logo
автех / 3_Upr_4_Shassi

3.7. Управление предкрылками

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета вдоль передней кромки крыла по всему размаху установлены предкрылки. Предкрылки каждой консоли крыла состоят из шести секций. Каждая секция предкрылка с жестко закрепленными на ней двумя рельсами перемещается в каретках, неподвижно установленных в носовой части крыла.

Управление предкрылками электрогидравлическое, дистанционное осуществляется общим с закрылками переключателем ПРЕДКРЫЛКИ-ЗАКРЫЛКИ ОСНОВНОЕ УПР. Предкрылки имеют два положения: "выпущено" и "убрано". Угол выпущенного положения предкрылков равен 22° в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Перемещаются предкрылки винтовыми механизмами, которые через карданные валы трансмиссии приводят в действие рулевым приводом РП-71-02. Рулевой привод получает питание одновременно от двух гидросистем: основной и аварийной. Время выпуска предкрылков на полный угол при работе от обеих гидросистем – 12 с. При питании рулевого привода от одной из гидросистем время перемещения предкрылков на полный угол увеличивается вдвое.

Фиксация предкрылков в промежуточных положениях не предусмотрена, В крайних положениях фиксация предкрылков осуществляется гидромеханическими тормозами рулевого привода РП-71-02 при отключении питания привода. Для исключения поломок секций предкрылков при превышении допустимых нагрузок или при заклинивании одной из секций в системе управления предкрылками установлены муфты ограничения крутящего момента, которые в этих случаях обеспечивают автоматический останов предкрылков. Контроль синхронизации выпуска-уборки предкрылков осуществляет система предупреждения рассогласования СПР-1, автоматически прекращающая перемещение предкрылков при появлении несимметрии отклонения правых и левых предкрылков более 2°.

Положение предкрылков контролируется световым табло ПРЕДКР.ПРОМЕЖУТ, ПРЕДКРЫЛ.ВЫПУЩЕНЫ и ПРЕДКРЫЛ. НЕИСПРАВНЫ, расположенными на приборной доске.

Система управления предкрылками включает в себя: рулевой привод РП-71-О2 с двумя гидромоторами 13 (рис.18), обводной редуктор 14, на котором закреплен механизм концевых выключателей МBK-45, карданные валы 9 трансмиссии, промежуточные опоры 11, двенадцать шариковых винтовых механизмов, два гидромеханических тормоза 2, две муфты ограничения крутящего момента 4, два редуктора рассогласования с датчиками ДC-10 системы CПP-1. Каждая секция предкрылков перемещается шариковыми винтовыми механизмами. Нумерация винтовых механизмов идет от фюзеляжа к консольным частям крыла. Корпус редуктора винтового механизма с помощью карданного кольца крепится к кронштейну, установленному на переднем

Рис.18. Схема управления предкрылками

Продолжение рис.18. Схема управления предкрылками

1 – винтовой механизм №6; 2 – тормоз; 3 – винтовой механизм №5; 4 – муфта ограничения момента; 5 – винтовой механизм № 4; 6 – винтовой механизм №3;

7 – винтовой механизм №2; 8 – винтовой механизм № 1; 9 – карданный вал;

10 – рулевой привод РП71-02; 11 – промежуточная опора; 12 – секция предкрылка; 13 – гидромотор рулевого привода; 14 – обводной редуктор; 15 – кронштейн; 16 – механизм концевых выключателей МКВ-45; 17 – кронштейн;

18 – шторка; 19 – рельс; 20 – каретка; 21 – датчик МУ-615А; 22 – редуктор системы предупреждения рассогласования предкрылков; 23 – датчик ДС-10.

лонжероне крыла, а ходовой винт механизма - к узлу на секции предкрылка. Винтовые механизмы установлены в плоскостях, перпендикулярных оси вращения предкрылка. Карданные валы 9 трансмиссии соединяют редуктор 14 и рулевом привод 10 с винтовыми механизмами через промежуточные опоры 11. Карданный вал трансмиссии представляет собой дюралюминиевую трубу, на концах которой болтами закреплены кардан и карданная вилка с сухарем. Кардан состоит из двух вилок с запрессованными в них втулками и сухаря со вставленными в него болтами и полуосями. Гайки болтов контрятся шплинтами. Эта контровка дублируется упругим хомутом, охватывающим головки и хвостовики болтов. Вилки карданов имеют гладкие и шлицевые хвостовики для соединения с валами трансмиссии и редукторами винтовых механизмов или промежуточными опорами. Карданные вилки с сухарем соединяются с карданными вилками промежуточных опор с помощью болтов и упругого хомута. Промежуточные опоры 11 поддерживают трансмиссионные валы и фиксируют их от осевых перемещений. Каждая опора состоит из корпуса, запрессованных в наго шарикоподшипников, карданных вилок или карданной вилки и хвостовика с внутренними шлицами. Опоры крепятся четырьмя болтами к переднему лонжерону центроплана и к первому лонжерону крыла. Для исключения поломки секций предкрылков при превышении допустимых нагрузок в винтовых механизмах №1, 2, 3, 4 и в трансмиссии между винтовыми механизмами №4 и 5 установлены муфты ограничения крутящих моментов. При превышении допустимого момента в любом винтовом механизме соответствующая муфта срабатывает и отключает электропитание рулевого привода РП-71-02. При отключенном электропитании РП-71-02 срабатывают тормоза и затормаживается трансмиссия - предкрылки останавливаются. При этом на приборной доске загорается сигнальное табло ПРЕДКРЫЛКИ HЕИCПPAВНЫ. Конструкция муфты ограничения момента дана на рис.19.

Рис.19. Муфта ограничения крутящего момента

1 – крышка; 2 – рычаг; 3 – пружина; 4 – регулировочный винт; 5 – кронштейн;

6 – концевой выключатель; 7 – штепсельный разъём; 8 – карданная вилка;

9 – неподвижная полумуфта; 10 – вал; 11 – подвижная полумуфта; 12 – корпус; 13 – карданная вилка.

Система СПР-1 предкрылков включает в себя два редуктора, два датчика ДС-10, блок БOP-1. При выпуске или уборке предкрылков датчики ДС-10 выдают электрические сигналы в блок БОР-1, который суммирует показания датчиков и останавливает движение предкрылков при разнице отклонений левых и правых предкрылков более 2°. При срабатывании системы СПР-1 предкрылки фиксируется в промежуточном положении гидравлическими тормозами, установленными между винтовыми механизмами №5 и 6 и гидротормозами рулевых приводов. При этом на приборной доске в кабине экипажа загорается сигнальное табло ПРЕДКР. НЕИСПР. Дальнейшее перемещение предкрылков не выпуск или уборку возможно только после устранения неисправности. Для проверки работы системы СПР-1 в кабине экипажа установлена кнопка КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ.

При включенном автомате защиты ПРЕДКР.ТОРМОЗ электромагнитные краны ГА-165 включаются на растормаживание трансмиссии, т.е. подают давление в тормоза, установленные между винтовыми механизмами №5 и 6. При установке переключателя ПРЕДКРЫЛКИ. ЗАКРЫЛКИ ОСНОВНОЕ УПРАВЛ. в положение "20°" или "45°" вначале подается электропитание на рулевой привод РП-71-02 предкрылков и одновременно включается резервная насосная станция НС 46-3. Тормоза рулевого привода РП-71-02 растормаживаются и с ними растормаживается вся трансмиссия управления предкрылками. Гидромоторы рулевого привода начинают вращаться и приводят в действие выходной вал рулевого привода. Далее через обводной редуктор валы трансмиссии и редукторы винтовых механизмов приводятся во вращение гайки винтовых механизмов, что вызывает перемещение ходовых винтов и. таким образом, перемещение секций предкрылков. Как только секции предкрылков начинают двигаться, загорается табло на средней приборной доске ПРЕДКР.ПРОМЕЖУТ. При полном выпуске предкрылков механизм концевых выключателей МКВ-45 отключает электропитание рулевого привода PП-71-02 предкрылков. При этом гаснет сигнальное табло ПРЕДКР.НРОМЕЖУТ., загорается сигнальное табло ПРЕКРЫД.ВЫПУЩЕНЫ и подается электропитание на рулевой привод РП-71-02 закрылков на выпуск закрылков.

При установке переключателя ПРЕДКРЫЛКИ.ЗАКРЫЛКИ ОСНОВНОЕ УПРАВ в положение "убрано" сначала подается электропитание на включение привода РП-71-02 закрылков на уборку и одновременно включается резервная насосная станция НC46-3. после уборки закрылков механизм концевых выключателей МKВ-45 закрылков отключает электропитание рулевого привода закрылков и подает электропитание на рулевой привод предкрылков на уборку предкрылков, В начале уборки загорается табло ПРЕДКРЫЛ.ПРОМЕЖУТ. и гаснет табло ПРЕДКРЫД.ВЫПУЩЕНЫ. При полной уборке предкрылков механизм концевых выключателей МКВ-45 отключает электропитание привода РП-71-02 предкрылков и выключает резервную насосную станцию HC46-3. Табло ПРЕДКРЫЛ.ПРОМЕЖУТ, гаснет.

При падении давления в основной или аварийной гидросистеме или в случае отказа одного из гидромоторов рулевого привода РП-71-02 рулевой привод РП-71-02 продолжает работать, но время перемещения предкрылков увеличивается вдвое.

При отказе механизма концевых выключателей МKB-45 перемещение предкрылков ограничивается механическими упорами винтовых механизмов №1.

Рулевой привод РП-71-02 с обводным редуктором и механизмом концевых выключателей МKB-45 установлен на переднем лонжероне центроплана. Рядом с рулевым приводом установлены два электромагнитных крана ГА-165 тормозов трансмиссии.

О б в о д н о й редуктор предназначен для передачи движения от рулевого привода РП-71-02 к трансмиссии левого и правого предкрылков. Основными элементами редуктора являются корпус, крышка и две цилиндрические шестерни. Литые корпус и крышка скреплены между собой болтами. К фланцу корпуса редуктора крепится болтами рулевой привод РП-71-02. На крышке редуктора установлен механизм концевых выключателей МКВ-45. Каждая шестерня, выполненная заодно с валом, вращается в двух шарикоподшипниках. Один конец вала ведущей шестерни имеет карданные шлицы для соединения с рулевым приводом, а второй - внутренние шлицы для соединения с механизмом концевых выключателей. Оба конца вала ведомой шестерни выступает из корпуса и имеет внутренние шлицы для подсоединения к трансмиссии левого и правого предкрылков. Для защиты от попадания грязи во внутреннюю полость редуктора в корпусе и крышке редуктора установлены войлочные кольца.

Рис.20. Винтовой механизм управления предкрылками

1 – вилка; 2 – хомут; 3 – маслёнка; 4 – гильза; 5 – полумуфта; 6 – ведомая шестерня; 7 – упор выпущенного положения предкрылков; 8 – корпус;

9 – цилиндрическая шестерня; 10 – ходовой винт; 11 – гайка; 12 – дворник;

13 – упор убранного положения предкрылков.

М е х а н и з м концевых выключателей обеспечивает переключение электроцепей в системе управления предкрылками и крепится к фланцу обводного редуктора.

В и н т о в ы е механизмы являются исполнительными элементами в системе выпуска и уборки предкрылков. На каждой консоли крыла установлено по шесть винтовых механизмов. Винтовые механизмы конструктивно выполнены в основном одинаково, отличаются только длиной винтов и передаточным числом редукторов. Кроме этих отличий, вызванных требованиями кинематики передачи движения, винтовые механизмы имеют некоторые конструктивные отличия:

- винтовые механизмы №1, 2, 3, 4 имеют встроенные муфты ограничения крутящего момента с коробками концевых выключателей;

- на винтовом механизме №6 установлен редуктор системы СПР-1.

Винтовые механизмы крепятся к первому лонжерону крыла с помощью карданного кольца, которое имеет две пары отверстий. В пару вертикальных отверстий устанавливаются болты, соединяющие карданное кольцо с винтовым механизмом, в другую пару - болты, соединяющие карданное кольцо с кронштейном на первом лонжероне крыла. По размаху консоли крыла винтовые механизмы располагаются: винтовой механизм №1 - у нервюры 4, винтовой механизм № 2 - у нервюры 9, винтовой механизм № 3 - у нервюры 13, винтовой механизм № 4 - у нервюры 17. винтовой механизм № 5 - у нервюры 21, винтовой механизм № 6 - у нервюры 25.

Каждый винтовой механизм состоит из редуктора, винта 10 (рис.20), гильзы 4 с гайкой 11. В корпусе редуктора на шарикоподшипниках установлены ведущая и ведомая конические шестерни. На валу ведомой шестерни установлена полумуфта 5 с цилиндрической шестерней, которая входит в зацепление с шестерней 9, установленной на гильзе 4 винтового механизма, гильза вращается на шарикоподшипниках вместе с закрепленной на ней гайкой 11. Гильза с гайкой скреплены штифтами, закрытыми хомутом 2. Ходовой винт движется поступательно внутри корпуса механизма. На одном конце винта штифтами закреплены предохранительный упор 13 убранного положения предкрылков и вилка 1 с сухарем, с помощью которого винт подсоединяется к узлу на секции предкрылка. На другом конце винта закреплен предохранительный упор 7 выпущенного положения предкрылков. Винт и гайка механизма имеют резьбу специального профиля, в канавках которой размещены шарики. Для заполнения винтовой пары шариками в гайке имеются окна, закрытые вкладышами. Вкладыши образуют обводные каналы, благодаря которым шарики перекатываются из одной канавки резьбы в другую. Заодно с гайкой выполнены упоры убранного и выпущенного положения предкрылков. Для доступа к упорам в выпущенном положении предкрылков в гильзе имеется отверстие. Через другое отверстие в гильзе в гайку ввернута масленка. Для смазки винтового механизма применяется смазка ЦИАТИМ-201. Корпус редуктора заполняется смазкой на 1/3 объема. К торцу гильзы крепится специальная щетка для удаления грязи с винта, она прижимается к канавкам винта пружиной. Во внутренних проточках по краям гайки закреплены обоймы с заключенными в них войлочными сальниками.

Промежуточные опоры карданных валов трансмиссии закреплены на стенке переднего лонжерона центроплана (две штуки) и на стенке первого лонжерона крыла у нервюр 1, 6, 11 и 15.

Т о р м о з а, установленные в трансмиссии управления предкрылками между винтовыми механизмами №5 и 6 (у нервюры 23 на правой и левой консолях крыла), обеспечивают затормаживание и фиксацию трансмиссии при ее разъединении и срабатывании системы СПР-1.

Тормоз состоит из корпуса со штуцерами для подвода рабочей жидкости, двух крышек, барабана с валом, двух тормозных колодок, четырех поршней, тарельчатых пружин и двух карданных вилок. Барабан с валом установлен на двух шарикоподшипниках. Вал барабана связан шлицевым соединением с карданными вилками, которые соединяются с валами трансмиссии. Тормозной момент создается за счет осевого усилия тарельчатых пружин. Когда давление жидкости в тормозе отсутствует, тарельчатые пружины зажимают барабан тормозными колодками и трансмиссия удерживается от вращения. При подаче давления от основной или аварийной гидросистемы поршни сжимают пружины и освобождают барабан.