logo
Ответы на ГОС / ТОС ГОС(большие)

Возведение земляного полотна из боковых резервов скреперами

Скрепер - землеройно-транспортная машина цикличного действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями в насыпь или отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами ковша и гусеницами трактора.

Прицепные скреперы наиболее целесообразно применять при перемещении грунта на расстояние до 300...500 м, однако при большей емкости ковша (10...15 м3) возможно использование таких скреперов для перемещения грунта и на большее расстояние (до 1,0...1,5 км). Полуприцепные и самоходные скреперы, обладающие высокой скоростью движения (до 50...60 км/ч) и достаточной маневренностью, весьма эффективны для перемещения грунта на расстояние до 2...3 км.

Главным параметром скрепера является геометрическая вместимость (объем) ковша (в м3). Вместимость «с шапкой» превышает геометрическую на 20...25 %. Типаж выпускаемых в настоящее время скреперов: 3; 4,5; 8 (7); 10; 15; 25 м3(табл. 3.8.1).

Зарезание грунта скреперами осуществляется несколькими способами (рис. 3.8.1).

Рис. 3.8.1. Способы зарезания грунтов скрепером (стрелкой показано направление движения скрепера): а - плотных грунтов; б - рыхлых; в - средней плотности; г - песчаных

Ковш скрепера наполняют при прямолинейном движении, стремясь срезать грунт наиболее толстой стружкой. Это создает лучшие условия для заполнения ковша. Длина пути наполнения 15...25 м.

При возведении насыпей из грунта боковых резервов скрепер перемещает грунт в продольном и поперечном направлениях. Наиболее рациональна схема движения скрепера по зигзагу (рис. 3.8.3, а), однако применять ее целесообразно при длине участка работ более 200 м, так как при меньшей длине эффективность схемы снижается из-за необходимости частых поворотов. Поэтому при длине участка от 100 до 200 м применяют схему движения по восьмерке (рис. 3.8.3, б), а менее 100 м - по эллипсу (рис. 3.8.3, в). При разработке двусторонних резервов схему движения по эллипсу рационально заменить схемой движения по спирали с выгрузкой грунта в поперечном направлении (рис. 3.8.3, г)

Рис. 3.8.3. Схемы движения скреперов при возведении насыпей из грунта боковых резервов: а - по зигзагу; б - по восьмерке; в - по эллипсу; г - по спирали; 1 - набор грунта; 2 - разгрузка грунта

  1. Возведение з.п. из привозного грунта. Отделка и укрепление откосов.

Насыпи из привозного грунта используют там, где нельзя закладывать резервы: насел. пункты, грунты непригодные или ценные угодья. Для погрузки грунта используют одноковшовые экскаваторы, роторные экскаваторы, одноковшовые фронтальные погрузчики, грейдер-элеваторы.

Одноковшовые экскаваторы на гусеничном ходу применяют на сосредоточенных работах, когда не требуются частые перебазировки, при слабых основаниях, а т.ж. разработке скальных грунтов, где пневматические шины быстро выходят из строя. Экскаваторы на пневмоколесном ходу целесообразно применять при наличии грунтов с достаточной несущей способностью. Чтобы меньше было холостых передвижений, экскаваторы на гусеничном ходу используют при значительном объеме сосредоточенных работ.

Роторные экскаваторы все операции рабочего процесса выполняют одновременно, т.е. вместе с копанием грунта происходит выгрузка ковшей и транспортирование грунта из забоя в транспортные средства. Принцип непрерывности рабочих процессов дает повышенную производительность. Вместе с тем эти экскаваторы менее универсальны, чем одноковшовые, и кроме того, их применение ограничивают каменистые включения в грунте. Максимальные значения включений не должны превышать 1/3 ширины ковша. Разработку грунта роторными экскаваторами производят лобовым забоем.

Одноковшовые фронтальные погрузчики производительны, мобильны и универсальны. Погрузчики выпускают на пневматическом и гусеничном ходу грузоподъемностью до 5…10т. Время рабочего цикла одноковшовых погрузчиков приблизительно равно времени цикла одноковшовых экскаваторов. Фронтальные погрузчики, оснащенные землеройными ковшами, могут непосредственно разрабатывать грунты I…III групп с погрузкой в транспортные средства. Погрузчик вначале черпает грунт, затем отъезжает от забоя, подъезжает к транспортному средству и разгружает ковш. После разгрузки ковша цикл повторяется.

Пневмоколесные погрузчики обладают преимуществами по сравнению с гусеничными погрузчиками в случае необходимости частого перебазирования с одного объекта на другой, в стесненных условиях, требующих повышенной маневренности погрузчика, и др.

Грейдер-элеватор-землеройно-транспортная машина непрерывного действия, послойно вырезающая и транспортирующая грунт в насыпь либо в транспортные средства. При использовании грейдер-элеватора в качестве погрузчика грунта в транспортные средства погрузку осуществляют при параллельном движении грейдер-элеватора и транспортных средств по прямой.. работу начинают с устройства забоя по оси разрабатываемого карьера. Ширина разрабатываемого карьера должна быть не менее 15м, а длина пути прохода грейдер-элеватора-не менее 200…250м.

Для перевозки используют автотранспорт: «+» 1) Высокая маневренность;2)Небольшой R разворота;3)Продол. Уклон 10-15;«-» Топливо.

Произ-ть самосвала: П=(Т*кв*q*ки)/((2*L/v+t)*), м3/см, где q – грузоподъемность авто в т; ки – коэф-т использования грузоподъемности, L – дальность возки, v – сред. скорость; t – время на погр-разгр.; - плотность грунта. Отсыпка насыпи: Тракторный транспорт – думперы – саморазгруж. тележка до 25 м3, хорошая проходимость, i = 15.

Железнодорожный при дальности перемещения > 6 км и сосредоточенных Vх работах > 100 тыс. м3 в одном месте. Речной транспорт – баржи. Конвейерный транспорт. При выборе транспотртных средств учитывают Vперевозок, рельеф местности, дальность перемещения, произ-ть средств.

Отделка з.п. и укрепление откосов.

Отделку з.п. и откосов производят с целью придания з.п. правильной формы отвечающей технич. и эстетич. требованиям, обеспечивание водоотвода. Планировку насыпей и выемок до 2х м можно производить автогрейдером или трактором с навесным оборудованием.