logo
автех / 3_Upr_4_Shassi

3.6. Стопорение рулей и элеронов

На время стоянки самолета руль высоты, руль направления и элероны стопорятся для предохранения от повреждений при сильном порывистом ветре или от струи газов двигателей самолетов, находящихся поблизости. Руль высоты, руль направления и элероны стопорятся в нейтральном положении. Стабилизатор на стоянке устанавливается на угол +1°.

Управление стопорением и расстопориванием рулей и элеронов механическое, осуществляется с помощью красной рукоятки, установленной на среднем пульте в кабине экипажа, и тросовой проводки управления механизмами стопорения. Рукоятка стопорения имеет два фиксированных положения: "РУЛИ ЗАСТОПОРЕНЫ" и "РУЛИ РАССТОПОРЕНЫ". Положение рукоятки стопорения сблокировано с положением рычагов останова двигателей (РОД). Перевести рукоятку стопорения в положение "РУЛИ ЗАСТОПОРЕНЫ" можно только при установке всех трех РОД в положение "стоп". При застопоренных рулях и элеронах перемещение РОД невозможно, так как они удерживаются рамкой 8 (рис.17), связанной с рукояткой стопорения. Если все РОД или 1-2 из них находятся в положении "запуск" на защелке, то застопорить рули и элероны невозможно, так как РОДы не дают возможность рамке, а вместе с ней и рукоятке стопорения переместиться из положения "РУЛИ РАССТОПОРЕНЫ" в положение "РУЛИ ЗАСТОПОРЕНЫ". Таким образом, при застопоренных рулях и элеронах невозможно запустить двигатели, а при работающих двигателях (хотя бы одном) невозможно застопорить рули и элероны.

На самолете предусмотрена световая сигнализация застопоренного и расстопоренного положения органов управления. При расстопоренных рулях и элеронах на среднем пульте кабины экипажа горит зеленая сигнальная лампа РУЛИ РАССТОПОР. При застопоренных рулях и элеронах горит красное сигнальное табло РУЛИ ЗАСТОПОР., расположенное на приборной доске.

Рукоятка стопорения подсоединяется к тросовой проводке системы стопорения через тягу 9 и сектор 10, установленный под полом кабины у шпангоута 5А. Тросовая проводка проходит под полом кабины (справа), в хвостовом отсеке фюзеляжа, по килю и подходит к механизмам стопорения руля высоты и руля направления, а к механизму стопорения элеронов ответвляется на 44 шпангоуте фюзеляжа. Направляющие ролики тросовой проводки установлены в фюзеляже на шпангоутах 15, 18, 62, 66, 69, в киле у нервюр 6 и 16. На шпангоуте 59 тросовая проводка проходит через термовывод 5. Под полом кабины, где отсутствуют поддерживающие ролики, тросы проходят во фторопластовых направляющих.

Механизм стопорения руля высоты установлен в киле между нервюрами 14 и 15. Кронштейн крепления механизма стопорения установлен на заднем лонжероне киля. Стопор механизма входит в паз, выполненный в качалке управления рулем высоты.

Механизм стопорения руля направления установлен за третьим лонжероном киля между нервюрами 15 и 16. Кронштейн крепления механизма стопорения установлен на задней зашивке киля. Стопор механизма входит в паз, выполненный в носке руля направления.

Рис.17. Схема стопорения рулей и элеронов

1 – рукоятка стопорения; 2 – ролики.

Механизм стопорения элеронов установлен в фюзеляже на шпачгоуте 44. Механизм стопорит качалку системы управления элеронами. На качалке установлен сектор с пазом, в который входит стопор механизма стопорения.