logo search
Galina_Bashnarmuz(1)

Протяжные лирические песни

Содержание протяжных лирических песен составляет прежде всего область духовного мира, выражение разнообразных душевных переживаний, чувств и настроений. «Свойственная башкирам медитативность, созерцательность («Что вижу, то пою»), одушевление всего живого явились теми чертами в характере народа, которые способствовали свободному выражению лирических, непосредственно высказываемых чувств» (9, с. 9). По своей тематике лирические песни разнообразны. Значительную часть их составляют социально-бытовые песни. В них поётся о любви к родной земле – самом святом из человеческих чувств ("Агидель", "Туяляс", «Санлы-узяк» и т.д.), в которых народ необычайно опоэтизировал природу Урала; размышления о судьбе и бренности мира ("Пройденная жизнь», «Ильяс», «Не кричи, кукушка», «Магисарвар»), социальной несправедливости ("Эльмалек", "Долины реки Удряк"), добрососедстве и родстве (застольные или гостевые песни, главный смысл которых – в единении и поддержке друг друга). «Мотивы человеческой верности и неверности, величия Духа и предательства, силы любви и диктата общества звучат во многих башкирских озон-кюй» (9, с. 12).

В любовных песнях в идеализированном виде воплощается внешний облик любимой девушки, у которой косы чёрные, как шёлк, брови вразлёт, как крылья ласточки, стан стройный, как тростник, пальцы, как камыш, зубы, как жемчуг. Классическим образцом любовной лирики в башкирском фольклоре является песня «Салимакай», а также песни «Гульгизар», «Кусбика» и др. В любовных песнях с помощью метафор и сравнений воплощена не только внешняя, но и внутренняя красота башкирской девушки, её гордость, скромность, достоинство. В некоторых песнях воплощается свидание девушки и джигита, такие песни изложены в диалогической форме («Дочь хана», «Перевал», «Льётся дождик», «Загифа»). Скорую песню «Ирэндек» музыковеды с подачи Л. Лебединского всегда причисляли к разряду охотничьих (12, с. 58; 16, с. 79). На самом деле, это восторженное высказывание о любимой, когда душу героя переполняет радость бытия. И красивейший горный хребет Ирэндек, и беркут, некогда обитавший там и крик которого упоминается в тексте, фигурируют в плане параллелизма как образы счастья, полноты жизни. Мысль эту подтверждает и легенда, приводимая А.И. Харисовым. Речь в ней идёт об охотнике Булгаире, основавшем с группой башкир у восточного склона Ирэндекских гор деревню Кусей. Поражённый красотой увиденной природы, он срезал тростник-курай и сложил песню (6, с. 290).

Песни о несчастной женской судьбе порождены старинными патриархальными обычаями, когда обычай продавать за калым, полигамия (многожёнство) и левират (обычай выходить замуж за младшего брата мужа в случае его смерти) были обычным явлением. Подобные песни исследователи делят на две подгруппы. Первая – о судьбе девушек, насильно проданных за калым («Таштугай», «Зульхизя», «Залифакай», «Мадинакай»); вторая подгруппа возникла на основе какого-либо несчастного случая. Так, героиня песни «Ашкадар» потеряла мужа на охоте во время половодья, героиня песни «Камалек» – жениха, Гильмиязу украли в детстве, Зульхабиру проиграл в карты собственный отец – Хамасадик мулла и т.д.

***

Среди песенного наследия башкир имеется некоторая часть песен, в которых поэтические тексты контаминированы, т.е. не закреплены за определенными мелодиями. В фольклористике их называют разные песни (т5рл5 йыр2ар) или по их древнему названию песни-робаги (роба1и), т.е. рубаи, поскольку они являются таковыми не только по стихосложению (принцип рифмовки А-А-В-А), но и по содержанию (10, с. 182-183). С. Галин перечисляет пути возникновения такого рода песен. Во-первых, в тех случаях, когда песня исполняется не целиком, а частично (допустим, два куплета из пяти), оставшиеся куплеты постепенно отделяются от «своей» песни и начинают жить самостоятельной жизнью. Так, например, произошло со следующей строфой из протяжной песни «Армия», которая бытует и самостоятельно, и как куплет рекрутской песни:

#ояш сы1а 9йл9неп, Настанет утро, солнышко взойдет,

А3 болот3а б9йл9неп. Оно в зенит по облакам восходит.

И69н бул8а3, бе2 3айтырбы2 Коль будем живы, мы придем домой,

Тыу1ан илг9 9йл9неп. Как наше солнце по утрам приходит.

(3, с. 116)

Во-вторых, такие песни могли создаваться импульсивно, экспромтом, как результат импровизации. Бросается в глаза и то, что песни-робаги имеют лирическое содержание, насыщены размышлениями и душевными переживаниями героя. Классифицировать их сложно. По тематическому принципу они делятся на песни о родной земле, мужской судьбе, бренности жизни и раздумьях о ней, любовные и гостевые, т.е. они в основном совпадают с содержанием лирических песен.

По музыкальным особенностям и типу поэтической строфы песни-робаги подразделяются на протяжные и короткие (10, с. 192). С. Галин отмечает, что протяжные песни разнообразнее по содержанию, в них сильнее выражены социальные и общественно-философские проблемы, ибо они создавались духовно зрелыми людьми, познавшими разные стороны жизни. Короткая же песня – это преимущественно творчество молодых, поэтому главными мотивами в них являются любовь и различные бытовые темы. Песни-робаги активно развивались и в советский период параллельно с кыска-кюями, усваивая все разнообразие новых сюжетов (см.: 4).

Лит.: 1. Асфандияров А.З. Народы Башкирии в Отечественной войне 1812 года //«Любезные вы мои…». Уфа, 1992.

2. Башкирские народные песни, песни-предания / Сост. Ф.А. Надршина. Уфа, 1997.

3. БНТ. Том 8. Песни / Сост. С.А. Галин. Уфа, 1995.

4. БНТ. Том 9. Песни советского периода / Сост. М.Т. Мамбетов, Б.С. Баимов. Уфа, 1996.

5. Буран1олов М. С9с9н аманаты. %ф5, 1995.

6. Баш3орт халы3 ижады. 1-се том. %ф5, 1954.

7. Баш3орт халы3 йыр2ары / Т52. Л. Лебединский, Х. (хм9тов, (. Харисов. %ф5, 1954.

8. Баш3орт халы3 музыка с9н19те. 1-се том / Т52. Р. С5л9йм9нов. %ф5, 2001.

9. Галимуллина Р.Т. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. иск. Магнитогорск, 2002.

10. Галин С.(. Баш3орт хал3ыны4 йыр поэзия8ы. %ф5, 1979.

11. Дияров К. Сал Уралды4 мо4дары. %ф5, 1988.

12. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. 2-е изд. М.: Музыка, 1965.

13. Песни моего народа / Сост. Кильдиярова Ф.А. Уфа: Песня, 1995.

14. Салават Юлаев. Энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2004.

15. Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995.

16. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976.