2.3.6. О параметрах экскаваторов
Потребность анализа рациональности параметров конструкции экскаватора возникает при выборе наиболее эффективной машины для производства строительных работ или оценке конкурентоспособности создаваемой новой техники. Рассмотрим задачу выбора параметров строительного экскаватора на гусеничном ходу для планируемых условий эксплуатации. Для этого сначала ознакомимся со статистической информацией о параметрах экскаваторов отечественного и зарубежного производства.
На рис. 30 представлены графики зависимости мощности двигателя экскаваторов от массы их конструкции, полученные на основе обработки статистической информации о параметрах строительных экскаваторов на гусеничном ходу. Нижние линии графиков соответствуют данным статистической информации 70-х годов, а верхние - данным статистической информации 90-х годов. Точками с цифровым обозна-
чением представлены параметры 14 экскаваторов современного отечественного производства (1 - ЭО-3123; 2 - ЭО-3123-2; 3 - ЕТ-20; 4 -ЕТ-18; 5 - ЕТ-22; 6 - EU-22; 7 - EU-423; 8 - ЭО-4124; 9 - ЭО-4225А; 10 -ЕТ-25; 11 -ЭО-5126; 12-ЭО-5124; 13-ЭО-5221; 14-EU-520). Согласно представленной информации мощность двигателей экскаваторов за рассмотренный период 20 лет возросла в среднем на 21%. Здесь же жирной линией показан закон изменения рекомендуемой мощности двигателя экскаватора по данным исследований кафедры дорожно-строительных машин МАДИ, выполненных в 70-х годах под руководством профессора Карасёва Г.Н.. Эти рекомендации были получены с использованием технико-экономических моделей расчёта затрат на производство земляных работ экскаватором. Из анализа графиков (рис. 30) очевидно, что мощность двигателей большей части строительных экскаваторов отечественного производства за рассмотренный период не изменилась. Поэтому эти машины могут значительно уступать по производительности машинам иностранного производства. В последнее время российские предприятия освоили производство новых конструкций экскаваторов (ЕТ-22, EU-422, EU-423, ЭО-4225А, EU-520), мощность энергоустановок которых увеличена в некоторых случаях до экономически целесообразного уровня или до среднестатистического уровня мирового экскаваторо-строения. Эти экскаваторы обладают современным потенциалом по производительности за счет увеличенной мощности энергоустановки, обеспечивающей более высокие скорости выполнения рабочих операций.
Однако при увеличении скорости выполнения рабочих операций возникает опасность потери устойчивости экскаватора против опрокидывания из-за повышенных инерционных нагрузок. Для предупреждения этого явления необходимы соответствующие мероприятия такие, как рациональное размещение противовеса и элементов конструкции силового привода на поворотной платформе экскаватора или увеличение размеров его опорного контура. На рис. 31 представлены графики изменения величины колеи гусеничного хода от массы экскаваторов по данным статистической информации 70-х и'90-х годов.
Согласно этим материалам колея гусеничного оборудования строительных экскаваторов за рассматриваемый период практически не изменилась (она увеличилась в среднем на 3%). Возможно, устойчивость против опрокидывания экскаваторов обеспечивается рациональной компоновкой или введением в систему управления экскаватора соответствующих ограничений на скорости и ускорения движения элементов конструкции рабочего оборудования.
Рис. 30. Зависимость мощности двигателей от массы экскаваторов
Рис. 31. Зависимость колеи экскаватора S от его массы G
На рис. 32 представлены графики изменения глубины копания экскаваторов от величины их массы по данным статистической информации 70-х и 90-х годов. Здесь так же, как и на рис. 30 верхняя кривая соответствует статистической информации 90-х годов, нижняя - информации 70-х годов, цифрами обозначены параметры экскаваторов отечественного производства.
Из графиков рис. 32 следует, что практически при неизменной опорной базе максимальная глубина копания современных экскаваторов зарубежного производства в среднем увеличилась на 17. ..21% по отношению к глубине копания машин выпуска 70-х годов.
Рис.32. Зависимость глубины копания Нк от массы экскаваторов G
Максимальная глубина копания экскаваторов отечественного производства практически осталась прежней, а для тяжелых машин она оказалась ниже среднего уровня данных 70-х годов.
Резюмируя представленный материал, следует отметить следующее.
Конструкция большей части современных отечественных строительных экскаваторов на гусеничном ходу менее энергонасыщена по отношению к экскаваторам зарубежного производства.
Зарубежные экскаваторы при одинаковой массе с экскаваторами отечественного производства обладают большими параметрическими возможностями (большая глубина копания и радиус действия).
Представленная выше статистическая информация позволяет определить лишь тенденции изменения параметров и не дает основания
для выбора наиболее эффективной в заданных условиях эксплуатации конструкции экскаватора. В таком случае необходим анализ конкурентоспособности конструкции экскаваторов.
Экскаватор, как и любое другое техническое средство, является продуктом осознанной деятельности человека, направленной на экономию труда человеческого общества при создании материальных благ. Основным назначением экскаватора является производство земляных работ. Поэтому эффективность применения экскаватора должна оцениваться количеством затрат труда на один кубический метр разработанного грунта при выполнении заданного вида работ.
В отечественной и зарубежной практике такую оценку производят показателем "удельные приведенные затраты", определяющим все виды экономических затрат на производство и эксплуатацию экскаватора, соотнесенные с количеством выработанного грунта и приведенные к определенному периоду его эксплуатации. Расчёт этого показателя для конкретных условий производства земляных работ требует наличия достаточной информации и может производиться по факту затрат или усредненным плановым! данным. В первом случае должна производиться оценка эффективности эксплуатируемого технического средства, во втором - планируемого к эксплуатации. Расчеты такого типа обеспечивают эффективное управление экономическими показателями строительного предприятия путем обоснованного подбора техники для выполнения конкретных видов работ в заданных условиях. Эти расчеты представляют интерес и для специалистов, организующих процесс производства экскаваторов, при обосновании конкурентоспособности машин и определении экономической целесообразности совершенствования их конструкции.
В качестве примера рассмотрим экономические показатели экскаваторов 4-й размерной группы массой 20...27 т. Для этого воспользуемся материалами отечественного рынка на цены экскаваторов зарубежного и отечественного производства, которые представлены в таблице поданным [22,23].
Стоимость экскаваторов зарубежного производства рассчитана с учётом курса доллара США на начало октября 1999 г. Цены экскаваторов отечественного производства соответствуют данным рынка г. Москвы на июнь-август 1999 г. Расходы на топливо, смазочные материалы и зарплату соответствуют ценам первой декады октября 1999 г.
В табл. 2 представлены результаты расчета стоимости машино-смены и удельных приведенных затрат указанных в ней моделей экскаваторов на базе технико-экономической модели, разработанной автором [14, 21]. Исходными данными к расчету были приняты параметры экскаваторов 4-й размерной группы с оборудованием обратная ло-
пата и ковшом вместимостью 1,25 м3, используемых в вероятных условиях эксплуатации России по данным грунтовых характеристик и размеров строительных объектов (траншей и котлованов). Результаты расчетов соответствуют условиям разработки грунтов экскаваторами с разгрузкой ковша в насыпь при повороте поворотной платформы на 90°.
Таблица 2
Модель экскаватора | Масса экскаватора, т | Мощность двигателя экскаватора, кВт | Минимальное время цикла, с | Цена, тыс. руб. | Стоимость маши-носме-ны, руб. | Удельные приведенные затраты, руб./м3 |
ЭО-4225А | 25,9 | 125 | 10 | 1000 | 3137 | 1,38 |
ЕТ-25 | 27 | 155 | 9,3 | 650 | 2879 | 1,12 |
JCB JS2000LC | 20,135 | 91 | 9,6 | 3855 | 6457 | 2,72 |
Fiat-Hitachi FH200LC | 20,525 | 91 | 9 | 3084 | 5534 | 2,24 |
Fiat-Hitachi FH220.3 | 24 | 114 | 8,9 | 3598 | 6332 | 2,52 |
JCB JS260 LC | 26,2 | 118 | 9,8 | 5140 | 8192 | 3,42 |
CATERPILLA R325L | 27,01 | 125 | 9,2 | 4883 | 7945 | 3,22 |
Как показали расчеты, параметры конструкции экскаваторов отечественного производства обеспечивают достижение практически такой же производительности, как и производительность экскаваторов зарубежного производства, так как время выполнения цикла копания Тц у всех принятых к рассмотрению машин мало отличается (см. табл. 2). Однако необходимо отметить, что информация о времени цикла копания по данным расчетов может значительно отличаться от реальных данных из-за отсутствия в рекламных изданиях технических характеристик информации о таких факторах, как удобство системы управления экскаватора, КПД силового оборудования, рациональность распределения энергетических потоков трансмиссии экскаватора. С другой стороны, следует отметить, что конструкции экскаваторов зарубежного производства, по данным полевых испытаний [16], обеспечивают достижения расчетных значений величин времени цикла копания. В то время как для экскаваторов отечественного производства 4-
го типоразмера в технических характеристиках указываются величины Тц=20 с (ЭО-4225А) и Тц=26 С (ЕТ-25).
На рис. 33 представлена зависимость изменения величины удельных приведенных затрат Z от дополнительного времени, необходимого для совершения цикла копания экскаваторами ЭО-4225А и ЕТ-25. Под дополнительным временем Тдоп здесь следует понимать непроизводительные потери времени в цикле копания, сопряженные с несовершенством системы управления или силовой трансмиссии экскаватора. Величина Тдоп определяется разностью времени цикла, указанного в технической характеристике экскаватора, и расчетного минимального времени цикла, соответствующего мощности энергоустановки экскаватора (см. табл. 2). Для экскаватора ЭО-4225А Гаоп=10 с, а для ЕТ-25 -Гаоп=16,7 с. Здесь же показаны уровни величин удельных приведенных затрат экскаваторов зарубежного производства при условии отсутствия непроизводительных потерь времени (Тдоп=0).
Рис.33. Зависимость удельных приведенных затрат от дополнительного времени цикла копания грунта экскаваторами Из анализа материалов этого графика, данных технических характеристик экскаваторов и результатов расчета, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы.
Конструкция системы управления и силовой трансмиссии экскаваторов ЭО-4225 и ЕТ25 не обеспечивает выполнение цикла копания без непроизводительных потерь времени.
Непроизводительные потери времени в цикле копания этих экскаваторов могут достигать 10... 16 с.
При указанных выше величинах непроизводительных потерь времени цикла копания себестоимость разработки грунта экскаваторами отечественного производства становится практически такой же, как и экскаваторами зарубежного производства.
Для обеспечения эффективности экскаваторов отечественного производства целесообразно сократить непроизводительные потери времени цикла процесса копания путем совершенствования конструкции системы управления и гидропривода для обеспечения высокого
Задание для самостоятельной работы На основе анализа информации о параметрах экскаватора и статистической информации последних лет определить тенденции и технический уровень современных экскаваторов. Предложите методику сертификационного испытания для определения времени цикла процесса копания и выявления причин непроизводительных потерь времени.
- Сертификация строительных и дорожных машин
- Введение
- 1. Основы сертификации
- 1.1. Основные цели и принципы организации сертификации
- 1.2. Система сертификации
- 1.3. Обязательная сертификация
- 1.4. Добровольная сертификация
- 1.5. Схемы сертификации
- 1.6. Порядок проведения сертификации продукции
- 1.7. Сертификация системы качества
- Анализ отечественного опыта создания систем качества в производстве
- Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом
- Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта системного подхода в управлении качеством продукции
- Основные принципы проведения сертификации системы управления качеством продукции
- Внутренняя проверка документации и подготовка системы управления качеством продукции к сертификации
- 1.8. Сертификация продукции, ввозимой из-за рубежа
- 1.9. Порядок проведения Госстандартом госконтроля и надзора
- Порядок выдачи предписаний
- Порядок наложения штрафов
- 2.3 Методика сертификационных испытаний
- 2.3.1. Испытания при сертификации
- 2.3.2. Сертификация устойчивости экскаватора
- 2.3.3. Сертификация производительности бульдозера
- 2.3.4. Сертификация производительности автогрейдера при выполнении планировочных работ
- 2.3.5. Сертификационное испытание соответствия параметров ковша податливости конструкции рабочего оборудования экскаватора
- 2.3.6. О параметрах экскаваторов
- 2.3.7. Сертификационная оценка устойчивости самоходного скрепера
- 2.3.8. Производительность скрепера