Теплота сгорания и калорийные эквиваленты различных видов топлива
Вид топлива | Теплота сгорания, кДж/кг | Калорийный эквивалент |
Условное топливо | 29307 | 1,00 |
Антрацит | 30230 | 1,03 |
Бурый уголь | 14235 | 0,45 |
Нефть | 41867 | 1,42 |
Мазут | 41448 | 1,40 |
Для анализа топлива отбирают среднюю пробу в соответствии с требованиями специальных ГОСТ. У газообразного топлива среднюю пробу отбирают аспираторами. Пробы жидкого топлива берут специальными пробоотборниками при его приеме, отпуске, хранении из резервуара или бочки, при работе транспорта из топливного бака. Среднюю пробу приготавливают путем смешивания индивидуальных проб, число которых зависит от объема, формы и числа емкостей. Например, для горизонтального резервуара среднюю пробу определяют из индивидуальных проб, взятых с трех уровней: верхнего- с глубины 200 мм от поверхности нефтепродукта (1 часть), среднего - из середины объема (3 части ) и нижнего- на расстоянии 250 - 300 мм от дна резервуара (1часть). Затем эти пробы сливают в одну емкость, хорошо перемешивают и отбирают среднюю пробу для исследования. Берут также пробу со дна резервуара для обнаружения воды. Уровень воды можно определить также, опуская в резервуар измерительную рейку, нижняя часть которой покрыта специальной водочувствительной пастой. По высоте растворения пасты судят об уровне воды в емкости.
1.3 Определение количества воздуха, необходимого для горения топлива
Горение - это химический процесс соединения горючего вещества и окислителя. Практически оно представляет собой окисление топлива кислородом воздуха. В результате горения выделяется определенное количество тепловой энергии и резко повышается температура. Характерной особенностью горения является высокая скорость протекания окислительных реакций, при которых выделяемая теплота не успевает рассеиваться.
Горение - сложный процесс, при котором химические реакции сопровождаются процессами тепломассообмена. Различают гомогенное, гетерогенное и взрывное горения. В первом случае топливо и окислитель находятся в газообразном состоянии, во втором вступающие в реакцию вещества находятся в различном агрегатном состоянии.
Процесс горения топлива может протекать как при недостатке, так и при избытке окислителя. Полное сгорание топлива происходит при таком стехиометрическом соотношении топлива и окислителя, которые соответствуют химическим реакциям полного окисления горючих элементов.
Количество кислорода, теоретически необходимое для сгорания 1 кг твердого или жидкого топлива может быть подсчитано на основании уравнений реакций окисления элементов горючей массы топлива. Углерод реагирует с кислородом по уравнению С+О2=СО2 (12 кг С+32 кг О2= 44 кг СО2), то есть для сгорания 1 кг углерода необходимо 32/12=2,67 кг кислорода.
Водород реагирует с кислородом в соответствии с уравнением 2Н2+О2=2Н2О (4 кг Н2+32 кг О2 =36 кг Н2О). Значит, для сгорания 1 кг водорода необходимо 32/4=8 кг кислорода.
Сера реагирует с кислородом по уравнению S+О2=SO2 (32 кг S+32 кг О2=64 кг SО2), то есть для сгорания 1 кг серы требуется 32/32=1 кг кислорода. Значит, для полного сгорания 1кгтоплива рассматриваемого элементного состава (в массовых процентах) потребуется кислорода (кг):
O2 = (2,67C+8H+S-O)/100 . (5)
Предполагается, что содержащийся в топливе кислород полностью затрачивается
на горение. На практике при сжигании топлива подводится не чистый кислород, а воздух, в котором содержится лишь 23,2% кислорода по массе. В этом случае теоретически необходимое для полного сгорания 1кг топлива количество воздуха (кг) может быть определено по выражению:
LТВ = (2,67С+8Н+S-О)/23,2. (6)
В случае, когда количество воздуха определяют в объемных единицах, то выражение (1.8) нужно разделить на плотность воздуха, равную 1,293 кг/м3при нормальных условиях. Тогда теоретически необходимое количество воздуха(м3) выразится так:
LТВ= (2,67C+8H+S-O)/30. (7)
Теоретически необходимое количество воздуха (м3) для сжигания газообразного
топлива можно определить по известному объемному составу (%) газа:
LТВ = 0,0476[0,5(СО+Н2)+2СН4+1,5Н2S+ (m+n/4)СmНn-O2], (8)
где m - число атомов углерода; n - число атомов водорода.
В реальных условиях невозможно добиться полного сгорания топлива при подаче теоретически необходимого количества воздуха. Поэтому в двигателях внутреннего сгорания подают несколько большее по сравнению с теоретической раскладкой количество воздуха. Действительное количество воздуха при сгорании топлива подсчитывают с учетом коэффициента избытка воздуха
LДВ = LТВ. (9)
Коэффициентом избытка воздуха называется отношение количества воздуха LДВ, действительно израсходованного на сгорание топлива, к количеству воздуха LTB, теоретически необходимого для полного сгорания топлива. Значение коэффициента избытка воздуха зависит от вида топлива, условий сжигания, конструкции двигателя и может составлять 0,85 - 1,5. Снижение подачи воздуха по сравнению с оптимальной приводит к повышенному расходу топлива за счет неполного его сгорания. При чрезмерном увеличении подачи воздуха процесс сгорания также будет не оптимальным из-за потерь теплоты на нагревание избыточного воздуха и снижении температуры горения.
Температурой горения топлива называют температуру, которую приобретают газообразные продукты сгорания в результате действия теплоты, выделяемой в процессе горения. Практический интерес представляет действительная температура горения, которая ниже теоретической в связи с отдачей газами части теплоты поверхности нагрева, а также из-за неполного сгорания самого топлива.
Характер процесса горения определяют по составу продуктов сгорания топлив. Наличие в продуктах сгорания окиси углерода СО и водорода Н2 указывает на неполное сгорание топлива. Анализируя состав продуктов сгорания, можно судить о характере процесса горения.
- Государственное образовательное учреждение
- Технический университет, 2006 введение
- Раздел 1. Применение и эксплуатационные свойства топлив Тема 1. Виды, состав и свойства топлив
- Общая классификация топлив
- Тепловую ценность газообразного топлива представляют метан и более тяжелые углеводороды. Окись углерода при сгорании выделяет незначительное количество теплоты.
- Теплота сгорания и калорийные эквиваленты различных видов топлива
- Тема 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов
- Наличие двойных связей в молекулах алкенов и алкaдиенов способствует их повышенной химической активности. Они легко окисляются и имеют склонность к
- Тема 3. Эксплуатационные свойства и использование топлива для карбюраторных двигателей
- Теплота сгорания различных видов топлива и топливовоздушных смесей
- Тема 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива
- Тема 5. Эксплуатационные свойства и использование газообразного топлива
- Раздел 2. Эксплуатационные свойства и использование смазочных материалов Тема 6. Сведения о трении, износе и видах смазочных материалов
- Тема 7. Свойства присадок к смазочным маслам и механизм действия
- Тема 8. Оценка эксплуатационных свойств моторных масел
- Тема 9. Влияние различных факторов на изменение качества масла в двигателе, классификация и марки масел
- Классы вязкости моторных масел
- Е - для лубрикаторных систем смазывания цилиндров дизелей, работающих на
- Марки моторных масел для карбюраторных и дизельных двигателей
- Соответствие классов вязкости моторных масел системе sae
- Соответствие групп моторных масел системе api
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей
- 10.4 Изменение физико-химических и эксплуатационных показателей моторного масла
- Тема 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных масел
- Для ликвидации потерь моторных масел от разлива и утечек при заправке машин
- Тема 12. Эксплуатационные свойства и применение трансмиссионных и других масел
- Группы трансмиссионных масел
- Тема 13. Эксплуатационные свойства и применение пластичных смазок
- Тема 14. Основы рационального и экономичного использования топлива и смазочных материалов
- Раздел 3. Эксплуатационные свойства и применение технических жидкостей Тема 15. Жидкости для охлаждения двигателей внутреннего сгорания
- Тема 16. Рабочие жидкости для автотранспорта
- Классификация гидравлических масел
- 16.3. Жидкости для амортизаторов
- 16.4. Жидкости для удаления нагара с деталей двигателя
- Библиографический список
- Раздел I. Применение и эксплуатационные свойств,
- Глава1 Виды, состав и свойства топлив . . . . . . .4
- Глава 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов из
- Глава 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива . 35
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей 66
- Глава 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных