3.3. Управление рулем высоты
Продольное управление самолетом обеспечивается рулем высоты, расположенным на задней кромке стабилизатора.
Управление рулем высоты осуществляется отклонением штурвальных колонок "на себя" или "от себя". При полном отклонении колонок управления от нейтрального положения "на себя" руль высоты поднимается вверх на угол 21+1°, при полном отклонении колонок управления "от себя" руль высоты опускается вниз на угол 17+1°.
Руль высоты состоит из двух секций, на каждой секции руля высоты установлен триммер. Управление триммером механическое, производится штурвальчиками, расположенными на боковых стенках среднего пульта и жестко связанных между собой.
Проводка управления руля высоты жесткая, выполнена из дюралевых и стальных трубчатых тяг; проводка управления триммерами руля высоты - смешанная: от штурвальчиков до механизма управления триммерами - гибкая, далее до триммеров - жесткая.
Для управления рулем высоты в кабине экипажа установлены две колонки управления со штурвалами. Колонки жестко соединены между собой полым валом. Отклонение одной из колонок сопровождается аналогичным отклонением второй колонки.
Правая колонка управления со штурвалом показана на рис.6. Колонка состоит из головки, вертикальной стойки и шкворня. На оси, которая вращается в подшипниках фланцев головки, закреплен штурвал. Головка колонки телескопически соединена с верхним концом вертикальной стойки и закреплена винтами. Нижний конец вертикальной стойки также с помощью винтов соединен со шкворнем. Левый конец шкворня правой колонки соединен телескопически заклепками с полым горизонтальным валом, второй конец которого насажен на правый конец шкворня левой колонки. Через этот вал осуществляется связь левой и правой колонок. С левой стороны левой колонки и с правой стороны правой колонки на шкворнях имеются рычаги, на которых колонки подвешены к кронштейнам, установленным под полом кабины экипажа. К рычагу правой колонки закреплена тяга управления рулем высоты. В кронштейнах закреплены регулируемые упоры, ограничивающие отклонение колонок вперед.
В полу кабины экипажа для установки колонок сделан люк, на крышке которого установлены два разъемных кронштейна с закрепленными на них гофрированными резиновыми чехлами, защищавшими шарниры подвески колонок от загрязнения.
Проводка управления рулем высоты расположена под подом кабины экипажа несколько правее продольной оси. В районе шп. 10 к тяге проводки управления рулем высоты подсоединен пружинный цилиндр загрузки для создания нормальных усилий на колонке управления в режиме предпосадочного планирования. Далее движение передается тягой, идущей от шпангоута 19 до шпангоута 54 и перемещающейся в девяти люнетах. От этой тяги движение передается с помощью промежуточной тяги, проходящей через гермовывод на качалку, установленную на шпангоуте 59 под полом салона, и далее - на качалку, установленную в верхней части фюзеляжа также на шпангоуте 59. На участке от шпангоута 59 до шпангоута 71 движение передается тягой, перемещающейся в двух люнетах. От качалки, установленной на шпангоуте 71, трасса проходит в киле, а на участке между угловой качалкой и качалкой, установленной в районе нервюры 13 - вдоль третьего лонжерона киля. Качалка, установленная в районе нервюры 13 жестко связана с сектором, который через тросовую проводку передает движение на барабан рулевой машины РД-12. Следующая тяга соединена с перекидной трехплечей качалкой, от которой отходят две короткие тяги, передающие движение на две угловые качалки, установленные в стабилизаторе. От этих качалок в обе стороны горизонтального оперения отходят тяги, передающие движение на угловые качалки, ко второму плечу которых подсоединяются тяги, непосредственно связанные с рулем высоты. С качалкой, установленной в правой части стабилизатора, поводком связан датчик МУ-615А из комплекта МСРП-64М-2.
Рис.5. Схема управления элеронами, рулём высоты и триммерами руля высоты
1 – горизонтальный вал; 2 – штурвал управления триммерами РВ; 3 – колонка управления; 4 – тяга систем управления РВ; 5 – направляющие ролики; 6 – тяга систем управления элеронами; 7 – кювет; 8 – тросовая проводка управления триммерами РВ РВ; 9 – фторопластовый ограничитель колебаний троса;
10 – рулевая машина РД-12 в системе управления элеронами; 11 – гермовывод; 12 – тандер; 13 – качалка; 14 – рулевая машина РД-12 в системе управления РВ; 15 – датчик положения триммеров РВ; 16 – механизм управления триммерами РВ; 17 – качалка; 18 – гермовывод; 19 – механизм управления триммером элерона; 20 – механизм управления сервокомпенсатором; 21 – вертикальный вал; 22 – звёздочка; 23 – штурвал; 24 – кронштейн; 25 – барабан, 26 – рычаг натяжения цепи; 27 – звёздочка; 28 – вал; 29 – кронштейн; 30 – гайка; 31 – винт; 32 – ограничитель; 33 – рычаг; 34 – кронштейн; 35 – пружина; 36 – концевой включатель; 37 – тяга; 38 – качалка; 39 – регулировочный винт; 40 – датчик ДС-10; 41 – поводок; 42 – тяга; 43 - качалка; 44 – звено; 45 – винт; 46 – барабан;
47 – фланец; 48 – кронштейн; 49 – качалка; 50 – тяга; 51 - качалка;
52 – кронштейн; 53 – тяга; 54 – тяга; 55 – кронштейн; 56 – тяга; 57 – качалка;
58 – кронштейн; 59 – качалка; 60 – пружинный цилиндр загрузки;
61 – регулируемый упор; 62 - регулируемый упор; 63 – качалка; 64 – тяга;
65 – блок микровыключателей.
П р у ж и н н ы й цилиндр загрузки создает дополнительную нагрузку на колонке управления при отклонении её "от себя". Он представляет собой тягу, кинематически соединенную с колонкой управления. Пружинный цилиндр загрузки состоит из корпуса, штока, втулок, двух пружин, двух вильчатых болтов. Вильчатые болты, расположенные с обеих сторон механизма, служат для его крепления к кронштейну на шпангоуте 12 фюзеляжа и к проводке управления рулем высоты. В проводку управления рулем высоты пружинный цилиндр включен через качалку, установленную у шпангоута 10. Качалка имеет упор, который включает пружинный цилиндр в работу только при отклонении колонки "от себя" на угол более 6°. При полном отклонении руля высоты на угол 17° усилие на колонке управления будет равно 25+-5 кгс. что соответствует обжатию штока пружинного механизма на 38 мм.
Рис.6. Правая колонка управления со штурвалом
1 – кнопка СОВМ. УПР.; 2 – кнопка УХОД НА 2 КР.; 3 – переключатель ускоренного управления стабилизатором; 4 – кнопка ОТКЛ. АП.;
5 – переключатель основного управления стабилизатором; 6 – кнопка РАДИО;
7 – головка рукоятки штурвала; 8 – хомут; 9 – защитный чехол; 10 – винт;
11 – шкворень; 12 – тяга; 13 – качалка; 14 – кронштейн; 15 – тяга управления элеронами; 16 – рычаг; 17 – кронштейн; 18 – тяга управления РВ; 19 – упор;
20 – качалка; 21 – горизонтальный вал; 22 – тяга; 23 – тяга; 24 – вертикальная стойка; 25 – штурвал; 26 – головка колонки; 27 – кнопка СПУ; 28 – втулка;
29 – ось; 30 – крышка головки колонки; 31 – роликовая направляющая;
32 – рейка; 33 – упор; 34 – малая шестерня; 35 – шестерни; 36 – ролик;
37 – эксцентриковый болт.
Гермовывод предназначен для герметизации кабины в местах выхода проводки управления в негерметичную зону. Гермовывод состоит из фланца и корпуса. Корпус с одного конца заканчивается сферической поверхностью, которая установлена во фторопластовых втулках фланца. Соединение фиксируется гайкой и обеспечивает свободное отклонение корпуса относительно фланца. В проточке на другом конце корпуса запрессованы втулки, в которых установлен и закреплен гайкой шаровой вкладыш с фторопластовой втулкой, являющейся направляющей для тяги. Фланец закреплен болтами на шпангоуте 59.
Р у л е в а я машинка автопилота РД-12 САУ-42 включена в проводку управления рулем высоты с помощью промежуточной качалки, расположенной в районе 13 нервюры киля. Она связана тросовой проводкой с сектором, сидящем на промежуточной качалке. Максимальный момент, развиваемый рулевой машинкой автопилота равен 1,5 кгм, что соотв. усилию 9-13 кгс.
М е х а н и з м стопорения руля высоты установлен в киле между нервюрами 14 и 15. Кронштейн крепления механизма стопорения установлен на заднем лонжероне киля. Стопор механизма входит в паз, выполненный в качалке управления рулем высоты.
Механизм стопорения состоит из качалки, связанной с тросовой проводков стопорения; кронштейна крепления этой качалки; тяги, связывающей качалку со стопором; кронштейна с запрессованной в нем втулкой, в которой перемещается стопор; стопора и пружины. На кронштейне установлен также концевой выключатель сигнализации расстопоренного положения руля. Пружина, размещенная между стопором и кронштейном, предотвращает самостопорение руля в случае разрушения проводки управления механизмом стопорения. При разрушении проводки пружина выталкивает стопор из паза качалки.
Стопор представляет собой стакан с заглушкой, внутри которого размещена пружина, с другой стороны стакан закрыт крышкой. В крышку ввернут вильчатый болт, к которому крепится тяга. Пружина позволяет установить ручку управления стопорением в положение "рули застопорены" при любом положении сектора и выталкивает стопор в паз сектора при их совпадении.
Рис.7. Пружинный цилиндр загрузки колонки управления
1 – болт вильчатый; 2 – гайка; 3 – втулка; 4 – втулка; 5 – пружина; 6 – втулка;
7 – корпус; 8 – шток; 9 – гайка; 10 – втулка; 11 – пружина; 12 – болт вильчатый.
Рис.8. Гермовывод
1 – пружина; 2 – фторопластовая втулка; 3 – шаровой вкладыш; 4 – втулка;
5 – гайка; 6 – корпус; 7 – гайка; 8 – фторопластовая втулка; 9 – анкерная гайка; 10 – фланец; 11 – болт; 12 – тяга.
- 3. Управление самолетом
- 3.1. Основные данные систем управления
- 3.2. Управление рулем направления
- 3.3. Управление рулем высоты
- 3.4. Управление элеронами
- 3.5. Система управления триммерами руля высоты
- 3.6. Стопорение рулей и элеронов
- 3.7. Управление предкрылками
- 3.8. Управление закрылками.
- 3.9. Управление стабилизатором
- 3.10. Управление спойлерами - гасителями подъемной силы.
- 3.11. Управление интерцепторами.
- 3.12. Управление двигателями д-36
- 3.13. Особенности технического обслуживания систем управления самолетом.
- 4.1. Общие сведения
- 4.2 Передняя опора шасси
- 4.3. Основные опоры шасси
- 1, 4, 8, 10, 13, 15 – Кронштейны; 2 – верхняя створка; 3, 5, 7, 9 – тяга;
- 4.4. Сигнализация положения опор шасси
- 4.5. Особенности технического обслуживания шасси