logo
ОПУС

Определение производственных мощностей предприятия

Производственная мощность – выражение производственных возможностей предприятия; характеризует возможный годовой объем продукции, работ или услуг при полном использовании имеющихся экономических ресурсов на основе применения технологии, методов и форм организации труда и производства.

В течение периода производственная мощность меняется:

из-за установки нового оборудования вместо устаревшего;

износ оборудования;

ввод в действие новых мощностей;

изменение производительности оборудования;

специализация производства;

необходимость проведения ремонта и обслуживания.

Факторы, влияющие на производственную мощность:

технические (количественный состав основных фондов и их структура, качественный состав основных фондов, уровень механизации и автоматизации производственных процессов);

организационные (степень специализации, концентрации, уровень организации труда);

экономические (формы оплаты труда);

социальные (квалифицированный уровень).

Виды производственной мощности:

теоретическая (объем хозяйственных операций, которые достигнуты в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами);

практическая (определяет наивысший уровень производства, который достигается при приемлемой степени его эффективности с учетом потерь рабочего времени);

нормальная (плановая) – характеризует средний уровень хозяйственной деятельности для удовлетворения спроса на продукцию в течение ряда лет;

максимальная (теоретически возможный выпуск продукции при обычном составе освоенной продукции без ограничений со стороны факторов производства).

Ресурс, используемый в процессе производства продукции – основные и оборотные фонды.

Планирование производственных программ должно основываться на полном использовании всех видов ресурсов. Производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой, т.е. должно быть равновесие между спросом и предложением. Производственная мощность устанавливается как на начало планируемого периода – входная мощность, так и на его конец – выходная мощность, которая определяется с учетом изменения оборудования.

Наиболее простыми и точными измерителями производственной мощности являются натуральные единицы. Производственные мощности измеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении (тоннах, штуках, метрах). Например, производственная мощность горнодобывающих предприятий определяется в тоннах добычи полезного ископаемого, металлургических предприятий - в тоннах выплавки металла и производства проката; машиностроительных заводов - в штуках изготовляемых машин; мощность сахарных заводов и других предприятий пищевой промышленности - в тоннах сырья, перерабатываемого в готовую продукцию. Иногда производственная мощность может выражаться в станко-часах и, как исключение, в стоимостном выражении.

При формировании производственной мощности учитывается влияние таких факторов, как номенклатура, ассортимент, качест-во продукции, парк основного технологического оборудования, средний возраст оборудования и эффективный годовой фонд вре-мени его работы при установленном режиме, уровень сопряжен-ности парка, размер производственных площадей и т.п.

Для расчета производственной мощности предприятия используются следующие исходные данные:

1. Количество, состав и техническое состояние оборудования и данные о производственных площадях. В расчеты производственной мощности предприятия включается все наличное оборудование основного производства (в том числе бездействующее из-за ремонта, неисправности и модернизации) за исключением (в пределах норматива) резервного оборудования и оборудования опытно-экспериментальных и специализированных участков для профессионально-технического обучения.

2. Технические нормы производительности оборудования и трудоемкости выпускаемой продукции. При расчете производственной мощности предприятия нормы производительности оборудования для вновь строящихся предприятий принимаются паспортные, а для действующих предприятий - технически обоснованные показатели производительности оборудования, но не ниже паспортной производительности.

3. Фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия. При расчете производственной мощности предприятия принимается максимально возможный плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования.

4. Номенклатура выпускаемых изделий и их количественное соотношение. Номенклатура и количественное соотношение выпускаемых изделий устанавливаются, исходя из рациональной специализации предприятия, цеха или участка.

Производственная мощность предприятия не является постоянной величиной. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствование структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности изменяются. Поэтому они подлежат периодическому пересмотру.

Применяется несколько понятий, характеризующих производственные мощности:

Ø   входная (входящая) производственная мощность – мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода;

Ø   выходящая (выходная) производственная мощность – это мощность на конец года, определяемая суммированием входящей и вводимой мощностей за вычетом выбывающей;

Ø   проектная производственная мощность – предусмотренная проектом строительства. Реконструкции и расширения предприятия.

23. Финансирование инвестиционных проектов, понятие «финансового рычага»

(21)!!!!!

24. Организация комплектации строительства конструкциями и изделиями

Коренные изменения в организацию снабжения строек внесло внедрение системы производственно-технологической комплектации. Система производственно-технологической комплектации обеспечивает поставки всех материальных ресурсов в соответствии с технологическими параметрами строительного производства, способствует наиболее рациональному и экономному расходованию ресурсов. Важнейшим вопросом, неразрывно связанным с системой обеспечения объектов материальными ресурсами, является их экономное расходование. Структура подразделений, осуществляющих производственно-технологическую комплектацию, определяется условиями и характером выполняемых строительно-монтажных работ, территориальной рассредоточенностью объектов и рядом других факторов. В качестве критерия оптимальности при выборе организационных форм управления системой материально-технического снабжения и комплектации должны быть приняты минимальные затраты на доведение материальных ресурсов от поставщиков до объекта. В строительно-монтажном тресте комплектацию осуществляет управление производственно-технологической комплектацией (УПТК). Основной задачей УПТК является комплектное снабжение строительных объектов треста конструкциями, деталями, изделиями, полуфабрикатами и материалами в строгом соответствии с темпами и технологической последовательностью строительно-монтажных работ, предусмотренной графиками строительства и обеспечивающей ввод в эксплуатацию объектов в заданные сроки. УПТК осуществляет своевременную и полную реализацию выделенных тресту материальных фондов и лимитов, а также организует децентрализованные заготовки (например, местных строительных материалов). В сферу деятельности УПТК входит изготовление несерийных и нетиповых деталей, узлов и изделий на собственных производственных предприятиях, переработка ряда материалов в полуфабрикаты и изделия, а также их комплектование, контейнеризация и централизованная доставка материально-технических ресурсов непосредственно к строящимся объектам.

Аппарат УПТК имеет, как правило, четыре отдела: комплектации, оперативно-производственный, реализации материальных фондов, планово-экономический. Кроме того, создается диспетчерская служба УПТК. Отдел комплектации занимается планированием материально-технического обеспечения строительно-монтажных работ в тресте, обеспечением ресурсами промышленных предприятий и других подразделений треста (в том числе предприятий УПТК), планированием комплектного выпуска продукции промышленными предприятиями УПТК, а также следит за своевременностью и комплектностью поставок. Основными функциями оперативно-производственного отдела являются: организация производственно-технологической комплектации в тресте, доставка технологических комплектов в соответствии с графиками строительно-монтажных работ на каждом объекте, организация производства нетиповых или несерийных конструкций, изделий, узлов, заготовок, переработки материалов в полуфабрикаты. Оперативно-производственный отдел контролирует и учитывает движение запасов материалов, конструкций, изделий, узлов и заготовок на производственно-комплектовочных базах УПТК. Задачи отдела реализации материальных фондов состоят в основном в организации рациональных связей с заводами-поставщиками и снабженческо-сбытовыми организациями, в обеспечении материалами и оборудованием промышленных предприятий треста (в том числе предприятий УПТК), в организации децентрализованных заготовок и закупок. Планово-экономический отдел ведет технико-экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности УПТК и его подразделений, осуществляет анализ производственно-хозяйственной деятельности УПТК и его подразделений, занимается договорно-претензионной работой.

25. Показатели эффективности инвестиционных проектов предприятия

26. Организация планирования производства, назначение и виды планов

«Организация планирования производства» из билета 18

Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.

План тесно связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами.

План становится основой деятельности предприятия всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить согласованную работу подразделений, контролировать процесс, определить потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки предприятия и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей различных служб. Планирование в новых условиях это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.

Так как план является перспективным документом, для его разработки сформулированы следующие требования:

-     преемственность стратегического и текущего планов;

-     социальная ориентация:

-     ранжирование объектов по их важности;

-     адекватность плановых показателей;

-     согласованность с параметрами внешней среды;

-     вариантность;

-     сбалансированность;

-     экономическая обоснованность;

-     автоматизация системы планирования;

обоснованность плановых задач с точки зрения системы прогрес сивных техникоэкономических нормативов;

-    ресурсное обеспечение;

-    наличие разработанной системы учета, отчетности, контроля, ответственности за выполнение.

Планы различают:

Стратегический план долговременный план, в котором формулируются задачи, цели и общая стратегия их достижения. Стратегические планы должны быть разработаны так, что бы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

После разработки общих стратегических планов каждому производству предстоит разработать собственные планы маркетинга по товарам, маркам и рынкам. Основными разделами плана маркетинга являются: сводка контрольных показателей, изложение текущей маркетинговой си туации. с тратегии маркетинга, перечень опасностей и возможностей, задач и проблем, обоснование программы действий, бюджета, а также порядок контроля. В разделе плана, касающегося бюджета маркетинга, оптимизация прибыли может быть предусмотрена либо методом установления показателей целевой прибыли, либо методом функции реализации и сбыта.

Долговременный план . разрабатываемый на несколько лет и нацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Такой план чаще всего является составной частью стратегического плана.

Текущий план план , в котором объединяются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.

Оперативный план предназначается для решения конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде (12 года), имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием используемых приемов и методов.

27. Инновационные проекты- цели и задачи

28. Диверсификация производства, основные цели

Диверсификация производства, основные цели

Это одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

2 типа- связанная и несвязанная. Связанная делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производства. Т е производитель начинает производить комплектующие (назад по цепочки), например производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы.и вперед по цепочке( производитель процессоров начинает производить компьютеры). Горизонтальная - производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт может выпускаться под уже имеющимся брендом( расширение бренда, нивеа), либо под новым брендом

29. Назначение и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта

Чтобы реализовать новый проект или расширить уже существующий бизнес часто требуются заемные средства. Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, сотрудникам фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития производства; самому предпринимателю , чтобы проанализировать свои идеи. Необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность. Инструментом решения этой проблемы – бизнес-план. Его разработка позволяет согласовать возможности предпринимателя с потребностями рынка на определенный период. Надо представить бизнес – план, который подтверждал бы экономическую эффективность проекта. Основная цель – заинтересовать будущего инвестора. Инвестиционное решение на первом этапе требует вложений капитала, на последнем – начинает давать реальную отдачу.

Включает в себя:

1.Сведения о проекте. В этом разделе содержится информация, раскрывающая суть проекта и даются основные характеристики компании. Приводится план реализации проекта, указывается объем необходимых инвестиций и их источники, сроки окупаемости, размер ожидаемой прибыли, так же определяется круг лиц, ответственных за реализацию проекта, подчеркивает уникальность продукта или услуги и убеждает инвесторов прочитать бизнес – план от начала до конца. Резюме должно освещать ключевые точки бизнес – плана ( финансовые потребности компании, почему кто – либо должен инвестировать компанию.

2. Анализ рынка.(посвящен о состоянии рынка , обзору конкурирующих компаний и их продукции, будущим потребителям продукции ( услуг).

3.Анализ предприятия. Содержит информацию о текущем финансовом состоянии фирмы, приводятся данные за отчетные периоды прошлых лет

4. Маркетинг и сбыт. Данный раздел инвестиционного бизнес – плана раскрывает маркетинговую стратегию компании, указываются пути реализации продукции(услуг), ценообразование, формирование имиджа фирмы, рекламные мероприятия, сервисное обслуживание.

5. Производственный план. Здесь даются сведения о существующих производственных, складских и иных площадях, коммуникациях, оборудовании, сырье и материалах, экологии, дается информация о технологии производства, наличии поставщиков и подрядчиков.

6. Организационный план. Указываются сведения о персонале и его численности, предоставляется расчет фонда заработной платы. Бизнес – план должен рассмотреть трудности в ближайшие 2-5 лет. Важно, чтобы менеджер установил потенциальные риски и подготовил эффективную стратегию борьбы с ними.

7.Финансовый план. Он определяет потенциальные инвестиции, которые необходимы для бизнеса и показывает является бизнес – план экономически выполненным. Поэтому перед подготовкой бизнес плана менеджер должен иметь полную оценку прибыльности предприятия. Это оценка прежде всего показывает инвесторам, будет ли бизнес прибыльным , сколько денег необходимо, чтобы запустить бизнес.

1. общий баланс доходов и расходов

2.план денежных поступления и выплат

3.балансовый план (отражает состояние активов и пассивов на конец каждого года.

Инвестиционный бизнес план призван наглядно продемонстрировать проект будущим инвесторам, и является конкретным предложением принять участие в бизнесе.

30. Документирование организации производства

Проект организации строительства (ПОС) - это документация, в которой укрупнено решаются вопросы рациональной организации строительства всего комплекса объектов данной строительной площадки.

Проект производства работ (ППР) - документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки.

Проект организации дорожного движения (ПОД) - является неотъемлемой частью проектной документации на все виды работ, связанных с изменением движения автотранспорта и пешеходов.

Технологическая карта (ТК) - документ, в котором излагаются наиболее рациональные способы и последовательность выполнения рассматриваемого вида работ, организация труда, необходимые ресурсы, калькуляция трудовых затрат.

31. Бизнес-план производственной деятельности предприятия

Функции, которые выполняет этот документ:

- обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения

- планирование и прогнозирование результатов деятельности

- привлечение инвесторов , что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных проектов

- расширение круга предприятий – партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта.

Бизнес – план содержит в себе:

Титульный лист, резюме, описание предприятия и отрасли, анализ рынка и сбыта, стратегию маркетинга, инвестиционный план, производственный, организационный, финансовый.

32. Анализ использования основных элементов промышленного производства

33. Рынок, как механизм реализации рыночной экономики. Спрос и предложение на рынке.