logo
ОПУС

Основные черты риска.

Риск как социально-экономическая категория

Противоречивость

Неопределенность

Альтернативность

Конкурентно-исторический характер

Поскольку риск – объективное явление, его следует оценивать с точки зрения возможного ущерба и потерь.

В рыночной экономике существует 3 вида рисков:

Каждое предприятие устанавливает приемлемую степень рисков. Но существует шкала: 0 – 10% - минимальный риск; менее 25% - приемлемый риск; менее 50% - допустимый риск; более 50%, но менее 75% - недопустимый риск; 75% - катастрофический риск.

Схема организации управления рисками.

Качественный анализ рисков

Количественный анализ рисков

Разработка мер по минимизации и снижению уровня рисков

Итоговая оценка уровня риска после блока 3

нет

да

Хозяйственный риск – угроза или опасность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связанных с производством продукции, услуг и их реализации.

Для оценки степени рисков используют способы:

В зависимости от причин риски классифицируются:

Потери, связанные с рисками, бывают:

Методы снижения рисков:

  1. страхование (система возмещения убытков объекту страхования при наступлении страховых случаев из специальных страховых фондов, формированных за счет средств страхователей);

  2. поручительство (предполагается, что при недостатке точности средств заемщика поручитель ответственен по его обязательствам перед кредиторами);

  3. распределение рисков (когда участник с процесса производства или реализации проекта обязан принять на себя долю риска при невыполнении им обязательства договора);

  4. резервирование средств (предполагается создание резервов материальных или финансовых ресурсов на покрытие непредвиденных расходов, что позволяет компенсировать потери от рисков, возникающих в процессе реализации планов производства).

4. Структура и схема управления производственного предприятия.

Предприятие – самостоятельный субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Черты предприятия:

Внутренняя среда предприятия: результат взаимодействия элементов внутренней среды – готовая продукция (работа или услуги).

Готовая продукция

Люди

Деньги

Информация

Средство производства

Производство

Внешняя среда предприятия.

Центральные и местные органы власти у управления

Производственное предприятие

Население

Потребители

Поставщики сырья

Задачи предприятия:

  1. получение дохода или прибыли;

  2. обеспечение потребителей продукцией в соответствии с рыночным спросом и заключенными договорами;

  3. обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

  4. создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

  5. охрана окружающей среды, т.е. земли, воздуха и воздушного бассейна.

Решение этих задач определяется:

Внутренняя среда предприятия – полный состав и факторы, определяющие состояние во времени.

Взаимосвязь внутренней среды зависит от применяемых технологий, организации производственного процесса, структуры управления. Рациональные взаимосвязи внутренней среды могут быть достигнуты, спрогнозированы и управляемы на основе расчетов и оценки изменения ее состояния во времени с учетом совокупности влияния на нее внутренних и внешних факторов.

Производственная система может усложняться под влиянием факторов неопределенности:

Внутренняя среда предприятия – его организационное строение и ситуационные факторы внутри него, обеспечивающие рациональное и работоспособное сочетание 4 элементов производства:

  1. живого труда,

  2. средств труда,

  3. предметов труда,

  4. полной информации, характеризующей их состояние.

Для обеспечения эффективной деятельности во внутренней среде осуществляется набор функций, позволяющий достигать намеченные цели:

  1. кадровая функция,

  2. финансы и бухгалтерский учет,

  3. обеспечение ресурсами,

  4. производственная функция,

  5. функция развития продукта и процесса производства,

  6. функция развития материально-технического обеспечения,

  7. маркетинг – вид деятельности по прогнозированию, осуществлению, выявлению и управлению желания.

Внешняя среда предприятия.

Внешняя среда предприятия – силы и внешние факторы по отношению к предприятию, которые воздействуют на результативность его деятельности.

Во внешнюю среду предприятия входят:

Функциональные области внешней среды предприятия:

Внешняя среда предприятия оценивается по:

Внешняя среда предприятия:

  1. взаимосвязь факторов,

  2. сложность или совокупность факторов,

  3. подвижность (скорость изменения),

  4. неопределенность, прямое действие на внутреннюю среду, косвенное действие

5. Характер конкуренции и модели рынка