3.6. Стопорение рулей и элеронов
На время стоянки самолета руль высоты, руль направления и элероны стопорятся для предохранения от повреждений при сильном порывистом ветре или от струи газов двигателей самолетов, находящихся поблизости. Руль высоты, руль направления и элероны стопорятся в нейтральном положении. Стабилизатор на стоянке устанавливается на угол +1°.
Управление стопорением и расстопориванием рулей и элеронов механическое, осуществляется с помощью красной рукоятки, установленной на среднем пульте в кабине экипажа, и тросовой проводки управления механизмами стопорения. Рукоятка стопорения имеет два фиксированных положения: "РУЛИ ЗАСТОПОРЕНЫ" и "РУЛИ РАССТОПОРЕНЫ". Положение рукоятки стопорения сблокировано с положением рычагов останова двигателей (РОД). Перевести рукоятку стопорения в положение "РУЛИ ЗАСТОПОРЕНЫ" можно только при установке всех трех РОД в положение "стоп". При застопоренных рулях и элеронах перемещение РОД невозможно, так как они удерживаются рамкой 8 (рис.17), связанной с рукояткой стопорения. Если все РОД или 1-2 из них находятся в положении "запуск" на защелке, то застопорить рули и элероны невозможно, так как РОДы не дают возможность рамке, а вместе с ней и рукоятке стопорения переместиться из положения "РУЛИ РАССТОПОРЕНЫ" в положение "РУЛИ ЗАСТОПОРЕНЫ". Таким образом, при застопоренных рулях и элеронах невозможно запустить двигатели, а при работающих двигателях (хотя бы одном) невозможно застопорить рули и элероны.
На самолете предусмотрена световая сигнализация застопоренного и расстопоренного положения органов управления. При расстопоренных рулях и элеронах на среднем пульте кабины экипажа горит зеленая сигнальная лампа РУЛИ РАССТОПОР. При застопоренных рулях и элеронах горит красное сигнальное табло РУЛИ ЗАСТОПОР., расположенное на приборной доске.
Рукоятка стопорения подсоединяется к тросовой проводке системы стопорения через тягу 9 и сектор 10, установленный под полом кабины у шпангоута 5А. Тросовая проводка проходит под полом кабины (справа), в хвостовом отсеке фюзеляжа, по килю и подходит к механизмам стопорения руля высоты и руля направления, а к механизму стопорения элеронов ответвляется на 44 шпангоуте фюзеляжа. Направляющие ролики тросовой проводки установлены в фюзеляже на шпангоутах 15, 18, 62, 66, 69, в киле у нервюр 6 и 16. На шпангоуте 59 тросовая проводка проходит через термовывод 5. Под полом кабины, где отсутствуют поддерживающие ролики, тросы проходят во фторопластовых направляющих.
Механизм стопорения руля высоты установлен в киле между нервюрами 14 и 15. Кронштейн крепления механизма стопорения установлен на заднем лонжероне киля. Стопор механизма входит в паз, выполненный в качалке управления рулем высоты.
Механизм стопорения руля направления установлен за третьим лонжероном киля между нервюрами 15 и 16. Кронштейн крепления механизма стопорения установлен на задней зашивке киля. Стопор механизма входит в паз, выполненный в носке руля направления.
Рис.17. Схема стопорения рулей и элеронов
1 – рукоятка стопорения; 2 – ролики.
Механизм стопорения элеронов установлен в фюзеляже на шпачгоуте 44. Механизм стопорит качалку системы управления элеронами. На качалке установлен сектор с пазом, в который входит стопор механизма стопорения.
- 3. Управление самолетом
- 3.1. Основные данные систем управления
- 3.2. Управление рулем направления
- 3.3. Управление рулем высоты
- 3.4. Управление элеронами
- 3.5. Система управления триммерами руля высоты
- 3.6. Стопорение рулей и элеронов
- 3.7. Управление предкрылками
- 3.8. Управление закрылками.
- 3.9. Управление стабилизатором
- 3.10. Управление спойлерами - гасителями подъемной силы.
- 3.11. Управление интерцепторами.
- 3.12. Управление двигателями д-36
- 3.13. Особенности технического обслуживания систем управления самолетом.
- 4.1. Общие сведения
- 4.2 Передняя опора шасси
- 4.3. Основные опоры шасси
- 1, 4, 8, 10, 13, 15 – Кронштейны; 2 – верхняя створка; 3, 5, 7, 9 – тяга;
- 4.4. Сигнализация положения опор шасси
- 4.5. Особенности технического обслуживания шасси