6. Возведение з.П. На болотах с полным или частичным выторфовыванием.
Типы болот и способы возведения на них насыпей.
Болота – места с необеспеченным стоком воды, заполненные торфом с отметкой >0,5 м. Болота по источнику питания подразделяются:1)Низинные – питаются грунтовыми водами;2)Верховые – образовались в результате деятельности человека;3)Смешанные – образованы грунт-ми и повер-ми водами.
Болота 2-3 типа выторфовывают не полностью, а 1ого типа – частично.
Выторфовывание:
Механический способ
Взрывной
Гидромеханический
Выторфовывание механическим способом можно производить с использованием бульдозеров или экскаваторов. При неглубоких осушенных болотах (до 1 м) или при естественном невысоком уровне воды над минеральным дном выторфовывание производят бульдозером путем послойной разработки торфа перпендикулярно оси дороги. Отвалы торфа располагают по краям выработки. Отсыпку насыпи после удаления торфа производят послойно. Для отсыпки нижней части насыпи используют только дренирующие грунты: песчаные крупные или средней крупности, крупнообломочные или скальные, а также супеси легкие с содержанием глинистых частиц не более 6,0 %. Толщина дренирующего слоя должна быть на 0,5 м больше глубины выторфовывания и осадки основания.
При выторфовывании экскаватором-драглайном возможны два способа разработки торфа: экскаватор перемещается непосредственно по поверхности болота или по переносным щитам и производит работу "на себя" (рис. 4.2.2, а); экскаватор перемещается по отсыпаемой насыпи и работает "от себя" (рис. 4.2.2, б).
На себя
Рис. 4.2.2. Схема организации работ при выторфовывании: а - экскаватор перемещается по поверхности болота; б - экскаватор перемещается по отсыпаемой насыпи; 1 - разработка торфа экскаватором; 2 - подвозка грунта автомобилями-самосвалами; 3 - послойное разравнивание грунта бульдозером; 4 - надвижка грунта в траншею бульдозером; 5 - разравнивание торфа, вынутого из траншеи бульдозером. Римскими цифрами обозначен порядок разработки захваток
Второй способ применяют, когда несущая способность торфа недостаточна для безопасной работы техники. Торф вывозят автомобилями- самосвалами или складывают в отвалы. Одновременно с разработкой траншей для насыпи тем же экскаватором роют боковые канавы.
Траншею, образующуюся после выторфовывания немедленно засыпают грунтом, так как откосы ее оплывают и незаполненная грунтом траншея заполняется водой или жидкой болотной массой.
Отсыпку земляного полотна вначале ведут способом "с головы" до уровня выше поверхности болота на 50...60 см. Остальную часть насыпи отсыпают послойно.
Для уплотнения нижней части насыпи применяют метод временной пригрузки, механическое уплотнение трамбующими плитами и глубинное виброуплотнение. Грунт верхней части насыпи уплотняют послойно катками.
Выторфовывание взрывным способом эффективно, и его применяют во всех случаях, когда позволяют условия обеспечения безопасности. Взрывами можно производить полное или частичное удаление торфа, рыхление торфа (разрушение структуры), устройство торфоприемников, канав, выравнивание минерального дна или устройство упорных канав при уклоне дна болота для предотвращения скольжения насыпи.
На болотах II и III типов производят полное выторфовывание. Его можно осуществлять продольными или поперечными траншеями. При удалении торфа продольными траншеями по оси трассы устраивают ряд буровых скважин, в которые закладывают заряды и одновременно взрывают. Образовавшуюся траншею немедленно засыпают грунтом. Затем взрывают направленными зарядами две боковые траншеи. Скважины для удаления торфа взрывом из боковых траншей закладывают под углом a = 50°. Осевую траншею засыпают выше уровня болот на 0,5...1,0 м. Способ продольных траншей применяют при использовании узкоколейного железнодорожного транспорта (рис. 4.2.3.)
Рис. 4.2.3. Схема выторфовывания продольными траншеями: а - последовательность выторфовывания взрывом: I - осевая, II - боковая траншея; б - схема размещения заряда при взрыве боковых траншей
Способ поперечных траншей применяют, когда проезд по болоту невозможен или затруднителен. Для образования поперечных траншей в толще торфа пробуривают ряд наклонных скважин, образующих клин (рис. 4.2.4).
Рис. 4.2.4. Схема выторфовывания поперечными траншеями
Заряды размещают в наклонных удлиненных скважинах под углом 50° к горизонту.
Середину болота, протяжённостью около 20 м, где накапливается много торфа при взрыве, выторфовывают по способу продольных траншей или механическим путём.
7. Особенности возведения з.п. в зимний период.
Рост объема выполнения земляных работ в зимних условиях играет положительную роль. Однако важно в каждом отдельном случае установить слагаемые этого успеха и определить пути, которые ведут к повышению эффективности работы в зимних условиях.
Проблема преодоления сезонности дорож. строит-ва сложна и многообразна. Она охватывает все стороны деятельности проектных, научных и производственных организаций, требует решения неотложных текущих задач и коренных проблем в части повышения качества землеройной техники. Продление строительного сезона создает благоприятные условия для повышения темпов дорожного строительства
В руководстве по сооружению земляного полотна автомобильных дорог [15] рекомендовано в зимний период выполнять следующие работы: возведение насыпей из крупнообломочных и песчаных грунтов, разработку выемок и резервов в необводненных песках, гравийно-галечных и скальных грунтах; возведение насыпей из глинистых грунтов при влажности близкой к оптимальной, на устойчивых основаниях; разработку в непереувлажненных глинистых грунтах выемок глубиной более 3 м; устройство насыпей на болотах; выторфовывание.
при проектирование работ на стадии составления проектов организации строительства и производства работ необходимо решить следующие вопросы:1) Определить виды и объемы работ для выполнения их в зимнее время; 2) Выбрать участки производства этих работ; 3) Провести технологические расчеты, подтверждающие возможность производства данных работ в конкретных зимних условиях; 4) Выполнить привязку типовых технологических, схем производства работ к местным климатическим условиям;5) Обосновать экономическую целесообразность производства в зимнее время намеченных видов и объемов работ.
Правила производства земляных работ в зимних условиях
Для успешного выполнения земляных работ в зимний период необходимо до наступления холодов выполнить следующие работы: 1) построить вспомогательные помещения;2) подготовить подъездные дороги; 3) произвести снятие плодородного слоя почвы с основания насыпи; 4) обеспечить водоотвод; 5)заготовить необходимые материалы и оборудование; 6) подготовить к зимней эксплуатации технику; 7) предохранить грунты от промерзания.
Минимальный объем сосредоточенных земляных работ, меньше которого не экономично вести работы в зимних условиях составляет более 50 тыс. м3.
Разработку грунта в выемке или карьере следует вести в 2...3 смены, что уменьшает глубину промерзания забоя.
Утепляющий материал убирают с площади, соответствующей сменному объему работ (рис. 4.3.3).
Рис. 4.3.3. Схема разработки выемки: 1 - разрыхленный мерзлый грунт; 2 - теплоизоляционный материал; 3 - слой неразрыхленного мерзлого грунта толщиной 0,4 м; 4 - опасная зона для работы рыхлителя; 0,2- недобор грунта в выемке
Для уменьшения намерзания грунта ковши экскаваторов, скреперов и кузова автосамосвалов рекомендуется смазывать
несколько раз в смену концентрированным раствором технического хлористого кальция или водным раствором хлористого натрия.
Транспортирование, разравнивание и уплотнение грунта должно производиться в максимально короткие сроки. Это связано с потерями тепла грунтом и ухудшением уплотнения талого грунта. Уплотнение необходимо заканчивать раньше, чем температура связанного талого грунта упадет ниже +2 °С, а несвязанного - ниже 1 °С
- 1. Возведение земляного полотна из боковых резервов бульдозерами и скреперами.
- Возведение земляного полотна из боковых резервов скреперами
- 3. Способы разработки выемок бульдозерами, скреперами и экскаваторами
- 4. Требования к плотности грунтов в теле земляного полотна, выбор уплотняющих машин и способов уплотнения.
- 5. Лабораторные и полевые методы контроля за качеством уплотн-я з.П.
- 6. Возведение з.П. На болотах с полным или частичным выторфовыванием.
- 8. Дробление и сортировка природных каменных материалов.
- 9. Битумохранилища. Обезвоживание и нагрев битума
- 12.9. Обезвоживание и нагрев битума
- 10.Классификация холодных и горячих асфальтобетонных смесей.
- 11. Классификация и области применения литых асфальтобетонных смесей. Состав щебеночно-мастичного асфальтобетона.
- 12. Требования, предъявляемые к материалам, используемым для приготовления асфальтобетонных смесей.
- 13. Технология приготовления горячей асфальтобетонной смеси.
- 14. Приготовление цементобетонной смеси. Доставка, разгрузка и хранение цемента.
- 15. Устройство гравийных оснований и покрытий. Контроль качества.
- 16. Устройство щебеночных оснований и покрытий по способу заклинки. Контроль качества.
- 19. Технология строительства асфальтобетонных покрытий из горячих и холодных смесей.
- 20. Особенности строительства а/б покрытий в зимний период. Контроль качества работ по строительству а/б покрытий.
- 21. Назначение и конструкция швов в цементобетонных покрытиях.
- 22. Строительство цементобетонных покрытий рельсовым комплектом машин.
- 2 Комплект машин
- 23. Строительство цементобетонных покрытий скоростным комплектом машин.
- 24. Строительство сборных цементобетонных покрытий.
- 25. Контроль качества строительства цементобетонных покрытий.