Рынок, как механизм реализации рыночной экономики. Спрос и предложение.
Рынок – сложное социально-философское понятие, включающее исторические, национальные, психологические особенности народа с учетом традиций, совместного устройства культурной и экономической жизни.
Рынок – сфера обмена или обращения, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителя и потребителя, где происходит купля-продажа по свободно складываемым ценам.
Рыночная экономика – система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования.
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизнии свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике. Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. В ней важное место занимают производители и потребители, цены, спрос и предложение, конкуренция.
Изучение спроса на рынке становится основной при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность реагировать на его изменение определяют успешную работу предприятия. В настоящий момент экономический фактор играет определяющую роль в обеспечении развития предприятия или отрасли. Механизм рынка позволяет удовлетворять те потребности, которые выражаются через спрос.
Платежеспособный спрос – специальная форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений (часть потребностей, которая удовлетворяется при наличии товарного предложения).
В зависимости от степени ориентирования товаров различают виды спроса:
общий объемный спрос,
макроструктура и микроструктура.
Макроспрос – спрос на группу товаров, объединенных по потребительскому назначению (одежда, бытовые и хозяйственные товары).
Макроструктура спроса – объем спроса на отдельные группы товаров (кожаная, резиновая обувь).
Микроспрос – спрос на отдельную разновидность товаров.
Структура микроспроса – образование спроса на каждый вид товара.
Отрицательный спрос – отсутствие спроса, который сопровождается негативным отношением потребителей.
Отсутствие спроса – положение на рынке, когда потребитель не заинтересован в товаре.
Неудовлетворительный спрос – спрос на товар, который потребители стали бы покупать, но не делают этого, т.к. товара нет.
Падающий спрос – ситуация на рынке, когда спрос на отдельные товары постоянно снижается.
Нерегулярный спрос – спрос, который склонен к колебанию (спрос на сезонные товары).
Поддерживаемый спрос – спрос, который удовлетворяют предприятия.
Чрезмерный спрос – спрос, который превосходит способность предприятия производить продукцию.
Нежелательный спрос – спрос на товары, вредные для здоровья.
Формированный спрос – совокупность новых требований, предъявляемых потребителями.
Факторы спроса определяют развитие платежеспособного спроса.
По природе возникновения:
экономические (экономическая ситуация, инфляция, денежные доходы, уровень соотношения цен);
социальные (социальная политика государства, определение социальных нормативов, уровень жизни, формирование культуры потребителя);
демографические (численность населения и его состав, состав семей, соотношение между городскими и сельскими жителями);
природно-климатические (продолжительность времен года, температура воздуха, географические условия);
исторические.
По характеру воздействия:
общие (факторы, влияющие на процессы развития спроса: численность населения, цены, уровни доходов);
специфические (факторы, влияющие на развитие спроса на отдельные виды продукции).
По возможности измерения влияния на спрос:
количественно измеренные,
косвенно измеренные.
- Классификация рынка.
- Функции рынка.
- Риски предпринимательской деятельности.
- Основные черты риска.
- Характер конкуренции и модели рынка
- Основные черты риска.
- Анализ сфер государственного вмешательства.
- Субъекты экономической политики.
- 2 Способа регулирования рыночной экономики:
- Способы вмешательства государства.
- Антимонопольная политика.
- Антиинфляционная политика.
- Инвестиционные ресурсы предприятия
- Основные показатели использования производственных мощностей
- Финансирование инвестиционных проектов
- Определение производственных мощностей предприятия
- Рынок, как механизм реализации рыночной экономики. Спрос и предложение.
- Закономерности изменения спроса.
- Влияние цены на спрос.
- Материально-техническое обеспечение.
- Организация процессов снабжения материалами промышленного производства.
- Научно-технический прогресс на предприятиях инвестиционног-строительного комплекса, направление.
- Нематериальные активы
- 57. Способы и основные формы регулирования экономических процессов государством