифицировать как бензиновую, керосиновую или масляную.

Фракции, получаемые путем перегонки или ректификации, характеризуются температурными пределами: температурой начала кипения и температурой окончания кипения.

На рис. 1 представлена схема использования нефти и процессов в нефтепереработке.

Рис. 1. Схема использования нефти