Группы трансмиссионных масел
Группа масел
| Наличие присадки | Область применения |
1 | Минеральные масла без присадок.
| Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактном напряжении 900-1600 мПа и температуре масла до 900 С. |
2 | Минеральные масла с противоизносными присадками. | То же, при контактных напряжениях 1100-2100 мПа и температуре масла до 1300 С. |
3 | Минеральные масла с противозадирными присадками. | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 мПа и температуре масла до 1500 С. |
4 | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности.
| Цилиндрические, конические, спирально-конические, работающие при контактных напряжениях до 3000 мПа и температуре масла до 1500С. |
5 | Минеральные масла с композицией противозадирной, моющей и антипенной присадок. | Гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях свыше 3000 мПа и температуре масла до 1500 С. |
Трансмиссионное масло ТМ-1-18 (ГОСТ 174-79.2-85) соответствует ТС-14,5 и АК-15; ТМ-2-18 -ТСп-10 ЭФО; ТМ-2-34 - Тэп-15;ТМ-3-9 - ТС и ТСзп-8; ТМ-3-18 ТСп-10; ТМ-5-9 - ТСп-15 и ТАД-15В; ТМ-5-18 - ТСз-9гип, ТАД-17И; ТМ-5-34 - ТСгип; ТМ-5-12з (рк) - ТМ5-12 (рк).
Пример обозначения трансмиссионных масел - ТМ-5-9з: TМ - трансмиссионное масло; 5- группа масла; 9 класс вязкости; з - масло содержит загущающую присадку.
Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по настоящему
стандарту классификации SAE приведены в табл. 10.
Таблица 10
Классы вязкостей трансмиссионных масел
Класс вязкости
| Кинематическая вязкость при 1000С, сСт
| |
ГОСТ 17479.2-85 | SAE J30B | |
9 | 75 | 6-10,99 |
12 | 80/85 | 11,00-13,99 |
18 | 90 | 14,00-24,99 |
34 | 140 | 25,00-41,00 |
Масло базовое ТС -14,5 (ТУ 38 101110 - 86) применяют в качестве основы некоторых трансмиссионных масел и дисперсионной среды некоторых пластичных смазок.
Масло по эксплуатационным свойствам 1 группы, класс вязкости 18. Масло АК -15 (ТУ 38 001280 - 76) применяют для смазывания различных трансмиссий прямозубых и червячных передач. Для снижения температуры застывания масла вводят депрессатор АзНИИ.
Масло 1 группы, класс вязкости 18. Масло ТСп - 10ЭФО с присадкой ЭФО (ТУ 38 101701 - 77). Для снижения температуры застывания в масло вводят депрессорные присадки (АФК или АзНИИ - ЦИАТИМ-1). Масло применяют для дизелей всесезонно в северных районах и как зимнее - в средней климатической зоне. Используют при температуре окружающей среды до -3 5°С.
Масло 2 группы, класс вязкости 9. Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79) с противоизносной присадкой ЭФО и депрессорной присадкой АФК применяются в качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом.
Масло 2 группы, класс вязкости 18. Рабочий температурный диапазон - 20 -100°С. Масло ТС (ОСТ 38 01260-82) применяют в коробках передач и рулевом управлении автомобилей, кроме ВАЗ. Сырьем является вязкие нефтяные остатки с
высоким содержанием ароматических углеводородов, либо экстракты селективной
очистки масел. Добавляют серу (до 1,2%). Для улучшения низко температурной характеристики масла добавляют осерненное растительное масло.
Масло 2 группы, класс вязкости 34. Масло ТС зп - 8 (ОСТ 38 01365 - 84) с противозадирной, противоизносной, антиокислительной и антипенной присадками. Масло предназначено для смазывания агрегатов трансмиссии, имеющих планетарные редукторы коробок передач и некоторых систем гидроуправления мобильных транспортных средств.
Масло 3 группы, класс вязкости 9. Масло ТСп - 10 автомобильное с противозадирной присадкой ОТП (ГОСТ 23652 - 79). Вводят также депрессорные присадки (АФК или АзНИИ -ЦИАТИМ -1). Масло применяют всесезонно в северных районах и как зимнее -в средней климатической зоне. Используют при температуре окружающей среды до -35°С.
Масло 3 группы, класс вязкости 9. Масло ТСп -15К (ГОСТ 23652 - 79) единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими шестернями) автомобилей КамАЗ. Масло с композицией присадок, улучшающих противозадирные, противоизносные, низкотемпературные и антипенные свойства. Работоспособно при температурах -20 - 130°С. Масло ТАД - 15В (ГОСТ 23652 - 79) с противозадирными присадками ОТП или ЛЗ - 23К. Присадки обладают хорошими противозадирными свойствами, благодаря высокому содержанию активной серы (20 - 22% в первом случае и 36 - 40% - во втором). Применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей. Рабочая температура до 130°С.
В средней климатической зоне используют всесезонное до -25°С. Масло ТСп -15К и ТАД -15В 3 группы, класс вязкости 18. Масло ТСз -9гип (ОСТ 38 01158 - 78), загущенное полимерной вязкостной присадкой, стойкое против деструкции. В состав масла входят противозадирная, антиокислительная, антикоррозионная, депрессорная и антипенная присадки. Масло работоспособно в интервале температур -50 -120°С, применяется в различных автомобильных трансмиссиях, включая гипоидные.
Масло 5 группы, класс вязкости 9. Масло ТСп -14гип (ГОСТ 23652 - 79) вырабатывают на основе масла ТС -14,5 с композицией противозадирной, моющей и антипенной присадок. Предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей (в основном семейство ГАЗ) и специальных машин в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Диапазон рабочих температур масла –25- 130°С. Масло ТАД -17И (ГОСТ 23652 - 79) минеральное с хорошо сбалансированной серо- и фосфорсодержащей композицией присадок, также улучшающей антиокислительные, и антикоррозионные и противопенные свойства. Благодаря хорошему индексу вязкости и депрессорной присадке, масло работоспособно до -25°С.
Предназначено для смазывания гипоидных ведущих мостов и коробок перемены передач легковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ и АЗЛК.
Масло ТСп -14гип и ТАД -17И 5 группы, класс вязкости 18. Масло ТСгип (ОСТ 38 01260 - 82) предназначено для смазывания тяжело нагруженных гипоидных и других зубчатых передач.
Масло 5 группы, класс вязкости 34. Масло ТМ 5-12 (рк) универсальное всесезонное масло, предназначенное для эксплуатации и консервации агрегатов трансмиссии автомобилей, имеющих гипоидные, спирально- конические, червячные и цилиндрические передачи. Представляет собой глубокоочищенную низкозастывающую нефтяную основу, в состав которой вводят хорошо сбалансированную композицию присадок, улучшающую такие функциональные свойства масла, как противозадирные, противоизносные и антиокислительные, антикоррозионные, антипенные, а также консервационную присадку НГ -107Т.
Масло 5 группы, класс вязкости 12. В коробке передач тракторов Т -150К и Т -130, в коробке и трансмиссии К -701 применяют моторное масло.
12.4 Масла для гидромеханических передач
Масла должны обладать соответствующими вязкостными, противоизносными и
антиокислительными свойствами. Важными являются характеристики фрикционных свойств - коэффициенты статического и динамического трения, от которых зависит эффективность работы фрикционных дисков сцепления.
В гидромеханических коробках передач применяются масла с пониженной вязкостью и хорошей смазывающей способностью. Масла должны обладать хорошими
антикоррозионными и антипенными свойствами, совмещаться с различными уплотнительными материалами. Масло для гидромеханических передач вырабатывают на базе маловязких фракций сернистых парафиновых нефтей посредством их селективной очистки, глубокой депарафинизации и загущают вязкостными присадками. Используют эти масла в различных областях: автоматические трансмиссии и гидротрансформаторы легковых и грузовых автомобилей, насосы гидравлического усиления рулевого управления, коробки передач с переключением ступеней при помощи сервопривода, а также различные гидравлические механизмы с крыльчатыми и поршневыми насосами.
Выпускают три марки масел:
марка А (ОСТ 38 01434 - 87) для гидротрансформаторов и автоматических ко-
робок передач;
марка Р (ОСТ 38 01 434 - 87) для системы гидроусилителя руля и гидрообъем-
ных передач;
МГТ (ТУ 38 101 103 - 87) для гидромеханических коробок передач.
- Государственное образовательное учреждение
- Технический университет, 2006 введение
- Раздел 1. Применение и эксплуатационные свойства топлив Тема 1. Виды, состав и свойства топлив
- Общая классификация топлив
- Тепловую ценность газообразного топлива представляют метан и более тяжелые углеводороды. Окись углерода при сгорании выделяет незначительное количество теплоты.
- Теплота сгорания и калорийные эквиваленты различных видов топлива
- Тема 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов
- Наличие двойных связей в молекулах алкенов и алкaдиенов способствует их повышенной химической активности. Они легко окисляются и имеют склонность к
- Тема 3. Эксплуатационные свойства и использование топлива для карбюраторных двигателей
- Теплота сгорания различных видов топлива и топливовоздушных смесей
- Тема 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива
- Тема 5. Эксплуатационные свойства и использование газообразного топлива
- Раздел 2. Эксплуатационные свойства и использование смазочных материалов Тема 6. Сведения о трении, износе и видах смазочных материалов
- Тема 7. Свойства присадок к смазочным маслам и механизм действия
- Тема 8. Оценка эксплуатационных свойств моторных масел
- Тема 9. Влияние различных факторов на изменение качества масла в двигателе, классификация и марки масел
- Классы вязкости моторных масел
- Е - для лубрикаторных систем смазывания цилиндров дизелей, работающих на
- Марки моторных масел для карбюраторных и дизельных двигателей
- Соответствие классов вязкости моторных масел системе sae
- Соответствие групп моторных масел системе api
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей
- 10.4 Изменение физико-химических и эксплуатационных показателей моторного масла
- Тема 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных масел
- Для ликвидации потерь моторных масел от разлива и утечек при заправке машин
- Тема 12. Эксплуатационные свойства и применение трансмиссионных и других масел
- Группы трансмиссионных масел
- Тема 13. Эксплуатационные свойства и применение пластичных смазок
- Тема 14. Основы рационального и экономичного использования топлива и смазочных материалов
- Раздел 3. Эксплуатационные свойства и применение технических жидкостей Тема 15. Жидкости для охлаждения двигателей внутреннего сгорания
- Тема 16. Рабочие жидкости для автотранспорта
- Классификация гидравлических масел
- 16.3. Жидкости для амортизаторов
- 16.4. Жидкости для удаления нагара с деталей двигателя
- Библиографический список
- Раздел I. Применение и эксплуатационные свойств,
- Глава1 Виды, состав и свойства топлив . . . . . . .4
- Глава 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов из
- Глава 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива . 35
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей 66
- Глава 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных