Тема 5. Эксплуатационные свойства и использование газообразного топлива
5.1 Виды газообразного топлива
В современных условиях газообразное топливо широко используется для технологических и бытовых целей. Его применяют и для ДВС.
Преимущества газообразного топлива:
– сгорает в теоретически необходимом количестве воздуха, что обеспечивает высокий тепловой КПД и температуру горения;
– при сгорании не образует нежелательных продуктов сухой перегонки и сернистых соединений, копоти и дыма;
– сравнительно легко подводится к объектам потребления и может хранится централизованно;
легко воспламеняется в широком диапазоне температур окружающей среды;
может быть использовано в сжатом или сжиженном состояниях для ДВС;
обладает высокими противодетонационными свойствами;
– обеспечивает значительно меньший износ деталей двигателя.
Вместе с тем газообразное топливо имеет также определенные недостатки - отравляющее действие, образование взрывчатых смесей при смешивании с воздухом, повышенные утечки через неплотности.
Наиболее широко применяются природный или попутный газ нефтяных или газовых месторождений, а также заводские газы нефтеперерабатывающих и других заводов. Основными составляющими компонентами этих газов являются углеводороды с числом углеродных атомов в молекуле от одного до четырех (метан, этан, пропан, бутан и их производные).
Природные газы практически полностью состоят из метана (82-98%), с небольшой примесью этана (до 6%), пропана (до 1,5%) и бутана (до 1%). В попутных нефтяных газах содержание метана колеблется в пределах 40 - 85%, этана и пропана до 20% (каждого). В горючих газах могут содержаться также другие компоненты, поэтому газ специально отчищают от нежелательных соединений.
Газообразное топливо по теплоте сгорания условно подразделяют на 3 группы:
– высококалорийное, с теплотой сгорания более 20000 кДж/м3 (природные газы, и нефтяные, получаемые из скважин попутно с нефтью и при ее переработке);
– среднекалорийное, с теплотой сгорания 10000-20000 кДж/м3 (коксовый, светильный, светильный газы);
– низкокалорийное, с теплотой сгорания до 10000 кДж/м3 (доменный, генераторный газы).
В зависимости от физических свойств газы могут быть сжатыми и сжиженными. Некоторые газы обладают низкой критической температурой, не переходят в жидкое состояние при обычной температуре даже под действием высокого давления (метан). Газы, которые имеют критическую температуру ниже обычных температур их применения, используют в основном в сжатом виде (при давлении до 20 МПа). Сжиженные - это газы, критическая температура которых выше обычных температур их применения. Такие газы используют при давлении до 1,5 - 2МПа.
5.2 Применение газообразного топлива для двигателей внутреннего сгорания
Для автомобилей используют высоко- и среднекалорийные газы. Выпускают природный, коксовый метанизированный и коксовый обогащенный сжатые газы. Теплота сгорания их составляет соответственно 29000, 27000 и 22000 кДж/м3. Основным горючим компонентом этих газов является метан. Наличие в них сероводорода нежелательно. Октановое число природного газа равное 94ед. и более позволяет форсировать автомобильные двигатели по степени сжатия до 10-11. Высокое содержание водорода обеспечивает более полное сгорание газообразного топлива в цилиндре двигателя. При этом топливо более равномерно распределяется по цилиндрам. При применении газообразного топлива неравномерность распределения составляет до 20%, а жидкого топлива (бензина) в рабочей смеси достигает 35% и более, существенно снижается токсичность отработавших газов.
Наиболее часто на автомобилях устанавливают цилиндрические баллоны, рассчитанные на рабочее давление 20 МПа. В одном баллоне (вместимостью по воде 50л) вмещается 10м3 газа. Установка на автомобиль газовых баллонов вызывает снижение полезной грузоподъемности на 5 - 20%, дальности пробега примерно 200км, мощности двигателя на 15 - 20%.
Для газобаллонных автомобилей используют также сжиженные пропан-бутановые фракции нефтяных и других газов. Теплота сгорания их составляет 46055 кДж/м3 , октановое число не менее 85ед.
При работе двигателя на газообразном топливе значительно меньше загрязняется моторное масло, снижается количество отложений на деталях цилиндропоршневой группы.
По ГОСТ 20448-80 выпускают сжиженные газы трех марок: СПБТЗ – зимняя техническая пропано-бутановая смесь для коммунально-бытового потребления; СПБТЛ - летняя техническая пропано- бутановая смесь для коммунально-бытового потребления и других целей; БТ - технический бутан для коммунально-бытового потребления и других целей.
При работе двигателей на сжиженном газе мощность снижается значительно меньше, чем при работе на сжатом газе. Потери мощности двигателя при работе на сжатом и сжиженном газах можно компенсировать за счет повышения степени сжатия.
- Государственное образовательное учреждение
- Технический университет, 2006 введение
- Раздел 1. Применение и эксплуатационные свойства топлив Тема 1. Виды, состав и свойства топлив
- Общая классификация топлив
- Тепловую ценность газообразного топлива представляют метан и более тяжелые углеводороды. Окись углерода при сгорании выделяет незначительное количество теплоты.
- Теплота сгорания и калорийные эквиваленты различных видов топлива
- Тема 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов
- Наличие двойных связей в молекулах алкенов и алкaдиенов способствует их повышенной химической активности. Они легко окисляются и имеют склонность к
- Тема 3. Эксплуатационные свойства и использование топлива для карбюраторных двигателей
- Теплота сгорания различных видов топлива и топливовоздушных смесей
- Тема 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива
- Тема 5. Эксплуатационные свойства и использование газообразного топлива
- Раздел 2. Эксплуатационные свойства и использование смазочных материалов Тема 6. Сведения о трении, износе и видах смазочных материалов
- Тема 7. Свойства присадок к смазочным маслам и механизм действия
- Тема 8. Оценка эксплуатационных свойств моторных масел
- Тема 9. Влияние различных факторов на изменение качества масла в двигателе, классификация и марки масел
- Классы вязкости моторных масел
- Е - для лубрикаторных систем смазывания цилиндров дизелей, работающих на
- Марки моторных масел для карбюраторных и дизельных двигателей
- Соответствие классов вязкости моторных масел системе sae
- Соответствие групп моторных масел системе api
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей
- 10.4 Изменение физико-химических и эксплуатационных показателей моторного масла
- Тема 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных масел
- Для ликвидации потерь моторных масел от разлива и утечек при заправке машин
- Тема 12. Эксплуатационные свойства и применение трансмиссионных и других масел
- Группы трансмиссионных масел
- Тема 13. Эксплуатационные свойства и применение пластичных смазок
- Тема 14. Основы рационального и экономичного использования топлива и смазочных материалов
- Раздел 3. Эксплуатационные свойства и применение технических жидкостей Тема 15. Жидкости для охлаждения двигателей внутреннего сгорания
- Тема 16. Рабочие жидкости для автотранспорта
- Классификация гидравлических масел
- 16.3. Жидкости для амортизаторов
- 16.4. Жидкости для удаления нагара с деталей двигателя
- Библиографический список
- Раздел I. Применение и эксплуатационные свойств,
- Глава1 Виды, состав и свойства топлив . . . . . . .4
- Глава 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов из
- Глава 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива . 35
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей 66
- Глава 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных