logo
автех / 3_Upr_4_Shassi

3.1. Основные данные систем управления

Управление самолетом включает в себя следующие системы управления: рулем высоты (РВ); рулем направления (PН); элеронами; стабилизатором; триммерами РВ, РН, элеронов. В управление самолетом входят также системы управления предкрылками, закрылками, спойлерами и интерцепторами, а также система стопорения рулей и элеронов.

Управление рулями и элеронами сдвоенное: может осуществляться как двумя пилотами одновременно, так и раздельно - командиром ВС или вторым пилотом, В кабине экипажа установлены колонки со штурвалами для управления рулем высоты, элеронами и интерцепторами и педали для управления рулем направления. На рукоятках штурвалов расположены кнопки основного и ускоренного управления стабилизатором.

Управление рулем высоты и элеронами выполнено без гидроусилителей. В канале управления рулем направления установлен гидроусилитель БУ-270А. Снижение усилий на рычагах управления достигается осевой компенсацией рулевых поверхностей, применением сервокомпенсаторов на рулях направления и элеронах, триммерами рулей и элеронов и перестановкой стабилизатора.

На самолете установлена система автоматического управления САУ-42 и двухканальный автономный демпфер рыскания АДР-42, В каналах управления рулями, элеронами, стабилизатором, предкрылками и закрылками установлены датчики ИУ-615 из комплекта магнитной системы регистрации параметров полета МСРП-64М-2, регистрирующие отклонения рулей (РВ, РН), элеронов, стабилизатора, предкрылков, закрылков и триммера руля высоты.

На среднем пульте кабины экипажа расположены: переключатель, включающий ускоренное управление стабилизатором; переключатель резервного управления стабилизатором; переключатели основного и аварийного управления предкрылками и закрылками; переключатель управления спойлерами; переключатель управления интерцепторами; штурвалы управления триммерами рулей высоты; переключатель управления триммером руля направления; переключатель управления триммерами элеронов; рукоятка стопорения рулей и элеронов; пульт управления САУ-42.

На левом и правом пультах (на горизонтальных панелях) расположены переключатели регулировки педалей управления рулем направления под рост пилотов.

Связь органов управления в кабине с рулями высоты, рулями направления и элеронами осуществляется жесткой проводкой, состоящей из тяг и качалок; с триммерами рулей высоты и стопорами рулей и элеронов - тросами нa направляющих роликах.

Элементами жесткой проводки в системах управления рулями высоты, рулем направления и элеронами являются регулируемые и нерегулируемые тяги.

Регулируемые тяги (рис.1) представляют собой трубу с внутренней резьбой на концах, в которую ввернуты с одной стороны регулируемый, с другой стороны нерегулируемый наконечники. Применяются наконечники вильчатые, ушковые, двухушковые с запрессованными шарикоподшипниками. Изменение длины тяги производится вращением регулировочного наконечника. После регулировки наконечник контрится специальной шайбой и контргайкой. Для контроля положения наконечника в трубе имеется контрольное отверстие, нерегулируемые наконечники тяг ввертываются в трубу и контрятся винтом крепления перемычки металлизации.

Рис.1. Тяга регулируемая

1 – нерегулируемый наконечник; 2 – труба; 3 – контргайка;

4 – регулируемый наконечник; 5 – контровочная шайба.

В нерегулируемых тягах (рис.2) наконечники крепятся к трубам конусными болтами. В проводке управления применены также составные нерегулируемые тяги, собранные из нескольких трех-четырехметровых труб. Трубы соединены на бужах конусными болтами. Наконечники нерегулируемых тяг вильчатые.

Тяги в зависимости от установки в определенной проводке управления маркируются черными кольцевыми метками: одно кольцо - тяги управления элеронами, два кольца - тяги управления рулем направления, три кольца - тяги управления рулем высоты. Кроме того, на все тяги нанесены чертежные номера.

Рис.2. Тяги нерегулируемые

1 – вилка; 2 – труба; 3 – втулка; 4 – конусный болт

Кронштейны в различных системах управления предназначены для установки качалок, роликов тросов, а также других агрегатов (рис.3).

Рис.3. Крепление качалок к кронштейнам и тягам

1 – наконечник тяги с шариковым подшипником; 2 – болт; 3 – втулка;

4 – качалка; 5 – кронштейн с шарикоподшипниками; 6 – болт; 7 – втулка;

8, 9, 10 – шплинт.

Качалки, установленные в проводках систем управления, служат для изменения величины перемещения, изменения направления движения и для поддержания тяг на длинных пролетах. Качалки устанавливаются в кронштейнах на шариковых подшипниках, крепятся болтом с надетой на него втулкой.

Направляющие тяг (люнеты) служат для поддержания тяг на прямых участках проводки различных систем управления и обеспечения их свободного возвратно-поступательного движения. Направляющие тяг представляют собой фланец с тремя парами ушков, расположенных под углом 120о. В ушках на болтах свободно вращаются ролики. Зазор между тягой и роликом может быть отрегулирован за счет одного из роликов, осью которого является эксцентриковый болт со специальной контровочной шайбой. Направляющие окрашены в светло-голубой цвет.

Тросовая проводка применяется в проводке управления триммерами руля высоты, в проводке управления стопорением рулей и элеронов, для подключения рулевых машинок автопилота к проводке управления рулями и элеронами.

Тросы, применяемые в проводках управления, представляют собой отрезки стального канатика, концы которого заделаны в наконечники для соединения друг с другом и с деталями управления. Наконечники каждого троса имеют на обоих концах правую или левую резьбу одинакового шага. Во избежание ошибок при монтаже на наконечниках каждого троса нанесен чертежный номер. Между собой тросы соединяются тандерами (рис.4), которые служат для регулировки натяжения тросов и для их разъединения при демонтаже.

Рис.4. Тандер

1 – трос; 2 – наконечник; 3 – тандер; 4 – контровочная проволока.

Крепление тросов к барабанам или к секторам производится обжатым на конце троса шариком, который вставляется в цилиндрическое гнездо канавки барабана или сектора и контрится двумя винтами или шплинтом от выпадания из гнезда при натянутом тросе.

Изменение направления тросовой проводки осуществляется направляющими роликами, прикрепленными к конструкции каркаса с помощью кронштейнов. В ступице каждого ролика размещены шарикоподшипники. На длинных прямолинейных участках проводки для поддержания тросов установлены фторопластовые направляющие.