Раздел 3. Эксплуатационные свойства и применение технических жидкостей Тема 15. Жидкости для охлаждения двигателей внутреннего сгорания
15.1 Назначение, виды охлаждающих жидкостей и требования к ним
Для обеспечения нормальной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо постоянно отводить теплоту от нагреваемых деталей. Количество теплоты, отводимой при охлаждении, колеблется в пределах 25-35% от общей теплоты, выделяющейся при сгорании рабочей смеси. Охлаждение может быть воздушным и жидкостным. Последнее более распространено. Охлаждающая жидкость должна отвечать следующим основным требованиям:
иметь достаточно высокую температуру кипения и теплоемкость и обладать температурой замерзания ниже температуры окружающего воздуха;
не образовывать на водяной рубашке двигателя и элементах системы охлаж-
дения накипи;
не вызывать коррозию деталей двигателя и быть нейтральной к уплотнитель-
ным соединениям в системе охлаждения;
- быть безопасной в обращении, дешевой и универсальной.
Существенный недостаток обыкновенной воды как охлаждающей жидкости -высокая температура замерзания, что затрудняет ее применения в зимнее время. Другим недостатком является наличие в воде различных растворенных солей, способных в виде накипи откладываться на поверхностях деталей водяной рубашки,что приводит к ухудшению процессов теплопередачи в двигателе. Кроме того, вода может корродировать металл деталей.
При отрицательных температурах применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости. Коэффициент их расширения относительно высок, что не позволяет целиком заполнить систему охлаждения. Многие антифризы отрицательно действуют на уплотнительные резинотехнические изделия, сравнительно дороги. Однако низкая температура их замерзания обеспечивает надежную работу системы охлаждения при минусовых температурах окружающего воздуха.
15.2 Низкозамерзающие охлаждающие смеси (антифризы)
Наилучшей низкозамерзающей жидкостью является смесь этиленгликоля и дистиллированной воды. В зависимости от требуемой температуры замерзания смесь
может быть приготовлена в любых соотношениях. В чистом виде этиленгликоль-
бесцветная прозрачная жидкость, без запаха, температура замерзания ее -11,2°С. Максимально низкой температурой замерзания (-75°С) обладает смесь, содержащая 66,7% этиленгликоля и 33,3% воды. Положительным качеством этиленгликолевых смесей является то, что они не образуют в системе охлаждения накипи.
Промышленность выпускает чистый этиленгликоль, а также водо-этиленгликолевые смеси двух марок А-40 и А-65 (цифра обозначает температуру замерзания смеси). В А-40 содержится 53% этиленгликоля и 47% воды, в А-65 - 65% этиленгликоля и 35% воды. Этиленгликоль ядовит.
Перед заполнением системы этиленгликолевой жидкостью ее тщательно промывают смесями на 50% меньше объема. При нагревании этиленгликолевой жидкости при эксплуатации двигателя из нее испаряется вода. Поэтому ее потери в системе охлаждения восполняют дистиллированной водой.
Прежде, чем долить воду в систему охлаждения, следует проверить состав смеси
гидрометром. Он определяет значение концентрации этиленгликоля в растворе и температуру замерзания. Каждому составу смеси соответствует определенная плотность. Если концентрация этиленгликоля завышена, добавляют воду до стандартного состава смеси. Плотность жидкости А-40 при температуре 20°С составляет 1,07г/см3, жидкости А-65 - 1,084г/см3.
При переходе машины на летнюю эксплуатацию антифриз сливают. После фильтрации он может быть повторно использован. Систему охлаждения после этого хорошо промывают чистой водой.
Для легковых автомобилей «Жигули», «Волга», «Москвич», грузовых автомобилей КамАЗ, тракторов К-701 и других марок машин широко применяют всесезонную низкозамерзающую жидкость «Тосол», приготовленную на основе этиленгликоля с добавлением 2,5 - 3,0% сложной композиции противокоррозионных и антипенной присадок. Выпускают «Тосол А», «Тосол А-40» и «Тосол А-65» (ТУ 602751-73). Цвет жидкостей - зелено- голубой. Смесь концентрированного «Тосол А» и воды в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации -35°С. Водный раствор «Тосол А» с температурой застывания не выше -40°С маркируют
как «Тосол А-40», с температурой -65°С как «Тосол А-65». Тосол А имеет плотность в пределах 1,12-1,14г/см3, Тосол А-40 - 1,075-1,085г/см3 и Тосол А-65 -1,085-1,095 г/см3. При уменьшении объема тосола в системе охлаждения двигателя доливают дистиллированную воду. Заменяют тосол в системе охлаждения через 2 года.
- Государственное образовательное учреждение
- Технический университет, 2006 введение
- Раздел 1. Применение и эксплуатационные свойства топлив Тема 1. Виды, состав и свойства топлив
- Общая классификация топлив
- Тепловую ценность газообразного топлива представляют метан и более тяжелые углеводороды. Окись углерода при сгорании выделяет незначительное количество теплоты.
- Теплота сгорания и калорийные эквиваленты различных видов топлива
- Тема 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов
- Наличие двойных связей в молекулах алкенов и алкaдиенов способствует их повышенной химической активности. Они легко окисляются и имеют склонность к
- Тема 3. Эксплуатационные свойства и использование топлива для карбюраторных двигателей
- Теплота сгорания различных видов топлива и топливовоздушных смесей
- Тема 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива
- Тема 5. Эксплуатационные свойства и использование газообразного топлива
- Раздел 2. Эксплуатационные свойства и использование смазочных материалов Тема 6. Сведения о трении, износе и видах смазочных материалов
- Тема 7. Свойства присадок к смазочным маслам и механизм действия
- Тема 8. Оценка эксплуатационных свойств моторных масел
- Тема 9. Влияние различных факторов на изменение качества масла в двигателе, классификация и марки масел
- Классы вязкости моторных масел
- Е - для лубрикаторных систем смазывания цилиндров дизелей, работающих на
- Марки моторных масел для карбюраторных и дизельных двигателей
- Соответствие классов вязкости моторных масел системе sae
- Соответствие групп моторных масел системе api
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей
- 10.4 Изменение физико-химических и эксплуатационных показателей моторного масла
- Тема 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных масел
- Для ликвидации потерь моторных масел от разлива и утечек при заправке машин
- Тема 12. Эксплуатационные свойства и применение трансмиссионных и других масел
- Группы трансмиссионных масел
- Тема 13. Эксплуатационные свойства и применение пластичных смазок
- Тема 14. Основы рационального и экономичного использования топлива и смазочных материалов
- Раздел 3. Эксплуатационные свойства и применение технических жидкостей Тема 15. Жидкости для охлаждения двигателей внутреннего сгорания
- Тема 16. Рабочие жидкости для автотранспорта
- Классификация гидравлических масел
- 16.3. Жидкости для амортизаторов
- 16.4. Жидкости для удаления нагара с деталей двигателя
- Библиографический список
- Раздел I. Применение и эксплуатационные свойств,
- Глава1 Виды, состав и свойства топлив . . . . . . .4
- Глава 2. Общие сведения о получении топлива и смазочных материалов из
- Глава 4. Эксплуатационные свойства и использование дизельного топлива . 35
- Глава 10. Изменение качества моторных масел при эксплуатации двигателей 66
- Глава 11. Пути совершенствования и эффективного использования моторных