3.5. Система управления триммерами руля высоты
Триммера руля высоты отклоняются на угол +7°30’ и служат для балансировки самолета в продольной плоскости. Управление триммерами руля высоты осуществляется в исключительных случаях, при отказе управления стабилизатором. В исходном положении штурвальчики управления триммерами законтрены.
В систему управления триммерами входят: два штурвала, звездочки, цепи, вал с тросовым барабаном, тросовая проводка управления, винтовой механизм управления триммерами, жесткая проводка, сигнализация положения триммеров.
Штурвалы являются командными рычагами управления триммерами руля высоты. Они вращаются на оси на подшипниках в кронштейнах на среднем пульте кабины экипажа слева и справа.
Левый и правый штурвалы управления триммерами насажены на ось звездочек, которые цепями связаны с двумя другими звездочками, жестко закрепленными на одном валу. Вал вращается в кронштейнах, установленных под полом кабины экипажа. На правом конце вала закреплен барабан с тросом, а на левом конце установлен ограничитель поворота штурвалов. Ограничитель представляет собой зафиксированную от поворота гайку, насаженную на винт, связанный с валом. При вращении вала гайка перемещается вдоль винта. Перемещения гайки обеспечивают по 1,5 оборота штурвалов от нейтрального положения в каждую сторону. Проводка управления триммерами механическая тросовая, с направляющими роликами, установленными на шпангоутах 7, 10, 13, 60, 62, 66. 69 и в районе нервюр 7, 16, 21 киля. От роликов, установленных на нервюре 21, тросы подходят к механизму управления триммерами, установленному в стабилизаторе. Механизм представляет собой барабан, внутри которого закреплены два фланца: один с левой внутренней трапецеидальной резьбой, второй - с правой. В левый и правый фланец ввернуто по винту также с трапецеидальной резьбой. Каждый винт звеном соединен с двухплечей качалкой, второе плечо которой соединено тягой с перекидной качалкой, от нее идет тяга к угловой качалке, которая соединяется с последней тягой, непосредственно связанной с рычагом триммера руля высоты. Для сигнализации положения триммера в руле высоты установлены датчик ДС-10 и концевой выключатель АМ600К. От рычага триммера отходит тяга, которая через качалку и поводок передает перемещения триммера на датчик ДС-10. Полным углам отклонения поводка датчика соответствует полное отклонение стрелки индикатора, установленного на приборной доске. Концевой выключатель AМ800K служит для сигнализации нейтрального положения триммеров. При нейтральном положении триммеров концевой выключатель не нажат и на среднем пульте в кабине экипажа горит зеленая сигнальная лампа TPИМ.PB НЕЙТР. При отклонении триммера в ту или другую сторону от нейтрального положения срабатывает пружина, рычаг нажимает на штырь концевого выключателя и сигнальная лампа гаснет. Усилие от штурвала через звездочки передается валу, установленному под полом кабины экипажа. От барабана, закрепленного на валу, движение передается через трос на барабан, установленный в стабилизаторе. При вращении этого барабана винты, ввертываясь во фланец или вывертываясь из него, поступательно перемещаются вдоль оси барабана в противоположные стороны. Максимальный ход винта 9 мм. От винтов движение передается через тяги и качалки на триммеры руля высоты.
Управление триммером руля направления.
Триммер расположен в задней части руля направления сверху и предназначен для путевой балансировки самолета. Управление триммером дистанционное электромеханическое, может осуществляться командиром ВС и вторым пилотом с помощью переключателя ТРИМ.РН, установленного на среднем пульте кабины экипажа. При включенном демпфере рыскания системы САУ-42 управление триммером отключается. Положение триммера определяется по индикатору, установленному на приборной доске. При нейтральном положении триммера на среднем пульте горят зеленая сигнальная лампа ТРИМ.РН НЕЙТР.
Управление триммером состоит из электромеханизма МП-100М-2 cep, (рис.16) вильчатого болта, двухплечей качалки 6 и соединительной тяги 8. Злектромеханизм расположен в носовой части руля направления и шарнирно прикреплен к кронштейну, установленному в носке руля направления. Двуплечая качалка шарнирно закреплена в кронштейне 7, установленном на лонжероне руля направления. Одно плечо качалки с помощью кардана соединено с вильчатым болтом штока электромеханизма МП-100М-2 cep., другое - с тягой 8, второй конец которой крепится к рычагу триммера. На качалке установлены упоры 5, упиравшиеся в приливы кронштейна 7. Для сигнализации положения триммера служит датчик ДС-10, установленный на лонжероне руля направления и кинематически связанный с триммером. При отклонении триммера руля направления движение предается на датчик ДС-10, который выдает электрический сигнал на индикатор положения триммера.
Рис.16. Управление триммером руля направления
1 – датчик ДС-10; 2 – кронштейн; 3 – качалка; 4 – электромеханизм МП-100М-2 сер.; 5 – регулируемый упор; 6 – качалка; 7 – кронштейн; 8 – тяга; 9 – тяга.
При включении управления триммером руля направления шток электромеханизма МП-100М-2cep. через качалку и тягу отклоняет триммер на угол +-7.5°. Выпущенному положению штока электромеханизма соответствует отклонение триммера влево. Триммер может быть зафиксирован и при меньшем угле отклонения, так как привод электромеханизма выполнен самоконтрящимся. Ограничение крайних отклонений триммера производится с помощью концевых выключателей, смонтированных в корпусе электромеханизма. В крайних положениях триммера концевые выключатели обесточивают цепь питания и движение штока электромеханизма, а, следовательно, и отклонение триммера, прекращается. При отказе концевых выключателей отклонения триммера ограничиваются механическими упорами на качалке. В нейтральном положении триммера срабатывает концевой выключатель, также смонтированный в корпусе электромеханизма, и замыкает контакты сигнальной лампы нейтрального положения.
- 3. Управление самолетом
- 3.1. Основные данные систем управления
- 3.2. Управление рулем направления
- 3.3. Управление рулем высоты
- 3.4. Управление элеронами
- 3.5. Система управления триммерами руля высоты
- 3.6. Стопорение рулей и элеронов
- 3.7. Управление предкрылками
- 3.8. Управление закрылками.
- 3.9. Управление стабилизатором
- 3.10. Управление спойлерами - гасителями подъемной силы.
- 3.11. Управление интерцепторами.
- 3.12. Управление двигателями д-36
- 3.13. Особенности технического обслуживания систем управления самолетом.
- 4.1. Общие сведения
- 4.2 Передняя опора шасси
- 4.3. Основные опоры шасси
- 1, 4, 8, 10, 13, 15 – Кронштейны; 2 – верхняя створка; 3, 5, 7, 9 – тяга;
- 4.4. Сигнализация положения опор шасси
- 4.5. Особенности технического обслуживания шасси